|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 2972 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 » »» была дарована в 1576 г. Стефаном Баторием и содержала "герб, означающий
на оной стоящего казака, держащего на плече ружье; на голове у него
скривленная высокая шапка, а у бока висящий пороховой рог". Печать эта
оставалась в употреблении и по воссоединении Малороссии с московским
государством, до самого упразднения гетманства в 1764 г. 24 февраля 1766
г. Екатериной была утверждена для Малороссии печать, дарованная Петром
Великим в 1722 г. малороссийской коллегии; эта печать заключает в
государственном гербе гербы Киевский (серебряный ангел на голубом поле),
Переяславский (серебряная башня в красном поле), Стародубский (зеленый
дуб в красном поле), Северский (золотая стена в красном поле) и
черниговский (единоглавый орел в голубом поле). До 1702 г. употреблялись
разные печати, а после- обыкновенно с двуглавым орлом.
Литература. "Сборник снимков древних печатей, приложенных к грамотам
и другим юридическим актам, хранящимся в московском архиве министерства
юстиции", составленный П. Ивановым (М., 1858); "Снимки древних русских
печатей: государственных, царских, областных, присутственных месть и
частных лиц" (М., 1883); Д. Прозоровский, "Собрание польских и других
печатей, принадлежащих императорской академии художеств" (СПб., 1881);
"Собрание государственных грамот и договоров" (М. и СПб., 1813-1841;
собрано до 163 гравированных снимков печатей); А. Латер, "Русская
геральдика" (СПб., 1855); Абрамов, "Сибирская печати" ("Тобольские
Губернские Ведомости", 1858,. ј 47); А. Барсуков, "Правительственные
печати в Малороссии от Стефана Батория до Екатерины II" ("Невская
Старина", 1887, ј 9); Родзевич, "0 русской сфрагистике" ("Вестник
археологии и истории", издан археологическим институтом, вып. VI, СПб.,
1886). Б.. Р-в.
Схима великая и малая. - Когда в монашеской жизни развились
злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому
надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и
запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV вселенск, соб.
прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень",
"чин"-, "образ"-, которому стало усваиваться наименование "великого", в
отличие от киновиатов, т. е. общежитейных иноков, получивших название
малого ангельского образа. Для иноков вел. ангельского образа был
обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретов. В VI
в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах
великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для
перехода из общежития в затвор (четыре года-6 вселенск. соб. прав. 41).
К началу IX века деление монашествующих на 3 степени - новоначальных,
малосхимников и великосхимников - окончательно установилось в практике
восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и
малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в.
содержат к себе чины пострижения в мантию или малый ангельский образ и в
С. или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. отличалось
простотой и краткостью, чинопоследование великой С. - большой
торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения
в великую С. с одной стороны - таинству крещения, с другой - таинству
покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями,
молитвами и обрядовыми действиями. В Poccии разделение монашествующих на
великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и
XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви
сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не
походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа
был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследованиe великой С, в
существенных чертах остается согласным с списками XlV в. В XVII в. оно
подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого
образа" выпустили из чина оглашение, произнесете монашеских обетов и
пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение, с возгласом:
"облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в.
встречаются даже такие редакции указов, который выпускают из чина все
три основных его акта; молитвой и чтением Апостола и Евангелия и
ектенией как бы только разрушается желающему носить великий образ и
освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования
великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII
в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение.
Неповторимость крещения привела к мысли о неповторимости монашеского
пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях совпадает
с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось
надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в
русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый
греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей
великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, "Пострижение
в монашество" (Вильна, 1899).
Сцевола- имя трех римских юристов: 1) Публий Myций С. (трибун 141 г.
до Р. Хр., консул в 133 г., великий понтиф в 133 г.), Цицерон называет
его одним из немногих "истинных" юрисконсультов, так как он, исполняя
судейские должности, вносил в разбор дел истинное беспристрастие, а при
защитах соединял юридические познания с удивительным ораторским
искусством. Юристы - плохие ораторы вызывали со стороны С. скорбь и
насмешки. Будучи великим понтифом, он обращал внимание на усиление
юридических знаний коллегии, считая главной ее задачей основательное
знание права, а не сохранение отживших привилегий, уменьшению которых
содействовал своей интерпретацией. Написал 10 книг, посвященных
обработки jus civile. Помпоний называет Публия С., вместе с М. Ю. Брутом
и М. Манилием, "основателем" цивильного права. -2) Квинт Муций С., сын
предыдущего (консул в 95 г., великй понтиф в 84 г., умер в 79). Получив
широкое философское (стоическое) образование, сделался еще более, чем
отец, выдающимся политическим деятелем и юристом; соединял юридическое и
ораторское искусство с нравственными началами деятельности, проводя в
юридическую интерпретацию начало "доброй совести". Около 100 г. до Р.
Хр. он написал свое знаменитое сочинение "De jure civile" (18 книг), в
котором в первый раз изложил это право в систематическом порядке,
покоившемся на совместной разработки сродных юридических понятий, в
противоположность старому легальному порядку, представлявшему простую
интерпретацию законов в их официальной последовательности. Юридические
определения и формулы Квинта Муция С. отличались удивительным сочетанием
краткости, ясности и изящества формулировки. Философская мысль помогла
ему внести единство во многие частный определения, выразить их в более
общей форме и извлечь из них новые юридические последствия (напр.
Страницы: «« « 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 2972 2973 2974 2975 2976 2977 2978 2979 2980 2981 2982 2983 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |