Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2774   2775   2776   2777   2778   2779   2780   2781   2782  2783   2784   2785   2786   2787   2788   2789   2790   2791   2792  » »»

английские.
   Л. Шепемевич.
   Сен-Санс  (Charles-Camille  Saint-Saens)  -   известный   французский
композитор, род. в Париже в 1835 г. Teopию композиции изучал у  Маледена
и Галеви.  Учился  в  парижской  консерватории  игре  на  органе  и  был
органистом в парижских церквах. Впервые как композитор С.  С.  выступал,
начиная с 1856 г., с симфониями, имевшими успех. В особенности  его  имя
выдвинулось благодаря его  операм  "Samson  et  Dalila",  "Henri  VIII",
"Etienne Marcel" включенным в репертуар почти всех больших сцен  Европы,
его  симфонические  поэмы  "Phaeton",  "Le  rouct  d'Omphales",   "Danse
macabre",  "La  jeunesse  d'Hercule"  и  др.  исполняются  почти   всеми
симфоническими оркестрами. Написал еще  кантату  "Promethee",  квартеты,
квинтеты, много духовных сочинений, концертов для  разных  инструментов,
сочинений в области камерной  музыки  и  пр.  Из  мелких  вокальных  его
сочинений выдаются: "Melodies Persanes", для пения  с  фортепиано.  С.С.
приезжал в 1875 г. в Петербург. Сенсуализм - термин новый:  во  всеобщее
употребление его ввел Кузен, который в своей "Historic  generale  de  la
philosophic" противополагает С. идеализму и,  следовательно,  обозначает
этим   термином   направление,   которое   теперь    принято    называть
материализмом. Это  значение  термина  С.  не  удержалось.  Сенсуализмом
принято теперь называть известное направление в решении гносеологических
вопросов, противоположное интеллектуализму  или  рационализму.  Основные
воззрения  С.  состоят  в  следующем.  Он   отрицает   врожденные   идеи
(Condillac, "Essai sur l'origine des connaissance humaines", 1,  гл.  2,
9),  иначе  говоря,   признает   за   разумом   лишь   производное,   не
первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все свое
содержание получает из ощущений ("Nibil est in intellectu quod nоn  ante
fuerit in sensu"), а ощущение - из  опыта;  таким  образом  внешний  мир
является источником и критерием познания. В этом  пункте  заключается  и
сходство, и различие С. с материализмом. Оба направления утверждают, что
источник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир  понимается
ими совершенно  различно.  Материализм  верит  в  полное  или  частичное
тождество  содержания  ощущений  с  качествами  предмета,  чего  С.   не
признает. Бондильяк, в своем "Traite des sensations" (I,  2),  заявляет,
что статуя, одаренная  обонянием,  испытывает  лишь  чисто  субъективное
состояние, когда обоняет запах розы ("les odeurs ne sont  и,  son  egard
que ses  propros  modifications  ou  manieres  d'etre").  В  вопросе  об
отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк  вовсе  воздерживается
от суждения, считая этот вопрос праздным ("Тr. d. S.", 4-я часть, гл. 5,
примеч. к 1). Таким образом С. отнюдь не ведет к материализму;  напротив
того, из него легче вывести субъективизм (т.  е.  отрицание  возможности
познать внешний мир и заключить, что все познание целиком развивается из
внутренних состояний сознания. Это роднит С. с  субъективным  идеализмом
(напр.  Фихте);  разливе  между  ними  заключается  лишь   в   понимании
деятельности субъекта. Для  субъективного  идеализма  сущность  сознания
состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь  одна,
и притом низшая ступень этой деятельности; для С., наоборот, в  ощущений
и состоит вся деятельность сознания,. из него выводится мышление и т. д.
("La sensation enveloppe tontes les facnites de  l'Sme"  -  "Traite  des
Sens." 1, гд. 7, 2). Кратко  эту  мысль  выражает  Гельвеций  в  словах:
juger, c'est  sentir.  Из  такого  отожествления  мышления  с  ощущением
следует, что никаких  особых  законов  мысли  нет.  История  образования
ощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своем "Traite des Sens.",
рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память,  внимание  и
мышление и каким  образом  создается  иллюзия  самостоятельных  духовных
процессов, независимых от  ощущения;  в  действительности  необходимость
мысли есть ничто иное, как привычка  или  ассоциация,  ставшая,  в  силу
частого повторения, неразрывной. Всякое  знание  всегда  имеет  в  своей
основе известное ощущение, следовательно знание всегда может быть только
частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в
то же самое время определяет и характер, и границы  его;  этот  источник
есть, таким образом,  критерий  истины.  Так  как  ощущение  зависит  от
впечатлений, идущих извне - положение, которое сенсуалистами принимается
на  веру,  -  всякий  же  опыт  есть  нечто  случайное,  иррациональное,
относительное,  то  всему  знанию  приходится  приписывать  случайный  и
относительный характер. Милль, исходя из  психологических  фактов,  дает
следующее определение материи: материя или предмет есть ничто иное,  как
постоянная возможность ощущений. Это (определение  вполне  соответствует
духу С., и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки  зрения
которого предмет есть совокупность представлений о величине,  плотности,
твердости и т. д., т. е. соединение представлений, полученных из  разных
категорий  ощущений,  главным  образом  осязания,  и   для   образования
представлении о предмет вовсе не нужно  мыслить  носителя  качестве  или
субстрата. Такова, в общих чертах, гносеология С.  В  заслугу  С.  можно
поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический
анализ  фактов  ощущения  и  восприятия,  стараясь  определить  значение
ощущений в познании вообще и значение отдельных  категорий  ощущений.  В
этом  отношении  особенного  внимания  заслуживают  работы   Кондильяка.
Однако, психологический анализ С. страдает тем, что смотрит с предвзятой
точки зрения  на  факты,  подлежащие  анализу.  С.,  подобно  фокуснику,
вкладывает в ощущение все то, что вовсе несвойственно ощущение самому по
себе и что С. с  торжеством  из  него  извлекает.  Не  ощущение  создает
сознание, память, воображение и мышление, а  синтетическая  деятельность
сознавая  проявляется  в  этих  различных  формах,  в   зависимости   от
различного материала, с которым она орудует. С. механизирует,  принижает
деятельность сознания и по самому  элементарному  ее  обнаружению  хочет
судить  о  всей  деятельности.  Неправильному  психологическому  анализу
соответствуют  и  неверные  гносеологические  выводы   -   неправомерное
ограничение области знания,  неправильное  объяснение  особенностей  его
(напр. характера математического знания), неправильное указание критерия
истины. Исторически сенсуализм проявлялся  разнообразно  и  в  различный
времена,  переплетаясь  с  материализмом,  эмпиризмом   и   субъективным
идеализмом; трудно, поэтому, написать историю С., не внеся в нее  чуждых
элементов. Соединение С. с материализмом есть сопtradictio  in  adjecto,
ибо уже самая возможность ощущения, как это отлично сознавал  Кондильяк,
исключает материализм, предполагая существование способности  духа.  Сам
по себе С. есть известная форма субъективного идеализма, противоположная
той, которая (напр. Фихте старший) видит в деятельности разума  сущность
духа. С эмпиризмом С. имеет общую точку  отправления  в  психологическом
анализе и общий взгляд на значение опыта. В древности С. можно  отметить

Страницы: «« « 2774   2775   2776   2777   2778   2779   2780   2781   2782  2783   2784   2785   2786   2787   2788   2789   2790   2791   2792  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь