Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2950   2951   2952   2953   2954   2955   2956   2957   2958  2959   2960   2961   2962   2963   2964   2965   2966   2967   2968  » »»

   Кому прощать царя? - народ в его руках.
   Он Бог, не человек, в подверженных странах.
   Когда кому даны порфира и корона,
   Тому вся правда власть, и нет ему закона.
   Гертруда.
   Не сим есть праведных наполнен ум царей:
   Царь мудрый есть пример всей области своей;
   Он правду паче всех подвластных наблюдает,
   И все свои на ней уставы созидает,
   То помня завсегда, что краток смертных век,
   Что он в величестве такой же человек,
   Рабы его ему любезные суть чады,
   От скипетра его лиется ток отрады.
   Комедии С. имели меньший успех, чем трагедии. И они, большей  частью,
переделки и подражания иноземным  образцам;  но  в  них  гораздо  больше
сатирического элемента, обращенного к русской действительности.  В  этом
отношении комедии С., из которых лучшая - "Опекун", вместе  с  сатирами,
баснями  и  некоторыми  эклогами,  представляют  богатый  материал   для
изучения духа эпохи и общества. Цель комедии С.  определил  в  одном  из
своих стихотворений; ее назначение-"издевкой  править  нрав;  смешить  и
пользовать  прямой  ее  устав".  В  его   комедиях   богатейший   подбор
"презрительных вещей", которые безобразили русскую жизнь  и  происходили
или от  невежества,  или  от  ложно  понятого,  поверхностно  усвоенного
европейского образования. Не стесняясь в выражениях падал С. и на темные
стороны старого русского общества  -  на  дворянскую  спесь,  ханжество,
бездельничанье, самовластие помещиков, любовь к  угодничеству  и  лести.
Особенно же досталось от С. "крапивному семени", "хамову  отродью",  как
он  называл  подъячих.  и  судей:  их  он  без  пощады  преследовал   за
лицеприятиe, взяточничество, казнокрадство.  Сам  С.  много  страдал  от
подъячих, еще в детстве ему пришлось однажды лично отвезти одному из них
взятку в 50 руб., и он на всю жизнь не  мог  отделаться  от  впечатления
этого визита. "Слово чернь - говорит он в одной из своих филиппик против
московской публики - принадлежит  низкому  народу,  а  не  слово  подлый
народ, ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а  не
ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем  дается,  которые  не
дворяне. Дворянин! великая важность! Разумный  священник  и  проповедник
величества Божия, или кратко богослов, естество слов,  астроном,  ритор,
живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению члены
черни. О несносная дворянская гордость,  достойная  презрения!  Истинная
чернь суть невежды хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и
влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало". Большую
часть своих комедий С. написал в Москве, и нападки  его  на  современные
нравы относятся преимущественно к московской публике. По его  выражению,
невежеством в Москве "все улицы вымощены толщиной аршина  на  три".  Для
исправления своего Москва не одного, а "ста Мольеров требует",  -  писал
он Екатерине. Во всяком случай, общественная и критическая мысль С.  шла
впереди поэтического чувства: в его поэзии  гораздо  более  рассудочного
элемента, чем истинного вдохновения. Лучшая из его песен - та, где нашло
себе выражение опятьтаки сатирическое чувство автора: "Хор к превратному
свету". Оды С.  напыщенны,  вялы  и  лишены,  в  противоположность  одам
Ломоносова, исторического и общественного  содержания.  Но  в  баснях  и
эпиграммах живая, насмешливая, задорная натура С. сказалась  вполне;  не
отличаясь высоким художественным  достоинством,  они  любопытны  по  тем
бесчисленным штрихам живой  современности,  которые  рисуют  эпоху  ярче
самых  обстоятельных  описаний.  Новиков  считал  басни  С.  "сокровищем
российского Парнаса". Забота о внешней форме и об аллегории стояла в них
на последнем плане; мораль также отступала  перед  широким  сатирическим
содержанием, взятым из условий окружающей жизни. Крылов не только знал и
изучал басни С., но иногда заимствовал основные черты их сюжетов.  Ябеды
и крючкотворства С. не мог не задать даже в своих  эклогах,  посвященных
"прекрасному российского народа женскому полу", где, в  духе  Фонтенеля,
изображал перипетии сентиментальной любви, на лоне природы, при  участии
Аврор и Диан, нимф и зефиров. К эклогам близки  идиллии  С.,  в  которых
воспевается тоска любовников, изнывающих друг по другу. Те же мотивы и в
песнях романсах С., которые он тщетно  пытался  подделать  под  народный
лад. В тяжелые минуты душой С.  овладевало  религиозное  чувство,  и  он
искал утешение от скорбей в псалмах; он переложил  псалтырь  в  стихи  и
писал духовные сочинения, но в них столь же мало  поэзии  как  и  в  его
духовных одах. Его критические статьи и  рассуждения  в  прозе  имеют  в
настоящее время лишь историческое значение.

   Литература. Н. Булич, "Сумароков и современная  ему  критика"  (СПб.,
1854); важные дополнения и поправки к этому труду в статье В. Гаевского,
"Ж. М. Н. Пp. "(1854, ј 7); см. также разбор А. Пыпина ("СПб. Ведом.  ",
1854, ј 83); Александр Петрович С. ", Владимира Стоюнина  (СПб.,  1856);
"Русская  поэзия",  под  ред.  С.  А.  Венгерова,  вып.  II   (избранный
сочинения, вступительные статьи М. Д. Хмырова и Н. Н. Булича).
   Евг. Ляцкий.
   Сумбатов (князь Александр Иванович, по сцене  Южин)  -  драматический
писатель и  известный  актер,  род.  в  1857  г.;  по  отцу  грузинского
происхождения; учился в тифлисской гимназии и на юридич. факультете СПб.
унив. В 1881 г. поступил на сцену в Москве, в театре Бренко, а в 1882 г.
перешел на Импер. моск. сцену. Первая пьеса С., "Громоотвод", написана в
1878 г.; затем последовали "Дочь  века"  и  "Листья  шелестят"  (1880  и
1881). В 1883 г.  запрещена  к  представлению  пьеса  Сумбатова  "Сергей
Сашидов", где автор коснулся вопроса о  праве  сельских  сходов  ссылать
своих односельчан в Сибирь на поселение. Б 1884 г. написаны комедия "Муж
знаменитости" и историческая хроника  "Царь  Иоанн  IV",  в  1886  г.  -
"Арказановы", в 1888 г. - "Цепи"., Следующие три пьесы - "Старый  закал"
(1895), "Джентльмен" (1897), "Закат" (1898) - появляются одна за  другой
после семилетнего перерыва писательской работы и выгодно отличаются,  по
приемам письма, от первых пьес С. В "Русской Мысли" 1897  г.  (ј5  и  6)
помещена большая статья  С.:  "Первый  всероссийский  съезд  сценических
деятелей,  его  резолюции  и  настроения",  а  в  "Сборнике   в   память
Белинского" (1898) - речь: П. С. Мочалов в жизни и на сцене". Статья  С.
: "Отношения  С.  А.  Юрьева  к  сцене  в  последние  годы  его  жизни",
напечатанная в сборнике  "Памяти  С.  А.  Юрьева",  дает  характеристику
московского Малого театра 1880-х годов. Пьесы "Цени"  и  "Старый  закал"
переведены на немецкий, польский, сербский и чешский языки  и  ставились
на иностранных сценах. В 1898 г. "Старый закал" - в переводе Евг. Цабеля

Страницы: «« « 2950   2951   2952   2953   2954   2955   2956   2957   2958  2959   2960   2961   2962   2963   2964   2965   2966   2967   2968  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь