Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2973   2974   2975   2976   2977   2978   2979   2980   2981  2982   2983   2984   2985   2986   2987   2988   2989   2990   2991  » »»

православному учению, лютеране  утверждают,  что  таинства  суть  только
внешние знаки или символы нашего союза со Христом и нашего пребывания  в
церкви Христовой; цель их и существо  состоят  в  напоминании  нам  дела
спасения, совершенного Христом, и через то в возбуждении и укреплении  в
нас веры во Христа. Реформаты  учат,  что  таинства  суть  символические
знаки,  сами  по  себе  бессодержательные,  свидетельствующее   лишь   о
принадлежности верующего к христианской  церкви.  Социтане  и  арминиане
видят в таинствах одни внешние обряды, которыми отличаются христиане  от
иноверцев. Анабаптисты считают таинства аллегорическими знаками духовной
жизни, сведенборгиане - символами взаимного  соединения  между  Богом  и
человеком. Квакеры и наши духоборцы, отвергая совершенно видимую сторону
таинств, признают их только за внутренние, духовные  действия  небесного
света. По православному учению, условиями для совершения и действенности
таинств  признаются  присутствие  двух  сторон  таинств:  объективной  и
субъективной.  Первая  сторона  (объективная)   состоит   в   правильном
совершении Т. законно поставленным иерархическим лицом,  при  соблюдении
известной определенной внешней формы и словесной  формулы  Т.,  согласно
божественному установлению; субъективная же сторона таинств  заключается
во  внутреннем  настроении  и  расположении   христанина,   принимающего
таинство. Первая сторона таинств составляет условие для действительности
таинств;  вторая  служит  условием  для  их  благодатной  действенности.
Действительность таинств, по правосл. учению, не зависит от  заслуг  или
достоинств лиц,  совершающих  и  приемлющих  таинства;  спасительное  же
действие  таинств  обусловливается  известным  нравственным   состоянием
человека, приемлющего таинство; оно требует от человека  веры,  сознания
великого значения и важности таинства и, наконец, искреннего  желания  и
полной готовности принять его. При отсутствии этих последних требований,
принятие таинства служит  к  осуждению  человека  (1  Кор.  XI,  26-30).
Древние еретики  -  донатисты  средневековые  -  вальденсы,  альбигойцы,
последователи Викдефа, -  учили,  что  для  совершения  и  действенности
таинств требуется священнослужитель не только законно поставленный, но и
благочестивый,  так  что  таинства,  совершенные  порочными  служителями
алтаря, не имеют никакого значения. По учению лютеран,  действительность
и действенность каждого Т. зависит  от  веры  лиц,  его  приемлющих.  По
учению католич. церкви, от достоинства и  качества  лиц,  совершающих  и
приемлющих таинства, не только не зависит действительность  таинств,  но
не зависит и спасительное действие их. Эта теория таинств  известна  под
особенным латинским термином  "opus  operatum".  В  православной  церкви
таинств признается семь: крещение, миропомазание, причащение,  покаяние,
священство, брак и елеосвящение. Это число таинств  всегда  содержала  и
содержит от начала христианства вселенская церковь.  Кроме  соответствия
седмиричного числа таинств семи дарам Св. Духа (Исаи  XI,  2,  3),  семи
хлебам, чудесно насытившим несколько тысяч человек  (Матф.  XV,  36-38),
семи светильникам золотым,  семи  звездам,  семи  печатям,  семи  трубам
(Апокал. I, 12, 13, 16; V, 1; VIII, 1,  2)  и  т.  д.,  семь  Т.,  через
которые   сообщается   благодать   Св.    Духа,    соответствуют    всем
существеннейшим потребностям нашей  духовной  жизни.  Седмиричное  число
таинств содержит не только церковь православная, но и римская,  а  также
общества несториан и монофизитов, существующие на Востоке с V и Vl стол.
Формула седмеричного числа Т. на Западе является ранее, чем на  Востоке.
В начале XII в.  она  встречается  в  так  называемом  завещании  Оттона
Бамбергского  (ум.  1139  г.)  к  жителям  Померании,  им  обращенным  в
христианство - затем у Гуго Виктора (ум. ок. 1140 г.) и  Петра  Ломбарда
(ум. 1164). На Востоке свидетельства, сюда относящиеся, восходят к  XIII
веку. Монах Иов (ум. 1270 г.), у которого в первый раз появляется  этого
рода формула, шестым Т. считает посвящение в  монашество,  а  седьмым  -
елеосвящение, вместе с покаянием; первые пять Т. у  него  же,  что  и  у
западных. Второй древнейший  памятник,  в  котором  встречается  формула
седмеричного числа Т. - грамоты (1277) Иоанна Векка, императора  Михаила
Палеолога и сына его Андроника: в них встречается исчисление таинств без
всякого  отличия  от  нынешнего.  Таинства  церкви  разделяются:  а)  на
неповторимые, каковые: крещение, миропомазание и священство,
   - и повторяемые, каковые проч. Т.; б) обязательные для всех  верующих
- крещениe, миропомазание, причащение,  покаяние  и  елеосвящение,  -  и
необязательные для всех, предоставленные собственному желанно  и  выбору
верующих - брак и  священство.  Ср.  apxиen.  Евсевий  "Беседы  о  седми
спасительных таинствах православной кафолической церкви" (изд. 5,  СПб.,
3872);  apxиen.  Игнатий,  "О  таинствах  единой,  святой,  соборной   и
апостольской церкви" (СПб., 1863); свящ. М. Воздвиженский, "О  таинствах
православной церкви" ("Правосл.  Обозр.",  1874,  янв.,  февр.);  архим.
Хрисанф, "Характер протестантства и его  историческое  развитие"  (СПб.,
1871)' А.  Катанский,  "Догматическое  учение  о  семи  церковных  Т.  в
творениях древнейших отцов и писателей церкви до  Оригена  включительно"
(СПб., 1877); свящ. А. Светлаков (епископ Александр), "Изложение  учения
православной церкви о церкви, церковной иерархии, благодати и таинствах"
(Нижний Новгород, 1878); митр. моек. Макарий, "Православно-догматическое
богословие" (т. II, СПб., 1883); епископ Сильвестр, "Опыт  православного
догматического  богословия"  (т.  lV,  Киев,  1889);   Евг.   Успенский,
"Обличительное богословие" (изд. 2, СПб., 1894).
   Тайга - название сибирское (слово инородческое). Это более или  менее
густая, в естественном состоянии, обыкновенно, трудно доступная, хвойная
чаща, с болотистой почвой. с буреломом и ветровалом. В  Сибири  наиболее
крупный болотистый участок, носящий назв. "Васюганской тундры", занимает
южную часть Т. между Иртышом и Обью; площадь этого болота ок.  500  вер.
дл. и 400 вер. ширины. Но берегам рек, благодаря осушающему действию их,
почва более сухая и Т. легче доступна. Северная граница Т.  совпадает  с
северной границей лесов. Южная граница  проходить  в  Европ.  России  от
Финского зал. на В-СВ, к Уралу, огибает его с Ю  и  совпадает  далее,  в
Сибири, с северной границей степей  до  Оби.  Восточнее  Т.  захватывает
горные страны  от  Алтая,  где  она  называется  "чернью",  до  Амура  и
Уссурийского края. Крайний  северо-восток  Сибири  не  имеет  лесов.  На
Камчатке Т. занимает  два  небольших  острова  к  С  от  Петропавловска.
Главнейшие древесные породы Т. в Европ.  России  ель  (Picea  excelsa  и
obovata) европейская и сибирская сосна (Pinus  silvestris),  лиственница
(Larix decidua sibirica), пихта (Abies sibirica), кедр (Pinus Cembra). В
Сибири те же породы, за исключением  европейской  ели.  В  Вост.  Сибири
господствует лиственница (Larix decidua dahurica) даурская, а высоко  на
горах кедровый сланец (Pinus pumila). В Т. дальнего В  появляются  новые
хвойные: пихты  Abies  Nephrolepis  и  holophylla,  аянская  ель  (Picae
ajarica), манчжурский кедр (Pidus mandshurica), а на Сахалине

Страницы: «« « 2973   2974   2975   2976   2977   2978   2979   2980   2981  2982   2983   2984   2985   2986   2987   2988   2989   2990   2991  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь