Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2960   2961   2962   2963   2964   2965   2966   2967   2968  2969   2970   2971   2972   2973   2974   2975   2976   2977   2978  » »»

некоторых районах важное значение имеет культура  высших  сортов  табака
(самсун, трапезонд), и в этом отношении С. окр. занимает первое место  в
Кутаисской губ.; в 1898 г. насчитывалось 2790 плантаций, площадью в 2632
дес., с которых собрано 149417 пд. табака. Под виноградниками 2557  дес.
Кое-где довольно сильно развито пчеловодство; на предгорьях есть  пасеки
по 200 ульев. В 1891 г. в С. окр. насчитывалось: рог. скота 43000  гол.,
лошадей 13490, буйволов 16000, овец 55000, коз 40000, свиней 9000. Сыр и
молоко имеют важное значение в  качестве  пищевых  продуктов.  Кустарные
промыслы развиты весьма слабо; кое-где в небольших  размерах  существует
производство медных и серебряных изделий. Фабр. заводская промышленность
почти  не  существует,   за   исключением   лишь   нескольких   довольно
значительных лесопильных заводов. Для  заграничной  торговли  пользуются
почти исключительно парусными судами, вывозящими  кукурузу,  строевой  и
поделочный лес (орех, самшит и др.),  на  сумму  свыше  1200  тыс.  руб.
ежегодно.  Привоз  из-за  границы  ничтожен.  Горное  дело  только   еще
возникает. С. округ делится на 4 участка: Гумистинский (центр -  Сухум),
Гудаутский (Гудаут), Кодорский  (Очемчиры)  и  Самурзаканский  (Окум)  и
заключает в себе три прежних области: Абхазио, Самурзакань  и  Цебельду.
Под именем Самурзакани известна страна между Ингуром и Гализгой; Абхазия
простирается от Гализги до Гагр и от моря до главного  Кавказского  хр.;
бассейн верхнего и среднего течения р. Кодора называется  Цебельдой.  В.
М.
   Сущность. - Отношение С. предмета к  его  субстанции  есть  отношение
постоянных предикатов  к  постоянному  же  субъекту.  Таким  образом  по
отношению к субстанции отношение С. совпадает с понятием  атрибутов.  Но
отношением к понятию субстанции не  выясняется  во  всей  полноте  смысл
понятия С. Постоянные предикаты предмета могут существовать  при  разной
степени определенности и постоянства его субъекта, и потому сущность  не
всегда  соотносительна  субстанции.  Предмету  может  быть  приписываемо
неопределенное, не возведенное к отчетливости мысли  бытие  -  и  такому
неопределенному  и  неотчетливому  субъекту   могут,   тем   не   менее,
принадлежать постоянные свойства, составляющие его С. С другой  стороны,
предмет может заведомо иметь  для  мысли  лишь  условные  постоянство  и
самостоятельность, т. е. субстанциальность его может быть  отрицаема  и,
тем не менее, ему  можно  приписывать  постоянную  природу  или  С.  Это
последнее  соображение   указывает   на   неправильность   очень   часто
встречающегося в философии противоположения между С. и явлением. Явление
есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но
существование, т. е. бытие  обусловленное,  зависимое.  Не  имея,  таким
образом, само в себе субстанции, явление, однако, также имеет  свою  С.,
т. е. постоянные предикаты. Следовательно,  противоположение  существует
не между явлением и С., а между явлением и  тем  сущим,  которое  служит
первоисточником явления, или, пожалуй,  между  С.  явления  и  С.  этого
сущего. Эта особенность понята С. может быть кратко  выражена  так,  что
для С., как постоянного предиката, необходим субъект логический, но  нет
необходимости в субъекте действительном. , С. совпадает  с  тем,  что  в
логике именуется  существенными  признаками  понятия;  всякое  раскрытие
содержания понятия в общем, утвердительном, категорическом суждении есть
раскрытие С. предмета понятия. В логике различают нередко разные степени
и  виды  существенности  признаков  разными  терминами;  так,   основные
существенные признаки (essentialia constitutiva) отличают от производных
(essentialia consecutiva); которые иногда дают  наименование  атрибутов,
равно как существенные признаки, общее нескольким понятиям  (essentialia
communia), от признаков,  исключительно  принадлежащих  данному  понятию
(essentialia propria). Гораздо важнее этих терминологических различий те
соображения, которые, вытекая из развитого выше понятия  С.,  определяют
отношения его к другим  близким  ему  понятиям.  Как  предикат  субъекта
неопределенного или даже мнимого, С. не предполагает непременно  резкого
рассудочного отделения бытия предмета от его свойств.  Поэтому,  понятие
сущности  близко  к  первоначальному,  еще  не   расчлененному   мыслью,
непосредственному  состоянию  понятия   бытие   когда   постоянные   или
принимаемые за постоянные свойства сущего отождествляются  с  сущим  как
таковым (так было, напр., в древнейшей греческой философии, для  которой
вода или воздух были вместе и самим  первосущим,  и  его  сущностью).  В
развили мысли о бытии категория С.  предшествует  категории  субстанции,
как предполагающая меньшую  отчетливость  разграничивающей,  рассудочной
деятельности. Засим, с выработкой мысли о субстанции, С. отождествляется
с ее атрибутами. Что касается отношения С. к акциденту и  модусу,  то  в
одном смысле она их исключает, в другом - отождествляется  с  ними.  Как
постоянный предикат субстанции, С. ее не есть ни акцидент, ни модус;  но
и акцидент, и модус, как таковые, имеют свою С., т. е.  свои  постоянные
предикаты. Причинность вещей есть одно из их постоянных свойств  и,  как
таковое, обнимается  понятием  С.;  постоянство  существенного  признака
понятия не есть неизменность предмета во времени, а есть  постоянство  в
самом временном изменении,  буде  последнее  имеет  место.  Существенным
признаком  организма  служит,  напр.,  его  развитие   -   стало   быть,
единообразное изменение  во  времени  под  влиянием  внутренних  причин,
Вполне мыслимо  даже  такое  предположение.  что  С.  всякой  вещи  есть
закономерное изменение (хотя, конечно, мыслимость этого предположения не
означает еще его доказанности). Вместе с тем, однако,  понятие  С.  шире
понятия  причинности,  так  как  в  предметах  есть   единообразие,   не
подчиняющиеся   началу   причинности   (свойства   геометрических   тел,
единообразие во взаимных отношениях тела и души и т. п.).
   В истории философии понятие С. всегда было важно  главным  образом  в
его соотношение с понятием субстанции, т.  е.  в  смысле  понятия  о  ее
постоянных свойствах или  атрибутах.  Укажем  лишь  на  общую  тенденцию
движения  философии  по  отношению  к  понятию  С.   В   течение   всего
докантовского периода философии понятия бытия и того, чему присуще бытие
(свойства), хотя и  различаемые  рассудком,  обнаруживали  стремление  к
тесному сочетанию и даже слиянию  в  мыслимом  предмете  понятия:  вещь,
характеризуемая известными признаками,  именно  через  сопричастие  этим
признакам приобретала значение сущей. Предполагалось, что есть  свойства
или атрибуты, которым, как таковым, необходимо  принадлежит  бытие.  Эта
неразрывность двух понятий - свойства  и  бытия  вещи  -  представлялась
равно необходимой как с точки зрении догматиков, так и  с  точки  зрения
эмпиристов.  Первые,   определяя   субстанцию   известными   атрибутами,
естественно находили их в  таких  свойствах  вещей,  которые  (свойства)
представлялись им необходимо-сущими, т. е. понятие о которых с их  точки
зрения  предполагало  бытие.  Первое   положение   "Этики"   Спинозы   в
самопричине С, предполагает существование, т. е. природа С.  может  быть

Страницы: «« « 2960   2961   2962   2963   2964   2965   2966   2967   2968  2969   2970   2971   2972   2973   2974   2975   2976   2977   2978  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь