|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2972 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 2984 2985 2986 2987 2988 2989 2990 » »» нечистых животных. У евреев особенно обильны черты Т. Соблюдение субботы
обставлено было строжайшими запретами. Некоторые жертвоприношения были
Т. для всех, исключая священников. Первенцы плодов, животных и даже
людей была Т. (кодеш) и становились собственностью левитов (первенцы
людей выкупались), Прикосновение к мертвы м, даже к посуде, бывшей в
помещении умершего, требовало очищения. Женщины после родов и во время
месячных считались нечистыми. Классификация животных как "чистых" и
"нечистых" и строгая регламентация употребления тех или других животных
в пищу - характернейшие черты Т. - нигде не получили такого широкого
развития, как именно у евреев. Самым типичным Т. у евреев является
институт "назореев" (отделенных, посвященных). Святость волос, как в
Полинезии, здесь играла важнейшую роль. При разрешении от обета назорей
остригал волосы у дверей храма, и священник давал ему в руки пищу (ср.
запрет в Полинезии касаться пищи руками во время Т.). В Китае, Ассирии,
Египте, древних американских государствах находим такую же систему Т.,
как у римлян и у евреев. Вообще наиболее типичные формы Т. встречаются
обществ, в которых уже выделилось сословие жрецов, у обществ с
теократическим строем. J. G. Frazer первый свел воедино все факты,
относящиеся к Т., и дал этому термину право гражданства в социологии; но
он не указал, чем собственно Т. специфически отличается от религиозных
запретов вообще и в чем заключается психический генезис этой системы.
После Фразера много внимания Т. уделил Джевонс, но он, как и Фразер,
придает этому институту слишком широкое значение, утверждая, что Т. было
творцом морали. Хотя Т. на известной ступени развития, часто являлось
синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и
мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались,
объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до
известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых
инстинктов и представлений. Спенсер относит Т. к обрядовым учреждениям и
сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне,
как и предыдущие мнения. Проф. Тоу думает, что "Т. было формой, в
которой часть нравственного закона нашла свое выражение". Во всякому
случай, для прогресса Т.. имело обоюдоострое значение: в основе его
лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем "слова"),
обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений
жрецов и светской власти. Ср. J. G. Frazer, "Taboo" (ст. в "Encycl.
Brit.", т. ХХIII, IX изд. и отд.) его же, "The Golden Bough"; F. В.
Jevons, "An introduction to the history of Religon" (1895); Спенсер,
"Обрядовые учреждения; С. Н. Toy, "Taboo and Morality" ("Journal of the
American Oriental Society", XII т., 1899 г.). Л. Штернберг.
Тавро - знак, которым каждый заводчик метит свою лошадь; подобно
фамильному гербу, он переходит из рода в род и лишь в редких случаях
изменяется. По Т. узнают завод и, следовательно судят о качестве
предлагаемого товара. В Киргизских степях, где до сих пор производится
табунное содержание лошадей, при чем табуны часто смешиваются друг с
другом, Т. имеет значение паспорта. Поэтому таврование больше всего
распространено в Среднеазиатских степях и на Кавказе. Таврят обыкновенно
жеребят по второму году, весной, на правом или левом бедре, а иногда на
разных местах туловища; инструментом для таврения служит продолговатый
кусок железа, который накаливается до необходимой степени и
прикладывается к телу животного на нисколько секунд, чтобы вызвать
небольшой ожог, В большинстве случаев киргизское Т, представляет из себя
одну черту, но если оно должно изображать нисколько линий, неправильно
расположенных по отношению одна к другой, то во избежание лишних мучений
лошади сразу накаливают нисколько кусков железа и в одно время
прикладывают их. У более крупных коневодов Т. носит более определенное
изображение и налагается специально изготовленным инструментом.
Каждое Т. носит название по сходству с изображаемым предметом или,
вернее, с предметом, который оно должно изображать: например Т. рода
жагал-байды называется молотком (балга). На Кавказе Т. более замысловаты
по изображению, так как большинство крупных коневладедьцев принадлежит к
султанским и княжеским родам, гербы которых отличаются вычурностью.
Таинство (musthrion, sacramentum). - Слово Т. в Свящ. Писании
первоначально обозначает вообще всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь
или действие (1 Кор. XIII, 2). В особенности этим словом обозначается
божественное домостроительство спасения рода человеческого (1 Тим. III,
16), которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для
самих ангелов (Римл. XIV, 24 Ефес. 1, 9; III, 39; Колос. IV, 3;1 Петр.
I, 12). В еще более частном смысле слово Т. в Свящ. Писании означает
такое отношение божественного домостроительства к верующим, в силу
которого невидимая благодать Божия непостижимым образом сообщается им в
видимом (1 Кор. IV, 1). В приложении к церковным священнодействиям слово
Т. обнимает и то, и другое и третье понятие: по учению православной
церкви "таинства суть богоучрежденные священные действия, в которых под
видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия", Отсюда
необходимые признаки таинств: богоучрежденность, невидимы благодать и
видимый образ совершения. Таинства имеют божественное происхождение, т.
е. установлены Самим Иисусом Христом. Если о некоторых из них., напр. о
причащении крещении и покаянии Спаситель говорил уже во время Своей
земной жизни, то потому, что эти Т. суть важнейшие и непостижимейшие. О
других Т. нет столь же ясных свидетельств в Евангелии, но указания на
божественное происхождение их находятся в посланиях апостольских и в
книге Деяний, а также в свидетельствах апостольского предания,
сохраненных творениями отцов и учителей церкви первых веков христианства
(св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский,
Ориген, Тертуллиан, св. Киприан). Внешние знаки в таинствах имеют
значение не сами по себе, а для человека, который по самому устройству
своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы
Божией Таинства существенно отличаются от обрядов (каковы освящение
воды, погребенье умерших и проч.). Обряды имеют, во-первых, церковное, а
не божественное происхождение. Во вторых, таинства сообщают человеку
благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовно-нравственную
жизнь человека и изменяет ее; обряды призывают благословение Божие на
внешнюю жизнь и деятельность человека. В каждом Т. сообщается верующему
христианину определенный дар благодати, свойственный именно известному
Т.; так напр., в Т. крещения сообщается благодать, очищающая от греха и
возрождающая человека; в Т. миропомазания - благодать, укрепляющая
человека в духовной жизни; в Т. елеосвящения - благодать, исцеляющая
недуги; в Т. покаяния
- благодать, прощающая грехи, и проч. В противоположность
Страницы: «« « 2972 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 2984 2985 2986 2987 2988 2989 2990 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |