Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2758   2759   2760   2761   2762   2763   2764   2765   2766  2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773   2774   2775   2776  » »»

- 142), Трифон или Диодот (142 - 138), Антиох VII  Сидет  (138  -  129),
Александр Зебинас (128 - 123), С. V (126 - 125), Антиох VIII Грип (125 -
96), Антиох IX Кизикский (116 - 95), С. VI Епифан (96 - 95), Филипп  (92
- 83), Антиох X Филадельф (92), Димитрий III Филопатор (95 - 88), Антиох
XI Дионис (89 - 84), Антиох XII Благочестивый (94 - 83),  Тигран  (80  -
69), Антиох XIII Азиатский (68 - 64). С 162 до 125 г. сирийский  престол
непрерывно переходил из рук в руки, пока Сирия не была разделена на  две
части, управлявшиеся особыми  царями:  северную  Сирто,  с  Киликией,  и
Финикию, с Койлесирией. По смерти Антиоха XIII, убитого эмесским князем,
Помпей, осенью 64 г., вступил в  Сирию  и  завоевал  ее,  обратив  ее  в
римскую провинцию. В культурном отношении Сирия занимала важное место  в
ряду  эллинистических  монархий   и   в   некоторых   отношениях   имела
преимущество перед Птолемеевой  монархией.  Так,  правители  Сирии  были
гораздо деятельнее Лагидов; население не представляло  собой  нестройной
толпы, но было организовано в общины, при чем греко-македонский элемента
господствовал в  материальном  и  культурном  отношении  над  восточным.
Наряду с греческими независимыми городами существовали восточные общины,
жившие самостоятельной жизнью (напр. евреи). Атиохия была третьим  после
Рима и Александрии центром цивилизации и просвещения. В ней  было  много
богатых  храмов,  портиков,  бань,  театров,   произведений   искусства:
Библиотека в Антиохии была  учреждена  лишь  при  Антиохе  XIII.  Другим
центром сирийского царства была Селевкия на  Тигре.  Сирийцы  отличались
живым умом, склонностью к удовольствиям и  нравственной  распущенностью;
типичный образец  сирийского  характера  представляет  собой  Антиох  IV
Епифан (175 - 164; Polyb. 26, 1; 31, 3,  4;  Athen.  5,  93;  см.  Holm,
"Griechische (Jeschichte",  IV  т.,  20  гл.,  1894).  Кроме  собственно
Селевкидии, греческая культура была распространена в Киликии и  Финикии;
греческие города, находившиеся в этих областях, считались "священными  и
неприкосновенными".  В   чем   заключалась   юридическая   основа   этой
неприкосновенности,  точно  определить  трудно;   известно   лишь,   что
большинство   значительных   городов,   оставшихся   верными   последним
Селевкидам,   допускали   самодержавную   власть   только   с   большими
ограничениями.

   Литература. Ср. Niese, "Geschichte der Griechischen und Makedonischen
Staaten seit der Schlacht tei Charoneia"  (II  т.,  Гота,  1893,  1899);
Holm, "Griechische Geschichte" (IV т., Б., 1894;  англ.  перев.,  1898);
Droysen, "Geschichte des Hellenismus" (есть русский  перевод);  Mommsen,
"Romische Gescichte" (V т., Б., 1885).
   Н. О.
   Селекционная  теория   -   объясняющая   видоизменение   животных   и
растительных форм или трансформизм путем отбора (подбора, селекции),  т.
е. путем  вымирания  наименее  приспособленных  и  переживания  наиболее
приспособленных особей. Некоторые, напр. Циглер, видят следы С. теории в
учении Эмпедокла, но во всяком случае научная формулировка этой теории и
ее разработка тесно связаны с именами Ч. Дарвина  и  Уоллэса.  Др  Уэльс
(Wels) в 1813 г. путем подбора  объясняет  преобладание  черных  рас  на
Африканском континенте, ибо эти расы, по его словам, более устойчивы  по
отношению к некоторым болезням, коим легко  подпадают  белые  расы.  Эти
последние вымирали, а  черные  переживали  их  и  составили  современное
население Африки. В 1831 г. идея подбора защищалась  Патриком  Мэтью,  а
потом Ноден (1852), известный ботаник, высказал предположение, что  виды
образуются тем же путем, как и домашние расы,  т.  е.  отбором,  но  ему
все-таки  непонятен  был  самый  процесс  отбора.  В  1858  г.  в  журн.
Линнеевского общества появились одновременно сообщения Дарвина и Уоллэса
(Wallace), формулирующие сущность С. теории. Подбор, зависящий  от  воли
человека,  назван  искусственным,  а   подбор   на   почве   борьбы   за
существование назван естественным. Уоллэс не был так последователен, как
Дарвин, и говорил, что происхождение человека нельзя объяснить на  почве
подбора. Первобытный человек, по его  мнению,  обладает  мозгом  гораздо
большего объема, чем это нужно для целей его существования. Такой  мозг,
который и создал возможность дальнейшего  умственного  прогресса,  коего
достигли высшие расы, не может быть объяснен подбором.  Точно  также  не
поддается объяснению  подбором  исчезновение  волос  на  коже  человека,
развитие нравственных чувств и т. п. Однако, мы знаем,  что  гипертрофия
или вообще появление органов ненормально развитых не составляет  редкого
случая среди других аномалий, и появление  особей  с  усиленно  развитым
мозгом среди приматов также возможно, как и появление  самцов  оленей  с
чудовищно  развитыми  рогами.  Такие  особи  между  приматами  и   могли
послужить для развитая человеческой расы.  Исчезновение  волос  пытались
объяснить громадным вредом, который приносят живущие в волосах паразиты.
Развитие   нравственного   чувства,    вероятно,    представляет    лишь
распространение на  ближних  тех  родительских  чувств,  кои  при  самом
появлении  своем  бесспорно  имели   громадное   утилитарное   значение,
обеспечивая  охрану  и  безопасность  молодому  поколению.  Подобное  же
явление представляют нам и общественные животные, которые соединяются  в
ассоциации, и тогда  борьба  за  существование  продолжается  уже  между
ассоциациями, а не между  отдельными  особями  или  семьями.  Вообще  же
вопрос о том, применима ли С. теория в  рассмотрению  ныне  существующих
отношений в человеческом обществе решается различно. Одни полагают,  что
нравственное чувство, капитал  и  т.  п.  факторы  совершенно  разрушили
влияние подбора, а другие полагают,  что  все  эти  факторы,  хотя  иным
путем, приводят в конце концов к тем же результатам, в каким привел бы и
подбор. По поводу С. теории был  высказан  ряд  возражений,  коих  часть
приведена в статье Подбор - именно относительно  необходимости  изоляции
новообразующегося вида. Кочпуль и Роменс полагали, что  вместо  изоляции
достаточно, если группа особей  обладающих  каким-либо  новым  признаком
потеряет способность к скрещиванию с прочими особями этого  вида  такими
признаками не обладающими. Но как  самая  изоляция,  так  предположенное
Роменсон обстоятельство, названное им физиологическим подбором,  хотя  и
могут, конечно, иметь место в природе, но вряд  ли  являются  неизбежным
условием для образования нового вида. Правда острова,  замкнутые  долины
имеют очень часто для них  характерные  виды,  выработавшиеся  благодаря
изоляции, но широкий  и  постоянный  прогресс  форм,  не  ограничивающий
выработкой нового вида или разновидности,  а  ведущий  к  постоянному  и
последовательному усложнению и дифференцировке форм, возможен только  на
обширных материках с разнообразными условиями и широкой возможностью для
переселения  форм  и  вытеснения  одна  другой.  Действительно,  острова
являются  наиболее  удобными  местами  для  сохранения   форм   глубокой
древности.,  Население  Мадагаскара,  Целебеса,  Новой  Гвинеи   гораздо

Страницы: «« « 2758   2759   2760   2761   2762   2763   2764   2765   2766  2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773   2774   2775   2776  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь