|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2957 2958 2959 2960 2961 2962 2963 2964 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 2972 2973 2974 2975 » »» не о возрасте живущего в ней С., так как он часто поселяется в готовой,
опустевшей норе. После 25-30 дневной беременности, самка рождает в
апреле или мае 3-8 детенышей, которые достигают к осени полного роста и
к весне становятся половозрелыми. Уже с осени дети отделяются от своих
родителей и выкапывают себе на зиму каждый отдельную нору. Наносит
страшный вред полям в тех местностях, где водится в изобилии. Помимо
этой причины, на него охотятся преимущественно ради меха и мяса.
Естественными врагами его являются, кроме разных хищных млекопитающих и
птиц, вороны, цапли и дрохвы. Хорошо живет в неволе и легко приручается.
Замечательна его наклонность таскать в свое гнездо разные блестящие
предметы, как металлические вещи, черепки и т. п. Эта привычка
проявляется у него и в неволе.
Д. П- ко.
Сутры - священные и юридическая книги древних индусов (санскр.
Sutra-m = нить, шнурок, правило, руководство). Древние С. относятся к
позднейшим векам ведийской эпохи (от 600 до 400 или 300 г. до Р. Хр.).
Впоследствии название С. прилагалось вообще к трактатам или руководствам
разнообразного содержания, в роде индийск. ars аmandi, медицинских
сочинений и т. д. Имя С. носят также и буддийские священные книги,
составляющие второй большой отдел священного канона "Трипитака".
Сухарева башня - готическое трехъярусное здание в Москве (высотой 30
саж.). Построена Петром Великим в 1692 г. в честь Сухаревского
стрелецкого полка, единственного оставшегося верным во время бунта 1689
г. В С. башне в 1700 г. было открыто училище математических и навигацких
наук, в 1715 г. переведенное в Петербург; после него в башне помещалась
московская адмиралтейская контора; с давнего времени башня служит
складочным местом вещей, заготовляемых для балтийского флота и
Архангельского порта. В среднем этаже ее московский генералгубернатор
князь Д. В. Голицын устроил обширный водный резервуар (мытищинский
водопровод).
Сyxoвo-Кобылин (Александр Васильевич) - известный драматург,
принадлежащий к тому немногочисленному разряду писателей, которых можно
назвать "авторами одного произведения". Эти писатели сразу развертывают
все свое дарование, дают произведение, которое обеспечивает им имя в
истории литературы и потом либо совершенно замолкают, либо пишут вещи,
не идущие ни в какое сравнение с первым проявлением их таланта. Таков из
русских писателей Грибоедов, с поразительным контрастом между "Горе от
Ума" и позднейшими пьесами. Таков Чаадаев, занявший своим
"Философическим Письмом" одно из первых мест в истории русской
общественной мысли и затем проживший еще 20 лет в полном обладания
блестящего ума, но не написавший более почти ни одной строки. Таков из
второстепенных талантов Гирс, возбудивший началом романа "Старая и новая
Poccия" очень большие надежды и ничем их не оправдавший. Таков, наконец,
С. Кобылин, автор неувядаемой "Свадьбы Кречинского", созданной пятьдесят
лет тому назад, в течение которых даровитый автор не написал ничего
кроме двух пьес совершенно второстепенного значения ("Дело" и "Смерть
Тарелкина"). До известной степени столь редкая в истории истинных
талантов непродуктивность С. Кобылина может быть объяснена
обстоятельствами личной его жизни; все три его пьесы написаны по
случайным мотивам, чуждым чисто литературных побуждений. Сам автор, в
предисловии к драме "Дело", говорит о себе, что "класс литераторов также
мне чужд, как и остальные четырнадцать", и тут же спешит заявить, что
его пьеса не есть, как некогда говорилось, плод досуга, ниже, как ныне
делается, поделка литературного ремесла, а есть в полной
действительности сущее и из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное
дело. Эти слова являются отголоском очень тяжелого испытания, которое С.
Кобылину пришлось перенести в молодости, когда он, несчастным стечением
обстоятельств, был вовлечен в дело об убийстве француженки Диманш.
Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно
хорошо поживиться, привело к тому, что и сам С. Кобылин, и пятеро его
крепостных, у которых пыткой вырвали сознание в мнимом совершении
преступления, были накануне каторги. Только огромные связи и еще большие
огромные денежные "дачи" освободили молодого помещика и его слуг от
незаслуженного наказания. Ужасы лично им вынесенных дореформенных
порядков С. Кобылин и старался изобразить во второй из своих пьес
- "Деле". Отсюда слишком мрачная окраска пьесы; не лишенная кое-где
колоритности и силы, она в общем производит впечатление недостаточно
художественного и крайне озлобленного шаржа. Гораздо счастливее связан с
печальными испытаниями молодости автора литературный первенец
Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского". Сидя в тюрьме, он от скуки и
чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей, разработал в драматической
форме ходивший в московском обществе рассказ об известном тогда светском
шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого
солитера. Как бы сами собою создались у С. Кобылина такие яркие фигуры,
который сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных
пьес русского репертуара. "Свадьба Кречинского" не выдерживает критики
если ее рассматривать с точки зрения правдоподобия. Она написана почти
по правилам ложно-классического триединства; все совершается в течение
одного дня и все концентрируется так, что результаты поступков
действующих лиц немедленно обнаруживаются перед зрителем. Но в этих
нереальных рамках автор достиг полной правды психологической, дав в
замечательно сжатой и сгущенной форма полный душевный очерк своих
героев. Таков прежде всего Кречинский, несомненно даровитая натура,
которого увлекает не столько корыстолюбие, сколько сама артистичность
проделки а также широкие перспективы будущих шулерских подвигов. Не
просто мелкий мошенник и Расплюев, "работающий" для того, чтобы "таскать
пищу в гнездо", т. е. кормить своих детей. Ни Кречинского, ни Расплюева
нельзя назвать типами; это по преимуществу характеры, т. е. лица, мало
связанный с условиями быта - что, между прочим, обеспечивает пьесе
долгую жизнь. Чрезвычайный интерес придает Кречинскому и Расплюеву также
яркая колоритность их речи; многие словечки пьесы вошли в обиходную речь
("была игра", "сорвалось", "это настоящий маг и волшебник", "вы пред ним
мальчишка и щенок" и др.). Драматическая сила "Свадьбы Кречинского"
особенно ясно выступает при сравнении ее с "Делом" и "Смертью
Тарелкина", в которых автор неудачно старался развить некоторые
положения и характеры, в основной пьесе только намеченные, но зато с
большой яркостью. В результате получился какой-то драматический
комментарий, где первое место занимают пояснения, рассуждения и
подчеркивания. "Дело", с его мрачным колоритом, в общем гораздо выше
"Смерти Тарелкина", где есть претензии на веселость. Постановка на сцене
Страницы: «« « 2957 2958 2959 2960 2961 2962 2963 2964 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 2972 2973 2974 2975 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |