Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2765   2766   2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773  2774   2775   2776   2777   2778   2779   2780   2781   2782   2783  » »»

издание "Азии" Ритгера, С. в 1894 и 1895 гг. выпустил два обширные тома,
составляющее громадное дополнение или в сущности совершенно  новый  труд
по географическому описание Забайкалья, в котором самому С.  принадлежит
немалая доля. Когда же вышло в свет "Описание  Амурской  обл.  "  Г.  Е.
Грум-Гржимайло, составленное по поручению министерства финансов, при чем
многие главы были написаны С.  В  1895  г.  был  отпразднован  50-летний
юбилей Имп. русс. геогр. общ., по поводу которого  С.  написал  "Историю
полувековой  деятельности  географ,  общ.  "  (3  т.).  В  1896  г.   С.
организовал  сибирский  отдел  нижегородской  всеросс.  выставки,  а   в
настоящее время состоит организатором  окраинного  отдела  на  всемирной
выставке в Париже. Первая всеобщая перепись России, совершенная  в  1897
г.,  была  подготовлена  и  выполнена  под  главным   руководством   С.,
напечатавшего по этому случаю  статью:  "Характерные  выводы  из  первой
всеобщей переписи" ("Известия Имп. Русск.  Географич.  Общ.",  1897).  С
1899  г.  начал  выходить  новый  обширный  труд   "Россия"   -   полное
географическое описание нашего отечества, редактируемый В. П.  Семеновым
под общим руководством С. С 1897 г. С. состоит  членом  государственного
совета, присутствуя в департаменте законов. В честь  С.  названы  многие
местности в Европе, Азии и Сев. Америке.
   Ю. Шокальский.
   Семинария (лат. seminarium - рассадник) - образовательное  учреждение
для подготовления духовных лиц и учителей преимущественно народных школ.
Название С. появляется впервые со времени триентского собора (1545 - 63)
и  было  официальным  наименованием  учебных  заведений,  имевших  целью
подготовление духовных лиц. Позже в  Германии  и  Франции  была  сознана
потребность в учреждении особых С. для подготовления  будущих  учителей,
преимущественно для народных школ.  Еще  герцог  саксен-готский  Эрнесть
Благочестивый (ум. в 1675 г.) предполагал  открыть  такую  С.  Мысль  об
учреждении С. для  учительниц  защищал  Фенелон,  в  своем  сочинении  о
воспитании девиц (1687). В 1684 г. была открыта. в Реймсе "Seminaire des
maitres d' ecole", Мысль герцога Эрнеста была осуществлена.  в  Германии
Авг. Герм. Франке в Галдел учрежденная им Seminarium praeceptorum  (1695
г.) выпустила много учителей для средних и низших школ. В 1732  г.  была
открыта С. близ Штетина, в 1735 г. - близ Магдебурга,  в  1784  г.  -  в
Берлине и т. д. Мало помалу эти  учреждения,  часто  носившие.  название
нормальных школ, распространились в большом числе по Германии, Австрии и
Швейцарии;  пользуясь   покровительством   как   католических,   как   и
протестантских духовных лиц, и  так  назыв.  филантропистов  (Базедов  и
др.). Вновь обратили на себя особое внимание С.  в  Германии  начиная  с
1807 г., вследствие возбуждения, охватившего  Германию  после  разгрома.
1806 г., и под влиянием идей Песталоцци. Только в последние  десятилетия
забота о систематическом подготовлении сведущих  учителей  для  народных
школ  была  признана  в   Западной   Европе   непременной   обязанностью
государства; из 200 правительственных С.  в  Германии  40  были  открыты
после 1872 г.; из 36 правительственных и частных женских  С.  в  Пруссии
лишь  одна  существует  долее  50  лет.   В   других   государствах   С.
распространились по  примеру  Германии.  И  во  Франции,  где  во  время
революции  делу  образования  народных  учителей   оказывалось   большое
внимание,  стали  особенно  заботиться  об  Ecoles  normales  (как   там
называются С.) лишь в XIX  в.,  под  влиянием  Германии.  Устройство  С.
весьма различно В некоторых из них воспитанники
   - интерны,  в  других  -  экстерны.  Продолжительность  учения  также
различна:  в  Пруссии,  например,  она  равняется   3   годам,   которым
предшествуют 2 - 3 года занятий в приготовительной школе, а  в  Саксонии
она доходит до 6 лет.  В  Саксонии:  во  всех  С.  введено  обязательное
изучение латинского языка; в Пруссии изучение одного иностранного  языка
предоставлено на выбор  учащихся.  В  большинстве  немецких  С.  введено
изучение музыки, особенно игры на органе, так  как  в  Германии  учителя
обыкновенно занимают и должность органистов. Во всех С. Германии обучают
гимнастике и  рисованию,  весьма  часто  также  и  сельскому  хозяйству,
садоводству и разведению плодовых деревьев. При всех благоустроенных  С.
имеются школы, в  которых  семинаристы  старших  классов  упражняются  в
преподавании, под руководством своих учителей.  Многие  С.  находятся  в
тесной связи с учреждениями для глухонемых, где семинаристы  упражняются
в занятиях с глухонемыми. Во Франции нормальные школы в настоящее  время
урегулированы декретом 29 Июля 1881 г. Кроме этих  школ  во  Франции,  а
также в Италии и Венгрии существуют особые С. для подготовления учителей
и учительниц высших народных  училищ  и  средних  учебных  заведений.  В
Германии в настоящее время существуют при университетах или находятся  с
ними в  тесной  связи  многочисленные  практические  институты,  носящие
название    С.     исторических,     статистических,     экзегетических,
катехизических,    гомилетических,    литургических,     филологических,
археологических, педагогических.  Эти  С.  служат  дополнением  к  чисто
научным лекциям профессоров университетов. Среди них наибольшее значение
имеют  педагогические  С.,  имеющие  целью  практическое   подготовление
учителей для средних учебных заведений; при таких С. часто имеются школы
для  упражнения  будущих  учителей.  Первообразом  таких   С.   является
seminarium praeceptorum (см. выше); в XYIII в. появился в  Германии  ряд
педагогических С.: в Геттингене (в 1737 г.), в Галле (при  университете,
1776 г.), в Берлине  (при  гимназии,  1788  г.).  Особенно  рекомендовал
учреждение  педагогических  С.  при  университетах   Гербарт,   хотя   с
практической точки зрения является более удобным соединение их с средним
учебным заведением и,  по  возможности,  с  С.  для  народных  учителей.
Циркуляром 1890  г.  прусский  министр  народн,  просвещения  ф.  Гослер
предписал, чтобы  все  кандидаты  в  учителя,  до  допущения  к  пробным
занятиям, пробыли год в С.; вследствие этого циркуляра, открыт ряд новых
С. при средних учебных заведениях. Семипалатинск - обл. гор. С. обл., на
прав. бер. Иртыша и при рч. Семипалатинке, составляющей рукав Иртыша, на
абс. высоте 1080  фт.  С.  крепость  построена  в  1718  г.  полковником
Ступиным; по причине наводнений неоднократно была  переносима  далее  от
берега, так что теперь С. стоит уже на четвертом  месте.  Название  свое
крепость  получила  от  семи  падать  или  древних  каменных   строений,
развалины которых видны и теперь близ города, вверх. по Иртышу.  В  этих
палатах найдено много письмен на тунгузском языке, касающихся  дамайской
веры, почему полагают, что здесь жили тунгузские жрецы,  проповедовавшие
ламаизм калмыкам. С 1745 г. С. крепость принадлежала Сибирской  губ.;  с
учреждением Колыванского наместничества возведена, в 1782 г., в  степень
уездн. города. В 1797 г. С. причислен к Тобольской губ.; в 1804 г. г. С.
упразднен, а С. крепость причислена к Томской губ. В крепости  учреждена
была в это время таможня  и  построены  меновые  дворы  по  обе  стороны

Страницы: «« « 2765   2766   2767   2768   2769   2770   2771   2772   2773  2774   2775   2776   2777   2778   2779   2780   2781   2782   2783  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь