|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2950 2951 2952 2953 2954 2955 2956 2957 2958 2959 2960 2961 2962 2963 2964 2965 2966 2967 2968 » »» Кому прощать царя? - народ в его руках.
Он Бог, не человек, в подверженных странах.
Когда кому даны порфира и корона,
Тому вся правда власть, и нет ему закона.
Гертруда.
Не сим есть праведных наполнен ум царей:
Царь мудрый есть пример всей области своей;
Он правду паче всех подвластных наблюдает,
И все свои на ней уставы созидает,
То помня завсегда, что краток смертных век,
Что он в величестве такой же человек,
Рабы его ему любезные суть чады,
От скипетра его лиется ток отрады.
Комедии С. имели меньший успех, чем трагедии. И они, большей частью,
переделки и подражания иноземным образцам; но в них гораздо больше
сатирического элемента, обращенного к русской действительности. В этом
отношении комедии С., из которых лучшая - "Опекун", вместе с сатирами,
баснями и некоторыми эклогами, представляют богатый материал для
изучения духа эпохи и общества. Цель комедии С. определил в одном из
своих стихотворений; ее назначение-"издевкой править нрав; смешить и
пользовать прямой ее устав". В его комедиях богатейший подбор
"презрительных вещей", которые безобразили русскую жизнь и происходили
или от невежества, или от ложно понятого, поверхностно усвоенного
европейского образования. Не стесняясь в выражениях падал С. и на темные
стороны старого русского общества - на дворянскую спесь, ханжество,
бездельничанье, самовластие помещиков, любовь к угодничеству и лести.
Особенно же досталось от С. "крапивному семени", "хамову отродью", как
он называл подъячих. и судей: их он без пощады преследовал за
лицеприятиe, взяточничество, казнокрадство. Сам С. много страдал от
подъячих, еще в детстве ему пришлось однажды лично отвезти одному из них
взятку в 50 руб., и он на всю жизнь не мог отделаться от впечатления
этого визита. "Слово чернь - говорит он в одной из своих филиппик против
московской публики - принадлежит низкому народу, а не слово подлый
народ, ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а не
ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем дается, которые не
дворяне. Дворянин! великая важность! Разумный священник и проповедник
величества Божия, или кратко богослов, естество слов, астроном, ритор,
живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению члены
черни. О несносная дворянская гордость, достойная презрения! Истинная
чернь суть невежды хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и
влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало". Большую
часть своих комедий С. написал в Москве, и нападки его на современные
нравы относятся преимущественно к московской публике. По его выражению,
невежеством в Москве "все улицы вымощены толщиной аршина на три". Для
исправления своего Москва не одного, а "ста Мольеров требует", - писал
он Екатерине. Во всяком случай, общественная и критическая мысль С. шла
впереди поэтического чувства: в его поэзии гораздо более рассудочного
элемента, чем истинного вдохновения. Лучшая из его песен - та, где нашло
себе выражение опятьтаки сатирическое чувство автора: "Хор к превратному
свету". Оды С. напыщенны, вялы и лишены, в противоположность одам
Ломоносова, исторического и общественного содержания. Но в баснях и
эпиграммах живая, насмешливая, задорная натура С. сказалась вполне; не
отличаясь высоким художественным достоинством, они любопытны по тем
бесчисленным штрихам живой современности, которые рисуют эпоху ярче
самых обстоятельных описаний. Новиков считал басни С. "сокровищем
российского Парнаса". Забота о внешней форме и об аллегории стояла в них
на последнем плане; мораль также отступала перед широким сатирическим
содержанием, взятым из условий окружающей жизни. Крылов не только знал и
изучал басни С., но иногда заимствовал основные черты их сюжетов. Ябеды
и крючкотворства С. не мог не задать даже в своих эклогах, посвященных
"прекрасному российского народа женскому полу", где, в духе Фонтенеля,
изображал перипетии сентиментальной любви, на лоне природы, при участии
Аврор и Диан, нимф и зефиров. К эклогам близки идиллии С., в которых
воспевается тоска любовников, изнывающих друг по другу. Те же мотивы и в
песнях романсах С., которые он тщетно пытался подделать под народный
лад. В тяжелые минуты душой С. овладевало религиозное чувство, и он
искал утешение от скорбей в псалмах; он переложил псалтырь в стихи и
писал духовные сочинения, но в них столь же мало поэзии как и в его
духовных одах. Его критические статьи и рассуждения в прозе имеют в
настоящее время лишь историческое значение.
Литература. Н. Булич, "Сумароков и современная ему критика" (СПб.,
1854); важные дополнения и поправки к этому труду в статье В. Гаевского,
"Ж. М. Н. Пp. "(1854, ј 7); см. также разбор А. Пыпина ("СПб. Ведом. ",
1854, ј 83); Александр Петрович С. ", Владимира Стоюнина (СПб., 1856);
"Русская поэзия", под ред. С. А. Венгерова, вып. II (избранный
сочинения, вступительные статьи М. Д. Хмырова и Н. Н. Булича).
Евг. Ляцкий.
Сумбатов (князь Александр Иванович, по сцене Южин) - драматический
писатель и известный актер, род. в 1857 г.; по отцу грузинского
происхождения; учился в тифлисской гимназии и на юридич. факультете СПб.
унив. В 1881 г. поступил на сцену в Москве, в театре Бренко, а в 1882 г.
перешел на Импер. моск. сцену. Первая пьеса С., "Громоотвод", написана в
1878 г.; затем последовали "Дочь века" и "Листья шелестят" (1880 и
1881). В 1883 г. запрещена к представлению пьеса Сумбатова "Сергей
Сашидов", где автор коснулся вопроса о праве сельских сходов ссылать
своих односельчан в Сибирь на поселение. Б 1884 г. написаны комедия "Муж
знаменитости" и историческая хроника "Царь Иоанн IV", в 1886 г. -
"Арказановы", в 1888 г. - "Цепи"., Следующие три пьесы - "Старый закал"
(1895), "Джентльмен" (1897), "Закат" (1898) - появляются одна за другой
после семилетнего перерыва писательской работы и выгодно отличаются, по
приемам письма, от первых пьес С. В "Русской Мысли" 1897 г. (ј5 и 6)
помещена большая статья С.: "Первый всероссийский съезд сценических
деятелей, его резолюции и настроения", а в "Сборнике в память
Белинского" (1898) - речь: П. С. Мочалов в жизни и на сцене". Статья С.
: "Отношения С. А. Юрьева к сцене в последние годы его жизни",
напечатанная в сборнике "Памяти С. А. Юрьева", дает характеристику
московского Малого театра 1880-х годов. Пьесы "Цени" и "Старый закал"
переведены на немецкий, польский, сербский и чешский языки и ставились
на иностранных сценах. В 1898 г. "Старый закал" - в переводе Евг. Цабеля
Страницы: «« « 2950 2951 2952 2953 2954 2955 2956 2957 2958 2959 2960 2961 2962 2963 2964 2965 2966 2967 2968 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |