Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2954   2955   2956   2957   2958   2959   2960   2961   2962  2963   2964   2965   2966   2967   2968   2969   2970   2971   2972  » »»

видна более значительная самостоятельность, чем  у  Бохария,  и  меньшая
зависимость от  системы  фыкха  (юриспруденции);  большая  теоретическая
самостоятельность целой работы заметна и в  введении,  где  обстоятельно
изложены воззрения Мослима на предания (изд. в  Калькутты,  1265;  Каир,
1282 и сл., с комм. Навави). Сборники Бохарии  и  Мослима  известны  под
общим именем "Сахыхани",  т.  е.  "Два  Сахыха",  и  пользуются  высшей,
неоспоримой  каноничностью  во  всем  правоверном   мусульманском   мире
(впрочем, Азия предпочитает Бохария, а сев.  Африка  -  Мослима).  Менее
авторитетны,  но  тоже  каноничны  и  тоже  имели  большое  влияние   на
внутреннее развитие ислама четыре других сборника преданий, составленные
еще  некритичнее  (опять-таки  персиянами):  1)  "Сонны"  (т.  е.  юрид.
предания)  -  АбуДауда  Сиджистанского  (817-888),  где   за   подлинную
принимается  всякая  С.,  если  она  не  отвергнута  всеми  авторитетами
единогласно;  эти  "С."  составляли  обоим  "Сахыхам"  довольно  сильную
конкуренцию до IV в. Гижры (изд. в Каире, 1280,  Лукно,  1888,  Дели,  с
глоссами, 1890); 2) "Аль-Джами'аль-кабир" (=Большой Сборник) - Мохаммеда
Абу-Исы Тирмизи (ум. 892), ученика  Бохария;  Тирмизи  включает  в  свой
"Джами" всякое предание,  которым  пользовался  какой-либо  авторитетный
законовед, но отмечает также, что говорят по данному  пункту  законоведы
других толков; таким  образом  его  "Джами"  -  важнейший  источник  для
изучения различий между толками (изд. в Дели, 1844-49; Булак, 1292;  см.
Гольдциэр в "Z. D. М. G.", XXXVIII, 671  сл.);  3)  С.  Абу-Абдеррахмана
Несапа (830-914) - полны тончайших мелочей и  подробностей,  особенно  в
главах об обрядности, где, например. по поводу  каждого  незначительного
молитвенного жеста и положения приводится  ряд  изречений,  вложенных  в
уста пророка (Дели, 1850; Каир, 1312); 4) С. Мохаммеда  Казвинского,  по
прозвищу ибн-Мадже (824-886), крайне некритические; они были признаны за
канонические только в VI в. Гижры, да и то не всеми (изд. в Дели,  1282,
с  коммент.  1889).  Кроме  этих  семи  (или  шести)  канонических  книг
слагались и отчасти дошли до нас некоторые другие сборники преданий,  но
им  не  удалось  сделаться  общеавторитетными  -  а  эти  семь  породили
обширнейшую научную литературу, продолжающую  развиваться  даже  теперь.
Заключается  она  или  в  богословском   и   филологическом   толковании
собранного материала, или в попытках слить в один  свод  весь  имеющийся
материал и  обработать  по  одной  системе.  Более  известные  ученые  -
Абуль-Хасан Разин аль-'Абдари (ум.  1139),  который,  без  комментариев,
свел шесть сборников в один; Имам Мадждеддин Мобарак  ибн-Адь-Асир  (ум.
1210), брат известного историка,  переделал  работу  Разина,  расположив
предания  в  более  удобном  порядки  и  снабдивши  их   филологическими
разъяснениями;  энциклопедист  Союты  (ум.   1505)   составил   "Сборник
Сборников",  куда  без  критики  вошли  и  6  канонических  книг,  и  10
"моснадов"   (собраний,   связанных    именем    одного    какого-нибудь
передатчика), и разные богословские толкования. Все  эти  С.  признаются
только правоверными мусульманами, так наз. суннитами У шиитов есть  свои
собственные хадисы,  более  позднего  происхождения  и  с  более  яркими
подлогами; в  состав  шиитских  сборников  входят  хадисы  не  только  о
Мохаммеде, но и об Алии и  его  потомках-имамах,  действия  и  изречения
которых считаются  у  шиитов  имеющими  силу  закона.  Сборник  шиитских
преданий-"Хеят-эль-колюб" ("Жизнь сердец", Тегеран, 1864-71 г.). История
С. обстоятельно, всесторонне и критически рассмотрена Гольциэром  в  его
"Muhammedanische Studien", т. II, стр.  1-420  (Галле,  1890).  См.  еще
Sprenger, "Ueber das Traditionswesen bei den Araben" ("Z. D. M. G.", X);
Salesbury, "On the  science  of  muslim  tradition"  в  "Journ.  of  the
American Orient Soc." (VII, 86); Dozy, "Essai sur l'hist.  de  l'islam."
(II., 1879). Hoфаль  (Nauphal),  в  "Legislation  musulmane".  дает  ряд
интересных замечаний о хадисах. Библиoгpaфичecкий указатель всяких  печ.
изд. и рукописей см. у Броккельмана, "Gesch. d. агаb. Litteratur" (т. I,
стр.  156-  168,  Веймар,  1898).  Историкобиографические   сведения   о
хранителях и исследователях преданий  -  у  ибнХалликана,  Хаджи-Хальфы,
Союты  (изд.  Вюстенфельд:  "Liber  classium  virorum,  qui  Corani   et
Traditionum cognitione excelluerunt auctore Dahabio", Геттинген 183334).
   А.Крымский.
   Супруги (уголовное право). - Особые отношения, устанавливаемые браком
между С., вызывают прежде всего необходимость освобождения одного из  С.
от  наказания  за   укрывательство   и   недонесение   о   совершившемся
преступлении другого; но эта льгота не распространяется на  преступления
государственные. Наказание одного из С.  за  недонесение  о  готовящемся
преступлении другого  уменьшается  по  усмотрению  суда.  Большая  часть
преступлений, совершаемых одним С. по отношению к другому,  преследуется
не иначе как по  жалобе  потерпевшего,  причем  допускается  примирение;
только наиболее тяжкие преступления (напр. убийство, лишение  свободы  и
т. п.) преследуются в порядке  публичного  обвинения.  При  рассмотрении
дела судом, вызванный в качестве свидетеля С.  обвиняемого  имеют  право
отказаться от  дачи  показаний,  а  в  случай  согласия  дать  показание
допрашивается без присяги. Наконец, каждому из  С.  предоставлено  право
возбуждать ходатайство о возобновлении дела, по которому осужден  другой
С. Преступления против союза супружеского могут быть разделены на  общие
и особенные. К первым относятся: а) муже или женоубийство, 6)  нанесение
одним С. другому  увечья,  ран,  тяжких  побоев  или  иных  истязаний  и
мучений, в) лишение свободы, г)  побуждение  или  принуждение  одним  С.
другого к преступлению -  во  всех  этих  случаях  положенные  в  законе
наказания возвышаются в мере или в степени (при лишении свободы -  на  3
степени); д) сводничество мужьями своих жен -  наказывается  наравне  со
сводничеством родителями детей; е) нанесение одним С. другому не  тяжких
побоев  и  вообще  насильственные  действия   одного   С.   над   другим
наказываются как простое насилие (реш. угол. кас. деп. 1870 г. ј  1522),
а оскорбление  чести  и  угрозы  между  С.  по  нашему  законодательству
ненаказуемы (contra - Таганцев). Дела о краже мошенничестве и присвоении
имущества между С. начинаются не иначе, как по  жалобе  потерпевшего,  и
могут быть оканчиваемы примирением. - К особенным  преступлениям  против
союза супружеского относятся прелюбодеяние и  жестокое  обращение  между
С., которое предусматривалось ст. 1583 улож. о нак.  изд.  1866  г.,  но
законом 26 апр. 1871 г. исключено  из  кодекса  Сурбаран  (Франсиско  de
Zurbaran) - испанск. живописец, род. в  местечке  ЛаФуэнте-де-Кантос  (в
Эстремадурск. пров.) в 1598 г.; ум.  в  Мадриде,  вероятно,  в  1662  г.
Учился  в  Севилье  у  X.  де-лас-Роэласа,  которого  вскоре   превзошел
искусством,  сделавшись  едва  ли  не  самым   типичным   представителем
испанской школы в отношении  передачи  религиозного  экстаза,  душевного
сокрушения и мечтательного настроения, равно как и в  отношении  силы  и
естественности колорита. В самом начале своей деятельности поставив себе

Страницы: «« « 2954   2955   2956   2957   2958   2959   2960   2961   2962  2963   2964   2965   2966   2967   2968   2969   2970   2971   2972  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь