Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2745   2746   2747   2748   2749   2750   2751   2752   2753  2754   2755   2756   2757   2758   2759   2760   2761   2762   2763  » »»

производное,  слагающееся  из   обстоятельств   воровства   и   грабежа,
осложненных особенными качествами  объекта  и  места  преступления".  По
определению 219 ст.  улож.  о  нак.,  "С.  признается  всякое  похищение
церковных вещей и денег как из самых церквей, так и из часовен, ризниц и
других постоялых и временных церковных хранилищ, хотя бы они  находились
и  вне   церковного   строения".   По   способу   действия   различаются
насильственное ограбление (когда оно  не  соответствует  общему  понятию
разбоя), похищение со взломом и похищение без взлома; по  роду  места  -
похищение из церкви  или  церковной  ризницы,  из  часовни  или  другого
церковного хранилища и из частного дома или другого места;  по  свойству
похищенного - похищение предметов священных (ограничительно  исчисленных
в ст. 231), похищение вещей, освященных употреблением при  богослужении,
и похищение принадлежащих церкви денег,  свеч,  еще  не  поставленных  к
образам или в паникадила,  и  других  не  освященных  употреблением  при
богослужении  вещей.  Сообразно  такому  сложному  различию  видов   С.,
установлена сложная карательная система, по которой, начинаясь от высших
исправительных, наказания доходят до ссылки в каторжные работы на 15 лег
(ст. 220 - 226). Оскорбление святыни  при  С.  почитается  увеличивающим
вину обстоятельством. Покража денег из столбов, выставленных с  образами
или крестами для сбора на церковь наказуема  как  похищение  из  часовни
денег и не освященных вещей (ст. 227). Наказание за С., учиненное лицом,
коему было поручено хранить похищенных предметов, вещей  или  денег  или
коему они были вверены для употребления при богослужении,  увеличивается
одной степенью (ст. 228). Кроме  общей  постановки  вопроса,  наибольшие
возражения вызывает отнесение к С. похищения принадлежащих церкви  денег
и не освященных предметов, т. е. перенесение центра тяжести со  свойства
объекта на его хозяина.  Проект  угол.  улож.  (1895  г.)  исключает  из
понятия о С. похищение церковных денег и неосвященных предметов. На  той
же почве остались в своем представлении госуд. совету министр юстиции  и
председатель редакционной комиссии, хотя  св.  синод,  в  замечаниях  на
проект, настаивал  на  сохранении  определений  действующего  права.  Не
различая, по наказуемости похищения, предметов священных от  освященных,
равно объединяя случаи похищения из  христианской  церкви,  молитвенного
дома, ризницы, другого церковного хранилища или  из  иного  места,  если
виновному  известно  было  о  принадлежности  похищенного   христианской
церкви, проект назначал за С., "буде виновный не подлежит более строгому
наказаны  за  оскорбление  святыни",  каторгу  на  срок  до  8  лет  или
исправительный   дом.   Субъектом   С.   может   быть    лицо    всякого
вероисповедания, объектом - имущество церквей  только  христианских.  Со
стороны внутренней  требуется  корыстное  намерение  овладеть  церковным
имуществом. Мошеннический способ деятельности в понятие С. не входит.  В
одной главе с С. действующее право трактует разрытии могил в истреблении
или повреждении надгробных памятников. См. И. Фойницкий, "Посягательства
на   личность   и   имущество";   Белогриц-Котляревсюй,   "Особые   виды
воровства-кражи по русскому праву".
   К.-K.
   Святцы -  так  наз.  список  святых,  чтимых  православной  церковью,
составленный в  порядке  месяцев  и  дней  года,  к  которым  приурочено
празднование и чествование каждого святого. Церковные С. назначаются для
богослужебного употребления; они печатаются при богослужебных  книгах  -
канонике, акафистнике, молитвослове, в конце их, а  иногда  в  середние.
Окончательной, однообразной редакции С., печатаемых в церковных  книгах,
не существует; одно только правило соблюдается непременно - каждое  имя,
заносимое С., должно принадлежать канонизованному церковью святому. Этим
С. отличаются от старинных церковных "дистихов" или  "поминай",  которые
каждый  мог  и  может  приносить  с  собою  в   храм   для   поминовения
священнослужителями. Иначе С. называются месяцесловами,  преимущественно
- когда они издаются отдельно. В церковных  отдельных  изданиях  святцев
или  месяцеслов  к  спискам  святых  присоединяются  особые  статьи  для
определения на большее или меньшее  время  вперед  дней  так  называемых
подвижных праздников; таковы "Наехали зрячая" (определяющая на известный
год дни праздников, находящихся в зависимости  от  времени  празднования
дня Пасхи), "ключ обращения  индиктиона",  "лунное  течение".  Здесь  же
помещаются  кондаки  и  тропари  праздников,  особенно  в  месяцесловах,
Типиконе, Следованной Псалтири, Молитвослове и Часослове. Издаваемые для
домашнего употребления частными лицами  С.,  месяцесловы,  календари  не
имеют обязательной нормы состава имен святых,  так  в  С.  богослужебных
книг, но подчиняются общему цензурному правилу о том,  что  в  С.  могут
быть заносимые лишь имена канонизованных церковью святых. Образцом таких
частных изданий "святцев" или "месяцесловов"  может  служить  "Календарь
Православной Церкви" в "Настольной книге для народа", изданной комиссией
народных чтений в С.-Петербурге и его окрестностях; он  составлен  прот.
Н" К. Смирновым, под редакцией известного  автора  учебников  по  Закону
Божию, протоиерея Д. П. Соколова.
   Н. Б - в.
   Святой, святые. - В памятниках первоначальной христианской древности,
до половины IV в. и даже до V в., как у  восточных,  так  и  у  западных
христиан  слово  святой  -  (agioV;),  sanctus  -  по  мнению   Мартиньи
("Dictionnaire des antiquites") отнюдь не было усвоено так  назыв.  ныне
канонизованным святым, т. е.  ни  апостолам,  ни  мученикам,  ни  вообще
лицам,  которые  позже  стали,  под  именем  святых,  предметом  особого
почитания церкви. На Западе в то время  выражались  просто:  Paulus  (не
прибавляя: "апостол" или "святой"), Vincentius, Petrus и  т  д.  Римский
календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом при его  "Acta  Sinсега",
доводит список особо чествуемых в церкви лиц до IV в.  включительно  (до
папы Либерия), при чем ни разу не  дает  им  названия  sanctus.  Лишь  в
календарях церкви карфагенской, в III - V вв., при поминовении  умерших,
особенно  чтимых  церковью,  слово  sanctus  встречается  часто.  Первый
календарь, в котором постоянно встречается слово sanctus при имени  того
или иного особо чтимого церковного лица, это - календарь Полемия  ("Acta
sanctorum"; т. 1). В менее отдаленную эпоху это слово встречается иногда
в мозаиках при изображении апостолов. но его еще нет при изображении св.
Иоанна Предтечи даже в 451 г., и встречается оно при имени  Предтечи  не
раннее, как в 472 г., на изображении св. Агафии in Suburra, в  Риме.  По
исследованию Чиампи, оно встречается  также  при  изображении  Козьмы  и
Дамиана в 531 г. Слова sanctus и sanctissimus на мраморных  погребеньях,
бесспорно древних,  имеют,  по  мнению  Мартиньи,  значение  carissimus.
Причина, по  которой  христиане  древнейших  времен  избегали  эпитетов:
Sanctus, Sanctissimus, заключается, по мнению некоторых ученых,  в  том,
что слово Sanctus часто употреблялось в надписях  несомненно  языческих,

Страницы: «« « 2745   2746   2747   2748   2749   2750   2751   2752   2753  2754   2755   2756   2757   2758   2759   2760   2761   2762   2763  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь