|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2954 2955 2956 2957 2958 2959 2960 2961 2962 2963 2964 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 2972 » »» видна более значительная самостоятельность, чем у Бохария, и меньшая
зависимость от системы фыкха (юриспруденции); большая теоретическая
самостоятельность целой работы заметна и в введении, где обстоятельно
изложены воззрения Мослима на предания (изд. в Калькутты, 1265; Каир,
1282 и сл., с комм. Навави). Сборники Бохарии и Мослима известны под
общим именем "Сахыхани", т. е. "Два Сахыха", и пользуются высшей,
неоспоримой каноничностью во всем правоверном мусульманском мире
(впрочем, Азия предпочитает Бохария, а сев. Африка - Мослима). Менее
авторитетны, но тоже каноничны и тоже имели большое влияние на
внутреннее развитие ислама четыре других сборника преданий, составленные
еще некритичнее (опять-таки персиянами): 1) "Сонны" (т. е. юрид.
предания) - АбуДауда Сиджистанского (817-888), где за подлинную
принимается всякая С., если она не отвергнута всеми авторитетами
единогласно; эти "С." составляли обоим "Сахыхам" довольно сильную
конкуренцию до IV в. Гижры (изд. в Каире, 1280, Лукно, 1888, Дели, с
глоссами, 1890); 2) "Аль-Джами'аль-кабир" (=Большой Сборник) - Мохаммеда
Абу-Исы Тирмизи (ум. 892), ученика Бохария; Тирмизи включает в свой
"Джами" всякое предание, которым пользовался какой-либо авторитетный
законовед, но отмечает также, что говорят по данному пункту законоведы
других толков; таким образом его "Джами" - важнейший источник для
изучения различий между толками (изд. в Дели, 1844-49; Булак, 1292; см.
Гольдциэр в "Z. D. М. G.", XXXVIII, 671 сл.); 3) С. Абу-Абдеррахмана
Несапа (830-914) - полны тончайших мелочей и подробностей, особенно в
главах об обрядности, где, например. по поводу каждого незначительного
молитвенного жеста и положения приводится ряд изречений, вложенных в
уста пророка (Дели, 1850; Каир, 1312); 4) С. Мохаммеда Казвинского, по
прозвищу ибн-Мадже (824-886), крайне некритические; они были признаны за
канонические только в VI в. Гижры, да и то не всеми (изд. в Дели, 1282,
с коммент. 1889). Кроме этих семи (или шести) канонических книг
слагались и отчасти дошли до нас некоторые другие сборники преданий, но
им не удалось сделаться общеавторитетными - а эти семь породили
обширнейшую научную литературу, продолжающую развиваться даже теперь.
Заключается она или в богословском и филологическом толковании
собранного материала, или в попытках слить в один свод весь имеющийся
материал и обработать по одной системе. Более известные ученые -
Абуль-Хасан Разин аль-'Абдари (ум. 1139), который, без комментариев,
свел шесть сборников в один; Имам Мадждеддин Мобарак ибн-Адь-Асир (ум.
1210), брат известного историка, переделал работу Разина, расположив
предания в более удобном порядки и снабдивши их филологическими
разъяснениями; энциклопедист Союты (ум. 1505) составил "Сборник
Сборников", куда без критики вошли и 6 канонических книг, и 10
"моснадов" (собраний, связанных именем одного какого-нибудь
передатчика), и разные богословские толкования. Все эти С. признаются
только правоверными мусульманами, так наз. суннитами У шиитов есть свои
собственные хадисы, более позднего происхождения и с более яркими
подлогами; в состав шиитских сборников входят хадисы не только о
Мохаммеде, но и об Алии и его потомках-имамах, действия и изречения
которых считаются у шиитов имеющими силу закона. Сборник шиитских
преданий-"Хеят-эль-колюб" ("Жизнь сердец", Тегеран, 1864-71 г.). История
С. обстоятельно, всесторонне и критически рассмотрена Гольциэром в его
"Muhammedanische Studien", т. II, стр. 1-420 (Галле, 1890). См. еще
Sprenger, "Ueber das Traditionswesen bei den Araben" ("Z. D. M. G.", X);
Salesbury, "On the science of muslim tradition" в "Journ. of the
American Orient Soc." (VII, 86); Dozy, "Essai sur l'hist. de l'islam."
(II., 1879). Hoфаль (Nauphal), в "Legislation musulmane". дает ряд
интересных замечаний о хадисах. Библиoгpaфичecкий указатель всяких печ.
изд. и рукописей см. у Броккельмана, "Gesch. d. агаb. Litteratur" (т. I,
стр. 156- 168, Веймар, 1898). Историкобиографические сведения о
хранителях и исследователях преданий - у ибнХалликана, Хаджи-Хальфы,
Союты (изд. Вюстенфельд: "Liber classium virorum, qui Corani et
Traditionum cognitione excelluerunt auctore Dahabio", Геттинген 183334).
А.Крымский.
Супруги (уголовное право). - Особые отношения, устанавливаемые браком
между С., вызывают прежде всего необходимость освобождения одного из С.
от наказания за укрывательство и недонесение о совершившемся
преступлении другого; но эта льгота не распространяется на преступления
государственные. Наказание одного из С. за недонесение о готовящемся
преступлении другого уменьшается по усмотрению суда. Большая часть
преступлений, совершаемых одним С. по отношению к другому, преследуется
не иначе как по жалобе потерпевшего, причем допускается примирение;
только наиболее тяжкие преступления (напр. убийство, лишение свободы и
т. п.) преследуются в порядке публичного обвинения. При рассмотрении
дела судом, вызванный в качестве свидетеля С. обвиняемого имеют право
отказаться от дачи показаний, а в случай согласия дать показание
допрашивается без присяги. Наконец, каждому из С. предоставлено право
возбуждать ходатайство о возобновлении дела, по которому осужден другой
С. Преступления против союза супружеского могут быть разделены на общие
и особенные. К первым относятся: а) муже или женоубийство, 6) нанесение
одним С. другому увечья, ран, тяжких побоев или иных истязаний и
мучений, в) лишение свободы, г) побуждение или принуждение одним С.
другого к преступлению - во всех этих случаях положенные в законе
наказания возвышаются в мере или в степени (при лишении свободы - на 3
степени); д) сводничество мужьями своих жен - наказывается наравне со
сводничеством родителями детей; е) нанесение одним С. другому не тяжких
побоев и вообще насильственные действия одного С. над другим
наказываются как простое насилие (реш. угол. кас. деп. 1870 г. ј 1522),
а оскорбление чести и угрозы между С. по нашему законодательству
ненаказуемы (contra - Таганцев). Дела о краже мошенничестве и присвоении
имущества между С. начинаются не иначе, как по жалобе потерпевшего, и
могут быть оканчиваемы примирением. - К особенным преступлениям против
союза супружеского относятся прелюбодеяние и жестокое обращение между
С., которое предусматривалось ст. 1583 улож. о нак. изд. 1866 г., но
законом 26 апр. 1871 г. исключено из кодекса Сурбаран (Франсиско de
Zurbaran) - испанск. живописец, род. в местечке ЛаФуэнте-де-Кантос (в
Эстремадурск. пров.) в 1598 г.; ум. в Мадриде, вероятно, в 1662 г.
Учился в Севилье у X. де-лас-Роэласа, которого вскоре превзошел
искусством, сделавшись едва ли не самым типичным представителем
испанской школы в отношении передачи религиозного экстаза, душевного
сокрушения и мечтательного настроения, равно как и в отношении силы и
естественности колорита. В самом начале своей деятельности поставив себе
Страницы: «« « 2954 2955 2956 2957 2958 2959 2960 2961 2962 2963 2964 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 2972 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |