Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 2972 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 » »» была дарована в 1576 г. Стефаном Баторием и содержала "герб, означающий на оной стоящего казака, держащего на плече ружье; на голове у него скривленная высокая шапка, а у бока висящий пороховой рог". Печать эта оставалась в употреблении и по воссоединении Малороссии с московским государством, до самого упразднения гетманства в 1764 г. 24 февраля 1766 г. Екатериной была утверждена для Малороссии печать, дарованная Петром Великим в 1722 г. малороссийской коллегии; эта печать заключает в государственном гербе гербы Киевский (серебряный ангел на голубом поле), Переяславский (серебряная башня в красном поле), Стародубский (зеленый дуб в красном поле), Северский (золотая стена в красном поле) и черниговский (единоглавый орел в голубом поле). До 1702 г. употреблялись разные печати, а после- обыкновенно с двуглавым орлом. Литература. "Сборник снимков древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в московском архиве министерства юстиции", составленный П. Ивановым (М., 1858); "Снимки древних русских печатей: государственных, царских, областных, присутственных месть и частных лиц" (М., 1883); Д. Прозоровский, "Собрание польских и других печатей, принадлежащих императорской академии художеств" (СПб., 1881); "Собрание государственных грамот и договоров" (М. и СПб., 1813-1841; собрано до 163 гравированных снимков печатей); А. Латер, "Русская геральдика" (СПб., 1855); Абрамов, "Сибирская печати" ("Тобольские Губернские Ведомости", 1858,. ј 47); А. Барсуков, "Правительственные печати в Малороссии от Стефана Батория до Екатерины II" ("Невская Старина", 1887, ј 9); Родзевич, "0 русской сфрагистике" ("Вестник археологии и истории", издан археологическим институтом, вып. VI, СПб., 1886). Б.. Р-в. Схима великая и малая. - Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV вселенск, соб. прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень", "чин"-, "образ"-, которому стало усваиваться наименование "великого", в отличие от киновиатов, т. е. общежитейных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков вел. ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретов. В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года-6 вселенск. соб. прав. 41). К началу IX века деление монашествующих на 3 степени - новоначальных, малосхимников и великосхимников - окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат к себе чины пострижения в мантию или малый ангельский образ и в С. или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. отличалось простотой и краткостью, чинопоследование великой С. - большой торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую С. с одной стороны - таинству крещения, с другой - таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями. В Poccии разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследованиe великой С, в существенных чертах остается согласным с списками XlV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого образа" выпустили из чина оглашение, произнесете монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение, с возгласом: "облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, который выпускают из чина все три основных его акта; молитвой и чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрушается желающему носить великий образ и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторимость крещения привела к мысли о неповторимости монашеского пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, "Пострижение в монашество" (Вильна, 1899). Сцевола- имя трех римских юристов: 1) Публий Myций С. (трибун 141 г. до Р. Хр., консул в 133 г., великий понтиф в 133 г.), Цицерон называет его одним из немногих "истинных" юрисконсультов, так как он, исполняя судейские должности, вносил в разбор дел истинное беспристрастие, а при защитах соединял юридические познания с удивительным ораторским искусством. Юристы - плохие ораторы вызывали со стороны С. скорбь и насмешки. Будучи великим понтифом, он обращал внимание на усиление юридических знаний коллегии, считая главной ее задачей основательное знание права, а не сохранение отживших привилегий, уменьшению которых содействовал своей интерпретацией. Написал 10 книг, посвященных обработки jus civile. Помпоний называет Публия С., вместе с М. Ю. Брутом и М. Манилием, "основателем" цивильного права. -2) Квинт Муций С., сын предыдущего (консул в 95 г., великй понтиф в 84 г., умер в 79). Получив широкое философское (стоическое) образование, сделался еще более, чем отец, выдающимся политическим деятелем и юристом; соединял юридическое и ораторское искусство с нравственными началами деятельности, проводя в юридическую интерпретацию начало "доброй совести". Около 100 г. до Р. Хр. он написал свое знаменитое сочинение "De jure civile" (18 книг), в котором в первый раз изложил это право в систематическом порядке, покоившемся на совместной разработки сродных юридических понятий, в противоположность старому легальному порядку, представлявшему простую интерпретацию законов в их официальной последовательности. Юридические определения и формулы Квинта Муция С. отличались удивительным сочетанием краткости, ясности и изящества формулировки. Философская мысль помогла ему внести единство во многие частный определения, выразить их в более общей форме и извлечь из них новые юридические последствия (напр. Страницы: «« « 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 2972 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |