Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2778   2779   2780   2781   2782   2783   2784   2785   2786  2787   2788   2789   2790   2791   2792   2793   2794   2795   2796  » »»

вызвали сатирические нападки кн. Вяземского, Горчакова и др.  В  комедии
Шаховского "Новый Стерн" (1807) под именем  графа  Пронского  выведен  и
осмеян  типичный  представитель   сентиментальных   путешественников   и
"вздыхателей" вроде Шаликова. Окончательный удар С. в русской литературе
нанесло  возникновение   реального   романа,   представленного   сначала
Надеждиным, потом Гоголем и наглядно показавшего всю условность  прежних
сентиментальных повестей. Впрочем, в ранних произведениях самого Гоголя,
напр.  в  его   "Вечерах   на   хуторе",   еще   чувствуются   отголоски
сентиментального направления
   -  наклонность  к   идеализации   сельской   жизни   и   возделыванию
идиллического жанра.  Пушкин  очень  сочувственно  отзывался  о  Стерне,
убеждал Смирнову перевести "Сентим.  путешествие",  а  десять  строк  из
"Тристрама, Шэнди" готов был поставить выше всей поэмы Мура "Лалла-Рук".
Ср.  Е.  Schmidt,  "Richardson,  Kousseau  und  Goethe"  (иена,   1875);
Gasmeyer, "Richardson's Pamela, ihre Quellen und ihr  Einfluss  auf  die
englische Litteratur" (Лпц., 1891); P.  Stapfer,  "Laurence  Sterne,  sa
personne  et  ses  ouvrages"  (П.,  1882);  Joseph  Texte,  "JeanJacques
Rousseau et les origines du  cosmopolitisme  litteraire"(ll"  1895);  L.
Petit de  Juleville,  "Histoire  de  la  langue  et  de  la  litterature
franaise" (т. VI, вып. 48, 51, 54); Н. Котляревский, "Мировая  скорбь  в
конце прошлого и начале нашего века"  (СПб.,  1898);  "История  немецкой
литературы" В. Шерера (русский перевод под ред. А. Н. Пыпина, т. II); А.
Галахов, "история русской словесности, древней и новой" (т. 1, отд.  II,
и т. II, СПб., 1880); М. Сухомлинов, "А. Н. Радищев" (СПб., 1883); В. В.
Сиповский,  "К  литературной  истории  Писем  Русского  Путешественника"
(СПб., 1897 - 98); "история русской литературы" А. Н.  Папина,  (т.  IV,
СПб., 1899); Алексей Веселовский,  "Западное  влияние  в  новой  русской
литературе" (М., 1896); С. Т. Аксаков,  "Разные  сочинения"  (М.,  1858;
статья о заслугах кн. Шаховского в драматической словесности).
   Ю. Веселовский.
   Сентябрь (нем. и англ. september; франц. septembre; греч. engtos  mhn
итал.  settembre;  лат.  mensis   september;   швед.   september;   исп.
septiembre;  старорусск,  септемврий;   древнеславянск.   рюен,   зарев;
малорусск. вересень, жовтень, сивень, маик; польск.  вржесень;  народное
название- ревун) - девятый месяц в году, имеет 30 дней; название получил
от латинск. septem=семь, так как это был  седьмой  месяц  древнеримского
календаря. Карл Великий дал ему название  Herbstmonat  (осенний  месяц),
так как в С. начинается осень. В древней Руси С. был седьмым, а с XV  в.
по 1700 г.-  первым  месяцем  в  году:  1-го  С.,  в  день  св.  Симеона
Летопроводца, праздновался гражданский, а потом и церковный  новый  год.
Первая неделя С. у  народа  известна  под  именем  семенской,  вторая  -
михайловской, третья - никитской,  четвертая  -  дмитриевской.  Народные
поговорки про С.: батюшка С. не любит баловать; в С. держись  крепче  за
кафтан; холоден С., да сыт; считай баба осень  с  C.  по  шапкам  да  по
лаптям; понеслись ветерки с полуночи, ай да С.; хватились бабы да бабьим
летом на Семен день, а того бабы не ведали, что  на  дворе  С.;  зажигай
огонь с C. в избе и на поле; в С. одна ягода, да и та горькая рябина;  в
С. и лист на дереве не держится; у мужика в С. только  те  и  праздники,
что новые новины. Первое С. в народе носит название  бабьего  лета;  это
название известно также у чехов, сербов, малорусов и поляков; по  погоде
бабьего лета судят об осени; с этого дня начинаются бабьи работы- мнут и
треплят пеньку, моют день и т. п.; у  рабочих  с  этого  дня  начинаются
засидки, т. е. работа при огне. Про 14: в сентябре  (Воздвижение  Креста
Господня) существуют в народе поговорки: шуба за кафтаном тянется; гад и
змея не движется, а хлеб с поля сдвинется; воздвиженские зазимки  мужику
не беда; смекай баба про капусту, на воздвиженьев день; у доброго мужика
на воздвиженьев день и пирог с капустой. 16 сентября у всех  славян  без
исключения посвящается чествованию памяти св. княгини Людмилы чешской  а
28 С.св. князя  Вячеслава  чешского,  при  чем  у  католиков  эти  числа
празднуются по новому стилю, а у православных- по старому. В  С.  солнце
вступает в созвездие весов; на 22 или  23  С.  (нов.  стиля)  приходится
осеннее  равноденствие,  которое  считается   началом   осени.   Средняя
температура С. в Архангельске 8,9ё, в СПб.  10,7ё;  в  Москве  11,2ё,  в
Христиании 11,2ё, в Копенгагене 12,8ё в Берлине 14,9ё, в Мюнхене  12,9ё,
в Штутгарте 15,0ё, в Вене 15,8ё, в Лондоне 14,7ё, в  Брюсселе  15,1ё,  в
Париже 15,6ё, в Константинополе 20,2ё, в Афинах 23,4ё, в Риме  20,7ё,  в
Мадриде 18,9ё, в Лиссабоне 19,9ё.
   Сенявин (Дмитрий  Николаевич,  1763-1831)  -  адмирал.  Участвовал  в
устройстве Ахтиарского порта (Севастополь); во вторую турецкую войну при
Екатерине II отличился в сражении близ Варны; в 1798 г.,  после  упорной
осады, взял занятую французами  крепость  на  о-ве  св.  Мавры  и  много
содействовал  успеху  осады  Корфу.  Участвовал  почти  во  всех  войнах
Александровского времени. Ср. Бантыш-Каменский,  "Сенявин"  ("Библиотека
для Чтения", 1838, т. XXXI); Арцымович, "Д.Н. Сенявин" (СПб., 1855).
   Септет- музыкальное сочинение, написанное для семи  инструментов  или
голосов  Вокальный  С.  не  имеет  обширной   формы,   инструментальный-
представляется большим  сочинением  в  области  камерной  музыки  (напр.
знаменитый С. Бетховена).
   Сераль (Serail)- франц. форма персидского слова Serai  (большой  дом,
дворец),  перешедшего  в  турецкий  язык;  означает  в  настоящее  время
резиденцию турецкого султана, в вост. части Константинополя,  защищенную
со стороны города и моря средневековой стеной с башнями  и  зубцами.  С.
образует  обширный  комплекс  дворов,  квартир  для  прислуги,  дворцов,
киосков и садов. Через Баби-Гумаюн- королевские ворота, расположенные  в
западной стене против Софийской мечети-  входят  в  наружный  двор,  где
помещаются министерство финансов,  монетный  двор,  бывшая  византийская
церковь св. Ирины, обращенная в цейхгауз. Следующие ворота,  БабъэсСелям
- врата мира - ведут во второй, меньший  двор,  окруженный  арками,  где
находятся казармы прежней дворцовой стражи, бостанджи и  янычар.  Богато
украшенные третьи ворота, Баб-и-Сеадет - врата блаженства, - которые  до
недавнего времени охранялись белыми евнухами, открываются против  самого
важного внутреннего двора, где мрачный, но великолепный  тронный  зал  и
казначейство. Сюда примыкают сосредоточенные  в  вост.  части  мыса,  на
морском берегу, дворцы, необитаемые со времени Махмуда  II.  Из  киосков
известен расположенный в садах южн. части  С.  Гюльхане  (розовый  дом),
благодаря опубликованному в нем гаттишерифу 1839 г. Эски-Серай -  старый
С. - группа построек на месте дворца древнего сената, окруженная стеной;
часть этих  построек  отведена  под  военное  министерство,  часть-  под
квартиры жен умерших султанов.
   Серафим- монах Саровской пустыни (1760-1883),  в  течение  55-ти  лет

Страницы: «« « 2778   2779   2780   2781   2782   2783   2784   2785   2786  2787   2788   2789   2790   2791   2792   2793   2794   2795   2796  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь