|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 2984 2985 2986 2987 2988 2989 2990 2991 » »» православному учению, лютеране утверждают, что таинства суть только
внешние знаки или символы нашего союза со Христом и нашего пребывания в
церкви Христовой; цель их и существо состоят в напоминании нам дела
спасения, совершенного Христом, и через то в возбуждении и укреплении в
нас веры во Христа. Реформаты учат, что таинства суть символические
знаки, сами по себе бессодержательные, свидетельствующее лишь о
принадлежности верующего к христианской церкви. Социтане и арминиане
видят в таинствах одни внешние обряды, которыми отличаются христиане от
иноверцев. Анабаптисты считают таинства аллегорическими знаками духовной
жизни, сведенборгиане - символами взаимного соединения между Богом и
человеком. Квакеры и наши духоборцы, отвергая совершенно видимую сторону
таинств, признают их только за внутренние, духовные действия небесного
света. По православному учению, условиями для совершения и действенности
таинств признаются присутствие двух сторон таинств: объективной и
субъективной. Первая сторона (объективная) состоит в правильном
совершении Т. законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении
известной определенной внешней формы и словесной формулы Т., согласно
божественному установлению; субъективная же сторона таинств заключается
во внутреннем настроении и расположении христанина, принимающего
таинство. Первая сторона таинств составляет условие для действительности
таинств; вторая служит условием для их благодатной действенности.
Действительность таинств, по правосл. учению, не зависит от заслуг или
достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства; спасительное же
действие таинств обусловливается известным нравственным состоянием
человека, приемлющего таинство; оно требует от человека веры, сознания
великого значения и важности таинства и, наконец, искреннего желания и
полной готовности принять его. При отсутствии этих последних требований,
принятие таинства служит к осуждению человека (1 Кор. XI, 26-30).
Древние еретики - донатисты средневековые - вальденсы, альбигойцы,
последователи Викдефа, - учили, что для совершения и действенности
таинств требуется священнослужитель не только законно поставленный, но и
благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями
алтаря, не имеют никакого значения. По учению лютеран, действительность
и действенность каждого Т. зависит от веры лиц, его приемлющих. По
учению католич. церкви, от достоинства и качества лиц, совершающих и
приемлющих таинства, не только не зависит действительность таинств, но
не зависит и спасительное действие их. Эта теория таинств известна под
особенным латинским термином "opus operatum". В православной церкви
таинств признается семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние,
священство, брак и елеосвящение. Это число таинств всегда содержала и
содержит от начала христианства вселенская церковь. Кроме соответствия
седмиричного числа таинств семи дарам Св. Духа (Исаи XI, 2, 3), семи
хлебам, чудесно насытившим несколько тысяч человек (Матф. XV, 36-38),
семи светильникам золотым, семи звездам, семи печатям, семи трубам
(Апокал. I, 12, 13, 16; V, 1; VIII, 1, 2) и т. д., семь Т., через
которые сообщается благодать Св. Духа, соответствуют всем
существеннейшим потребностям нашей духовной жизни. Седмиричное число
таинств содержит не только церковь православная, но и римская, а также
общества несториан и монофизитов, существующие на Востоке с V и Vl стол.
Формула седмеричного числа Т. на Западе является ранее, чем на Востоке.
В начале XII в. она встречается в так называемом завещании Оттона
Бамбергского (ум. 1139 г.) к жителям Померании, им обращенным в
христианство - затем у Гуго Виктора (ум. ок. 1140 г.) и Петра Ломбарда
(ум. 1164). На Востоке свидетельства, сюда относящиеся, восходят к XIII
веку. Монах Иов (ум. 1270 г.), у которого в первый раз появляется этого
рода формула, шестым Т. считает посвящение в монашество, а седьмым -
елеосвящение, вместе с покаянием; первые пять Т. у него же, что и у
западных. Второй древнейший памятник, в котором встречается формула
седмеричного числа Т. - грамоты (1277) Иоанна Векка, императора Михаила
Палеолога и сына его Андроника: в них встречается исчисление таинств без
всякого отличия от нынешнего. Таинства церкви разделяются: а) на
неповторимые, каковые: крещение, миропомазание и священство,
- и повторяемые, каковые проч. Т.; б) обязательные для всех верующих
- крещениe, миропомазание, причащение, покаяние и елеосвящение, - и
необязательные для всех, предоставленные собственному желанно и выбору
верующих - брак и священство. Ср. apxиen. Евсевий "Беседы о седми
спасительных таинствах православной кафолической церкви" (изд. 5, СПб.,
3872); apxиen. Игнатий, "О таинствах единой, святой, соборной и
апостольской церкви" (СПб., 1863); свящ. М. Воздвиженский, "О таинствах
православной церкви" ("Правосл. Обозр.", 1874, янв., февр.); архим.
Хрисанф, "Характер протестантства и его историческое развитие" (СПб.,
1871)' А. Катанский, "Догматическое учение о семи церковных Т. в
творениях древнейших отцов и писателей церкви до Оригена включительно"
(СПб., 1877); свящ. А. Светлаков (епископ Александр), "Изложение учения
православной церкви о церкви, церковной иерархии, благодати и таинствах"
(Нижний Новгород, 1878); митр. моек. Макарий, "Православно-догматическое
богословие" (т. II, СПб., 1883); епископ Сильвестр, "Опыт православного
догматического богословия" (т. lV, Киев, 1889); Евг. Успенский,
"Обличительное богословие" (изд. 2, СПб., 1894).
Тайга - название сибирское (слово инородческое). Это более или менее
густая, в естественном состоянии, обыкновенно, трудно доступная, хвойная
чаща, с болотистой почвой. с буреломом и ветровалом. В Сибири наиболее
крупный болотистый участок, носящий назв. "Васюганской тундры", занимает
южную часть Т. между Иртышом и Обью; площадь этого болота ок. 500 вер.
дл. и 400 вер. ширины. Но берегам рек, благодаря осушающему действию их,
почва более сухая и Т. легче доступна. Северная граница Т. совпадает с
северной границей лесов. Южная граница проходить в Европ. России от
Финского зал. на В-СВ, к Уралу, огибает его с Ю и совпадает далее, в
Сибири, с северной границей степей до Оби. Восточнее Т. захватывает
горные страны от Алтая, где она называется "чернью", до Амура и
Уссурийского края. Крайний северо-восток Сибири не имеет лесов. На
Камчатке Т. занимает два небольших острова к С от Петропавловска.
Главнейшие древесные породы Т. в Европ. России ель (Picea excelsa и
obovata) европейская и сибирская сосна (Pinus silvestris), лиственница
(Larix decidua sibirica), пихта (Abies sibirica), кедр (Pinus Cembra). В
Сибири те же породы, за исключением европейской ели. В Вост. Сибири
господствует лиственница (Larix decidua dahurica) даурская, а высоко на
горах кедровый сланец (Pinus pumila). В Т. дальнего В появляются новые
хвойные: пихты Abies Nephrolepis и holophylla, аянская ель (Picae
ajarica), манчжурский кедр (Pidus mandshurica), а на Сахалине
Страницы: «« « 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 2984 2985 2986 2987 2988 2989 2990 2991 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |