|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2953 2954 2955 2956 2957 2958 2959 2960 2961 2962 2963 2964 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 » »» Более значительна ярмарка в с. Юнаковки. Большой отпуск хлеба со ст.
Курской сев. жел. дор. Ворожбы (6536 тыс. пд.) и Новоселок (946 тыс.
пд.). Железные дороги пересекают С. уезд на протяжении 114 вер.
Врачебная помощь: 6 больниц на 128 кров., 1 аптека; 4 богадельни на 37
чел. Школ (1898-99) в уезде (искл. г. С.): в зашт. г. Белополье 6, с 953
учен. (763 мал. и 190 дев.), в селениях - 73 земских, с 6789 учеников
(5056 мал. и 1733 дев.), 55 церк. приход. и 9 шк. грамоты, с 3417 учащ.
(2413 мал. и 1004 дев.). В с. Искрисковщине Михайловская казен. 1 разр.
низш. сед. юз. школа. Харьк. общ. сел. хоз. и сел. хоз. промышленности
имеет в с. Морочах опытное поле. Земский бюджет за 1898 г.: доход-255895
р., расход-217529 р., из них на земское управление - 17164 р., на
врачебную часть-75778 р., на народное образование- 63670 р. Д. Р.
Сунна (сонна, сюнна) - арабское слово, означающее "обычай", в
особенности обычай установившийся в мусульманской общине по отношении к
какому-либо религиозному или юридическому моменту. Чаще всего, однако,
"С." является у мусульман синонимом термина "хадис", т. е. означает
предание о Мохаммеде, о его поступках и изречениях. Сам Мохаммед считал
себя обыкновенным человеком и признавал непогрешимость только за
божественным откровением (Кораном); но так как он, по его словам, имел
частые общения с Богом, то для верующих естественно было заключить, что
и все личные действия и мнения пророка заслуживают подражания, должны
сделаться С., законным обычаем. Восточный человек требует от религии не
только разрешения догматических или этических запросов: он ждет от ее
практического руководства и в области гигиены, и в области повседневных,
обыденных поступков, хотя бы даже таких, как способ стрижки волос и т.
п. Божественное откровение, содержащееся в Коране, не дает ответа на все
мельчайшие запросы жизни: Коран даже догматическую сторону религии не
вполне ясно формулирует; отсюда необходимость собирать предания о
Мохаммеде, указывающие, как он сам поступал или советовал поступать в
каком-нибудь житейском случай, или как он толковал известное откровение
Корана. Эта необходимость почувствовалась тотчас же после его смерти, и
еще более - со времен Османа, когда обострилась борьба сект, а ислам
успел уже широко распространиться среди персов, которые, в
противоположность индифферентным арабам, особенно живо испытывали
потребность представить себе догматы новоусвоенной религии в стройных,
систематических формулах и точнее определить практические, житейские
предписания Корана, возникшие в совершенно чуждой для персов варварской
арабской обстановки. Обращались за справками к друзьям и сподвижникам
Мохаммеда (сахабам): Абу Хорейре (ум. 677), Орве, Икриме и многим
другим, а те давали сообщения не только истинные, но и сознательно
вымышленный, что, напр., видно из чудесных, физически невозможных
подробностей (имам Шафий, ум. в 820 г., прямо признавал, что обман,
содействующий славе и росту ислама, нравственно дозволителен). Слушатели
сахабов (у одного Абу Хорейры их было до 800), ученики слушателей и т.
д., люди разных национальностей, преимущественно персы, продолжали
хранить усвоенные хасиды и изобретать новые, посредством которых иногда
сознательно, а чаще бессознательно производилось примирение грубоватой
догматики Корана с более тонкими и более философскими доктринами прежней
религии новообращенных покоренных народов и приноровление предписаний
полукочевого, первобытного ислама к нормам развитой, цивилизованной
жизни. В короткое время мусульманский мир наполнился необъятной массой
преданий; они сплошь и рядом противоречили духу Корана, противоречили
одно другому - и в то же время претендовали на законодательную силу в
области существеннейших пунктов мусульманского вероучения и самых важных
юридических отношений. Хранились предания профессиональными
передатчиками (мохаддисами), очень часто самозваными и всегда
бесконтрольными, и сообщались устно; каждое предание должно было
сопровождаться иснадом (букв. "опорой"), т. е. цепью имен передатчиков
("это я слышал от такого то, а тот от такого-то, и т. д., а последний -
от такого-то сахаба"), и хадис без иснада считался не имеющим законной
силы. С течением времени иснад делался длиннее и труднее для устного
запоминания, так что в конце I в. Гижры при изучении хадисов допущены
были вспомогательные записи; из таких записей разного содержания,
сгруппированных около имени одного какого-нибудь передатчика (это так
паз. "моснады") или касающихся одного какого-нибудь пункта, слагались
целые тетради, чуждые научной систематизации или критики. В виду
общественной важности хадисов халиф Омар II (717-719) - один из тех
немногих Омейядов, которые принимали к сердцу интересы ислама, - задумал
составить свод хадисов и упорядочить их, но кратковременность его
царствования помешала ему что-либо сделать. Задача эта была осуществлена
имамами - отчасти арабами (как Малик), а больше персами, которые
собственно и создали мусульманскую догматику. "Торная тропа"
(аль-Моватта), Медика ибн-Анаса (715 - 795), старавшегося быть очень
строгим в выборе предание, считается у мусульман первым, по времени,
каноническим сборником хадисов. "Торная тропа" не есть специально
сборник преданий о Мохаммеде: это - целый corpus juris, источник так
наз. маликитского права, где почти при каждой главе, сверх выписок из
Корана и сообщений об установившейся мединской практике, приводятся
соответствующие юридические хадисы. Второй, и притом знаменитейший
канонический сборник хадисов составлен имамом Абу-Абдаллахом аль-Бохери
(810-870) около 840, г, и называется "Сахых" (="Истинный"). Это -
исключительно сборник преданий, юридических, обрядовых, исторических,
этических; они расположены систематически, по главам, преимущественно в
том же порядке, как и юридические сочинения (очищение, молитва, весть и
т. д.). Число преданий, собранных Бохарием во время его многолетних
странствований по мусульманской Азии, достигало 600000, но он внес в
свой "Сахых" только 7275, признанных им за подлинные. Критерий
подлинности у Бохария - самый примитивный: для него важно не содержание
предания и его соответствие с Кораном и историей, а иснад, и если в цепи
передатчиков названы исключительно авторитетные имена, то такое предание
признается за неподдельное. Современная европейская наука видит в
громадном большинство преданий "Сахыха" несомненную подделку (в Европе
"Сахых" изд. Крель, Лейд., 1862-1868; вост. изд.
- Булак, 1280, 1282, Каир, 1305, 1307, 1312, Дели, 1270, 1289,
Бомбей. 1269 и т. д. : комментарий - Навави; статья Креля - в "Z. D. М.
G.", IV; Гольдциэр, "Muhamm. Studien", т. II, 235-245). Ученик
аль-Бохария, Мослим Нишабурский (817875), из 300000 собранных им вновь
хадисов признал за подлинные 12000 и составил из них сборник, тоже под
заглавием "Сахых". У Мослима, в сущности, дан такой же материал, как и у
Бохарии, но извлечен он из других источников; в распределении материала
Страницы: «« « 2953 2954 2955 2956 2957 2958 2959 2960 2961 2962 2963 2964 2965 2966 2967 2968 2969 2970 2971 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |