Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773   2774   2775  2776   2777   2778   2779   2780   2781   2782   2783   2784   2785  » »»

   Сенат (римский). - Римская община искони слагалась из  трех  основных
органов: народа, как  суверенного  распорядителя  судьбами  государства,
магистратов, как носителей народной воли, и С., как  носителя  народного
разума, хранителя государственных традиций, органа, из которого  исходит
и  куда  возвращается  верховное  магистратское  imperium.  Вся  история
римской  конституции  есть  история  постепенного  развития  этих   трех
основных органов. Абсолютное владычество магистратуры,  сначала  в  лице
царя, затем  в  лице  консулов,  постепенно  смягчается  и  переходит  в
олигархию,  затем  в  умеренную  аристократию,  представителем   которой
является сенат; попытки демократизировать государственный строй, разбить
главенство  С.  дают  только  отрицательные  результаты,  восстанавливая
магистратский произвол в лице принципата. Некоторое время С.,  больше  в
силу  традиции,  чем  в  силу  фактического  могущества,  продолжает,  в
качестве фактически подчиненного органа, делить власть с  магистратурой,
пока самое понятие магистратуры не исчезает, вытесненное новым принципом
восточной абсолютной монархии.
   а) Эпоха  царей.  Исконное  существование  С.  выразилось  в  римском
предании в том, что учреждение его, как и  других  коренных  институтов,
приписывается основателю  государства,  Ромулу.  Предание  ставит  С.  в
полную зависимость от царя; в его руках лежит выбор сенаторов. Но уже  в
это время, очевидно, выработались основные свойства С.,  характеризующие
его за все время  его  существования  и  бывшие  залогом  прочности  его
существования: пожизненность  звания  сенатора  и  ограниченность  числа
членов С. И то, и другое, при существовании абсолютной  царской  власти,
можно объяснить только тем,  что  С.  был  обязан  своим  существованием
отнюдь не акту царского произвола, а принадлежал,  как  и  сама  царская
власть, к основным учреждениям  общины.  Весьма  возможно,  что  родовой
строй общины сказался и  на  C.  и  что  он  в  царский  период  являлся
представителем отдельных родов, из которых  слагалась  община.  Вероятно
уже тогда единственным требованием, предъявлявшимся  к  сенатору,  было,
кроме   принадлежности   к   роду,   требование   известного   возраста,
принадлежности к seniores. В это  же  время  вырабатываются  и  основные
функции С., его двойственная роль в римской  государственной  жизни:  он
является   одновременно   советом   магистрата   в    наиболее    важных
государственных  вопросах  и  носителем  верховной  власти,   хранителем
традиций государственной жизни. В первое время существования  С.  вторая
сторона его деятельности преобладает. Выражается  она  в  том,  что  при
смерти верховного магистрата - царя - власть (imperium)  возвращается  в
недра С., с тем, чтобы немедленно быть им переданной временному носителю
ее - междуцарю (interrex), выходящему из среды С. Смена  этих  временных
(не  более  5  дней)  носителей  власти  приводит  к  появлению   нового
окончательного носителя ее - царя. К той же области относятся и действия
С., как  хранителя  государственных  традиций:  всякое  решение  народа,
поскольку такие решения были возможны при царском  режиме,  нуждается  в
авторитетном  подтверждении   со   стороны   С.   (auotoritas   patrum),
свидетельствующем о соответствии его основным религиозным и политическим
устоям общины.
   Республиканский период. С  появлением  во  главе  государства  вместо
одного пожизненного царя двух срочных консулов, положение С. в  сущности
не меняется: разница только та, что  пополняют  теперь  С.  не  цари,  а
консулы. Вероятно уже в самом начале этого периода  происходит,  однако,
крупная реформа в составе С. : наряду  с  представителями  патрицианских
родов в нем являются плебеи (conscripti). Это вызывает двойственность  в
состав  С.,  обусловливающую  ход  его  дальнейшего  развития.  В   силу
религиозного консерватизма Рима, плебеи могли принимать участие только в
одной из функций С. - в его действиях как совещательного органа;  другая
сторона деятельности, требующая принадлежности к  патрицийству,  которое
одно  только  могло  сноситься  с  богами  общины,  была   закрыта   для
неполноправных в религиозном отношении плебеев; они не принимали участия
в interregnum и в  даровании  auctoritas.  Даже  совещательная  роль  их
ограничена  правом  голосования,  без  права   предложения.   Дальнейшей
реформой в жизни С., было  изменение  способа  пополнения  С.  Овиниевым
законом (около 312 г. до Р.  Хр.).  По  этому  закону  пополняли  С.  не
консулы, как ранее, а особые магистраты - цензоры, и притом  "из  лучших
людей каждого  сословия".  Этим  путем  С.  эмансипировался  от  влияния
консулов. Та же эмансипация совершалась и другим  путем.  Уже  с  первых
времен республики вошло в обычай, чтобы бывшие председатели С. - консулы
- после окончания своей магистратуры входили без особого выбора в состав
С. При выделении из консульства претуры, цензуры и эдилитета, это  право
распространено было и на новых  курульных  магистратов,  а  по  Атиниеву
плебисциту - и на. народных трибунов. Все это уничтожило зависимость  С.
от магистратуры, прямо связав пополнение С. с  народными  магистратскими
выборами.  Этого  мало:  магистратура  была  поставлена   фактически   в
зависимость  от  сената,  так  как  каждый   магистрат   сознавал   себя
магистратом только временно, сенатором же  -  пожизненно.  Уничтожилось,
фактически,  и  постоянное,  определенное  число  сенаторов;  списки  С.
пополнялись теперь только через каждые пять лет, при  чем  цензоры  были
обязаны  вносить  в  них  всех  бывших  курульных   магистратов;   число
сенаторов, поэтому, постоянно должно было колебаться и быть то ниже,  то
выше нормального числа. Уничтожалась и  разница  между  патрицийскими  и
плебейскими магистратами во всем, что касалось до совещательных  функций
каждого сенатора. Закончилось развитие тем, что в сенат вошли все бывшие
магистраты, до квесторов включительно, и количество сенаторов при  Сулде
было увеличено до 600. В силу того же способа пополнения  С.  из  бывших
магистратов пало требование предельного возраста и установился известный
имущественный ценз - не ниже 400000 сеет. В среде сенаторов установились
известные ранги: в списках  сенаторов  впереди  стояли  бывшие  консулы,
затем преторы, эдилы, трибуны, квесторы и  наконец  сенаторы,  вовсе  не
бывшие магистратами. Эти ранги имели значение при ходе  дебатов;  консул
или другой председательствовавший магистрат обращался с  опросом  мнений
сначала к старшим, затем к младшим. И теперь, как и раньше, С.  не  имел
права инициативы; как и народное собрание, он не мог заседать когда  ему
угодно и обсуждать что ему угодно.  Он  мог  действовать  только  тогда,
когда его созывал магистрат, и обсуждать только  то,  что  ставилось  на
обсуждение председателем. Фактически, однако,  С.,  в  противоположность
комциям, мог влиять на магистрата и выходить за пределы его предложений.
Эту возможность давало ему право каждого сенатора  говорить  о  чем  ему
было угодно, т. е. на вопрос магистрата отвечать  речью,  выходившей  за
пределы  предложенного  вопроса;  но   заключавшиеся   в   таких   речах
предложения могли быть поставлены на обсуждение и вотированы  только  по

Страницы: «« « 2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773   2774   2775  2776   2777   2778   2779   2780   2781   2782   2783   2784   2785  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь