Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2972 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 2984 2985 2986 2987 2988 2989 2990 » »» нечистых животных. У евреев особенно обильны черты Т. Соблюдение субботы обставлено было строжайшими запретами. Некоторые жертвоприношения были Т. для всех, исключая священников. Первенцы плодов, животных и даже людей была Т. (кодеш) и становились собственностью левитов (первенцы людей выкупались), Прикосновение к мертвы м, даже к посуде, бывшей в помещении умершего, требовало очищения. Женщины после родов и во время месячных считались нечистыми. Классификация животных как "чистых" и "нечистых" и строгая регламентация употребления тех или других животных в пищу - характернейшие черты Т. - нигде не получили такого широкого развития, как именно у евреев. Самым типичным Т. у евреев является институт "назореев" (отделенных, посвященных). Святость волос, как в Полинезии, здесь играла важнейшую роль. При разрешении от обета назорей остригал волосы у дверей храма, и священник давал ему в руки пищу (ср. запрет в Полинезии касаться пищи руками во время Т.). В Китае, Ассирии, Египте, древних американских государствах находим такую же систему Т., как у римлян и у евреев. Вообще наиболее типичные формы Т. встречаются обществ, в которых уже выделилось сословие жрецов, у обществ с теократическим строем. J. G. Frazer первый свел воедино все факты, относящиеся к Т., и дал этому термину право гражданства в социологии; но он не указал, чем собственно Т. специфически отличается от религиозных запретов вообще и в чем заключается психический генезис этой системы. После Фразера много внимания Т. уделил Джевонс, но он, как и Фразер, придает этому институту слишком широкое значение, утверждая, что Т. было творцом морали. Хотя Т. на известной ступени развития, часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит Т. к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Проф. Тоу думает, что "Т. было формой, в которой часть нравственного закона нашла свое выражение". Во всякому случай, для прогресса Т.. имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем "слова"), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти. Ср. J. G. Frazer, "Taboo" (ст. в "Encycl. Brit.", т. ХХIII, IX изд. и отд.) его же, "The Golden Bough"; F. В. Jevons, "An introduction to the history of Religon" (1895); Спенсер, "Обрядовые учреждения; С. Н. Toy, "Taboo and Morality" ("Journal of the American Oriental Society", XII т., 1899 г.). Л. Штернберг. Тавро - знак, которым каждый заводчик метит свою лошадь; подобно фамильному гербу, он переходит из рода в род и лишь в редких случаях изменяется. По Т. узнают завод и, следовательно судят о качестве предлагаемого товара. В Киргизских степях, где до сих пор производится табунное содержание лошадей, при чем табуны часто смешиваются друг с другом, Т. имеет значение паспорта. Поэтому таврование больше всего распространено в Среднеазиатских степях и на Кавказе. Таврят обыкновенно жеребят по второму году, весной, на правом или левом бедре, а иногда на разных местах туловища; инструментом для таврения служит продолговатый кусок железа, который накаливается до необходимой степени и прикладывается к телу животного на нисколько секунд, чтобы вызвать небольшой ожог, В большинстве случаев киргизское Т, представляет из себя одну черту, но если оно должно изображать нисколько линий, неправильно расположенных по отношению одна к другой, то во избежание лишних мучений лошади сразу накаливают нисколько кусков железа и в одно время прикладывают их. У более крупных коневодов Т. носит более определенное изображение и налагается специально изготовленным инструментом. Каждое Т. носит название по сходству с изображаемым предметом или, вернее, с предметом, который оно должно изображать: например Т. рода жагал-байды называется молотком (балга). На Кавказе Т. более замысловаты по изображению, так как большинство крупных коневладедьцев принадлежит к султанским и княжеским родам, гербы которых отличаются вычурностью. Таинство (musthrion, sacramentum). - Слово Т. в Свящ. Писании первоначально обозначает вообще всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. XIII, 2). В особенности этим словом обозначается божественное домостроительство спасения рода человеческого (1 Тим. III, 16), которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для самих ангелов (Римл. XIV, 24 Ефес. 1, 9; III, 39; Колос. IV, 3;1 Петр. I, 12). В еще более частном смысле слово Т. в Свящ. Писании означает такое отношение божественного домостроительства к верующим, в силу которого невидимая благодать Божия непостижимым образом сообщается им в видимом (1 Кор. IV, 1). В приложении к церковным священнодействиям слово Т. обнимает и то, и другое и третье понятие: по учению православной церкви "таинства суть богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия", Отсюда необходимые признаки таинств: богоучрежденность, невидимы благодать и видимый образ совершения. Таинства имеют божественное происхождение, т. е. установлены Самим Иисусом Христом. Если о некоторых из них., напр. о причащении крещении и покаянии Спаситель говорил уже во время Своей земной жизни, то потому, что эти Т. суть важнейшие и непостижимейшие. О других Т. нет столь же ясных свидетельств в Евангелии, но указания на божественное происхождение их находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан). Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по самому устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией Таинства существенно отличаются от обрядов (каковы освящение воды, погребенье умерших и проч.). Обряды имеют, во-первых, церковное, а не божественное происхождение. Во вторых, таинства сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека и изменяет ее; обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека. В каждом Т. сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно известному Т.; так напр., в Т. крещения сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в Т. миропомазания - благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в Т. елеосвящения - благодать, исцеляющая недуги; в Т. покаяния - благодать, прощающая грехи, и проч. В противоположность Страницы: «« « 2972 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 2984 2985 2986 2987 2988 2989 2990 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |