Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2965   2966   2967   2968   2969   2970   2971   2972   2973  2974   2975   2976   2977   2978   2979   2980   2981   2982   2983  » »»

была дарована в 1576 г. Стефаном Баторием и содержала "герб,  означающий
на оной стоящего казака, держащего на плече  ружье;  на  голове  у  него
скривленная высокая шапка, а у бока висящий пороховой рог".  Печать  эта
оставалась в употреблении и по  воссоединении  Малороссии  с  московским
государством, до самого упразднения гетманства в 1764 г. 24 февраля 1766
г. Екатериной была утверждена для Малороссии печать,  дарованная  Петром
Великим в 1722  г.  малороссийской  коллегии;  эта  печать  заключает  в
государственном гербе гербы Киевский (серебряный ангел на голубом поле),
Переяславский (серебряная башня в красном поле),  Стародубский  (зеленый
дуб в  красном  поле),  Северский  (золотая  стена  в  красном  поле)  и
черниговский (единоглавый орел в голубом поле). До 1702 г. употреблялись
разные печати, а после- обыкновенно с двуглавым орлом.

   Литература. "Сборник снимков древних печатей, приложенных к  грамотам
и другим юридическим актам, хранящимся в московском архиве  министерства
юстиции", составленный П. Ивановым (М., 1858); "Снимки  древних  русских
печатей: государственных, царских,  областных,  присутственных  месть  и
частных лиц" (М., 1883); Д. Прозоровский, "Собрание  польских  и  других
печатей, принадлежащих императорской академии художеств"  (СПб.,  1881);
"Собрание государственных грамот и договоров"  (М.  и  СПб.,  1813-1841;
собрано до  163  гравированных  снимков  печатей);  А.  Латер,  "Русская
геральдика"  (СПб.,  1855);  Абрамов,  "Сибирская  печати"  ("Тобольские
Губернские Ведомости", 1858,. ј  47);  А.  Барсуков,  "Правительственные
печати в Малороссии  от  Стефана  Батория  до  Екатерины  II"  ("Невская
Старина", 1887,  ј  9);  Родзевич,  "0  русской  сфрагистике"  ("Вестник
археологии и истории", издан археологическим институтом, вып. VI,  СПб.,
1886). Б.. Р-в.
   Схима  великая  и  малая.  -  Когда  в  монашеской  жизни   развились
злоупотребления,  вызвавшие   подчинение   монашествующих   епископскому
надзору, отшельники были  переведены  из  пустынь  в  города  и  села  и
запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV вселенск,  соб.
прав. 4). В монастырях бывшие отшельники  образовали  особую  "степень",
"чин"-, "образ"-, которому стало усваиваться наименование "великого",  в
отличие от киновиатов, т. е. общежитейных  иноков,  получивших  название
малого ангельского  образа.  Для  иноков  вел.  ангельского  образа  был
обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретов. В VI
в.  Иоанн  Постник  в  своем  чине  покаяния  упоминает  уже  о  монахах
великосхимнике и  малосхимнике.  Указаны  были  определенные  сроки  для
перехода из общежития в затвор (четыре года-6 вселенск. соб. прав.  41).
К началу IX века деление монашествующих на 3  степени  -  новоначальных,
малосхимников и великосхимников - окончательно установилось  в  практике
восточного монашества, По  уставу  патриарха  Алексия  великосхимники  и
малосхимники различались друг от друга даже  одеждой.  Памятники  IX  в.
содержат к себе чины пострижения в мантию или малый ангельский образ и в
С. или великий ангельский образ. Чинопоследование  малой  С.  отличалось
простотой  и  краткостью,  чинопоследование   великой   С.   -   большой
торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви  пострижения
в великую С. с одной стороны - таинству крещения, с  другой  -  таинству
покаяния   окружило   его   величественно-трогательными    песнопениями,
молитвами и обрядовыми действиями. В Poccии разделение монашествующих на
великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века  XII,  XIII  и
XIV были временем господства в  богослужебной  практике  русской  церкви
сербских редакций посвящения в  С.,  шедших  с  Афона  и  во  многом  не
походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского  образа
был исправлен по греческим евхологиям.  Чинопоследованиe  великой  С,  в
существенных чертах остается согласным с списками XlV в. В XVII  в.  оно
подвергается значительному сокращению. Так  называемые  "указы  великого
образа" выпустили из чина оглашение,  произнесете  монашеских  обетов  и
пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение, с возгласом:
"облачается  (имя  рек)  в  аналав  и  схиму".  В  памятниках  XVII   в.
встречаются даже такие редакции указов, который выпускают  из  чина  все
три основных его  акта;  молитвой  и  чтением  Апостола  и  Евангелия  и
ектенией как бы только разрушается  желающему  носить  великий  образ  и
освящается  первое  возложение  его.  Эти  сокращения   чинопоследования
великого ангельского образа появились вследствие установившегося в  XVII
в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение.
Неповторимость крещения привела к  мысли  о  неповторимости  монашеского
пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях  совпадает
с чином последования  мантии,  то  в  повторении  его  не  усматривалось
надобности. Для пострижения монашествующих  женщин  в  великий  образ  в
русской  церкви  с  XV  в.  существовал  особый  чин,  не  оправдываемый
греческой   практикой;   он   сопровождался   омовением   ног    будущей
великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий,  "Пострижение
в монашество" (Вильна, 1899).
   Сцевола- имя трех римских юристов: 1) Публий Myций С. (трибун 141  г.
до Р. Хр., консул в 133 г., великий понтиф в 133 г.),  Цицерон  называет
его одним из немногих "истинных" юрисконсультов, так  как  он,  исполняя
судейские должности, вносил в разбор дел истинное беспристрастие, а  при
защитах  соединял  юридические  познания   с   удивительным   ораторским
искусством. Юристы - плохие ораторы вызывали  со  стороны  С.  скорбь  и
насмешки. Будучи великим  понтифом,  он  обращал  внимание  на  усиление
юридических знаний коллегии, считая  главной  ее  задачей  основательное
знание права, а не сохранение отживших  привилегий,  уменьшению  которых
содействовал  своей  интерпретацией.  Написал   10   книг,   посвященных
обработки jus civile. Помпоний называет Публия С., вместе с М. Ю. Брутом
и М. Манилием, "основателем" цивильного права. -2) Квинт Муций  С.,  сын
предыдущего (консул в 95 г., великй понтиф в 84 г., умер в 79).  Получив
широкое философское (стоическое) образование, сделался  еще  более,  чем
отец, выдающимся политическим деятелем и юристом; соединял юридическое и
ораторское искусство с нравственными началами  деятельности,  проводя  в
юридическую интерпретацию начало "доброй совести". Около 100  г.  до  Р.
Хр. он написал свое знаменитое сочинение "De jure civile" (18  книг),  в
котором в первый  раз  изложил  это  право  в  систематическом  порядке,
покоившемся на совместной  разработки  сродных  юридических  понятий,  в
противоположность старому легальному  порядку,  представлявшему  простую
интерпретацию законов в их официальной  последовательности.  Юридические
определения и формулы Квинта Муция С. отличались удивительным сочетанием
краткости, ясности и изящества формулировки. Философская  мысль  помогла
ему внести единство во многие частный определения, выразить их  в  более
общей форме и  извлечь  из  них  новые  юридические  последствия  (напр.

Страницы: «« « 2965   2966   2967   2968   2969   2970   2971   2972   2973  2974   2975   2976   2977   2978   2979   2980   2981   2982   2983  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь