Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2948   2949   2950   2951   2952   2953   2954   2955   2956  2957   2958   2959   2960   2961   2962   2963   2964   2965   2966  » »»

этой кислоты, в которой гидроксил замещен соответствующим углеводородным
остатком: H2SO3(сернистая кислота) RHSO2 (сульфиновая кислота). Цинковые
соли С. кислот получаются из хлорангидридов соответствующих  сульфоновых
кислот через замену в них атома хлора  металлом  при  действии  цинковой
пыли в алкогольном растворе:
   2C2H5SO2Cl+2Zn=(C2H5SO2)2Zn+ZnCl2
   Другая реакция состоит в действии сернистого ангидрида на цинкалкиды:
   (C2H5)2Zn+2SO2=(C2H5SO2)2Zn
   Образование С. кислот из хлорангидридов судьфоновых кислот становится
понятным, если принять, что в  них  водород  занимает  место  гидроксила
сульфоновыхе   кислот:   R-SO2-OH   (сульфоновая   кислота),    R-SO2-Cl
(хлорангидрид ее), R-SO2-H (С. кислота).
   Свободные С. кислоты представляют очень непостоянные,  сиропообразные
жидкости, легко  растворимые  в  воде  и  переходящие  при  окислении  в
сульфоновые кислоты.
   Л. Монастырский, Д.
   Сумароков (Александр Петрович)- известный писатель. Род. в 1718 г., в
Финляндии, близ Видьманстранда. Отец его,  Петр  Панкратьевич,  крестник
Петра Вел., был человеком по тому времени образованным, в особенности по
части литературы, и принадлежал к искренним  сторонникам  реформаторской
деятельности Петра.  По  заключении  Ништадского  мира  он  сам  занялся
воспитанием своих детей и пригласил к ним  иностранца  Зейксна  (бывшего
одно  время  учителем  имп.   Петра   II),   для   преподавания   "общей
словесности", 14-ти лет С. был  отдан  в  Сухопутный  Шляхетный  корпус,
только что устроенный по прусскому  образцу  Минихом.  Здесь  С.  вскоре
выделился серьезным  отношением  к  научным  занятиям  и  в  особенности
влечением к литературе. Первыми, произведениями С.,  написанными  еще  в
корпусе, были переложение псалмов, любовные песни и оды;  образцами  для
них служили французские поэты и вирши  Тредьяковского.  Систематического
знакомства с французской литературой у С. не было; даже Расина он прочел
уже по выходе из корпуса. Воспитанники корпуса читали  друг  другу  свои
сочинения и переводы. Из них С. образовал "общество любителей российской
словесности"; в числе участников его были известные впоследствии  И.  П.
Елагин, И. И. Мелисисно, А. П. Мельгунов.  Сочиненные  С.  в  это  время
сентиментальные песни были  положены  на  музыку  Белиградским  и  имели
большой успех даже при дворе. К этому  же  времени  относятся  и  первые
драматические опыты С. Впечатления театра были знакомы С. еще  в  раннем
детстве; по его словам, когда ему не  было  еще  и  двенадцати  лет,  он
"бывал на комедиях", исполнявшихся заезжими актерами немцами. Не заявив,
по окончании ученья, желания служить в полку, С. был сначала причислен к
военной канцелярии гр. Миниха, со  званием  адъютанта,  затем  продолжал
службу у гр. Г. И. Головкина и гр. А. Г. Разумовского  и  дослужился  до
чина бригадира. Служба при  гр.  Разумовском  доставила  С.  возможность
бывать в высшем обществе столицы  и  привела  к  знакомству  с  наиболее
выдающимися лицами того времени. Но честолюбие С. было направлено в иную
сторону: он неутомимо работал на литературном поприще. В октябре 1747 г.
С.  обратился  к  президенту  канцелярии  академии  наук,  брату  своего
начальника, гр. К. Г. Разумовскому, с просьбой о  разрешении  напечатать
трагедии "Хорев": Уже в этом прошении  определенно  высказана  мысль  об
общественном значении его авторства: "к тому, чтоб она была  напечатана"
- говорит С. - "меня ничто не понуждает, кроме одного искреннего желания
тем, чем я могу, служить моему отечеству". Трагедия  была  напечатана  в
том же году. Успех, выпавший на е„ долю, содействовал распространение  в
русском обществе более правильного взгляда на  театральное  искусство  и
оказал несомненное влияние на  основание  постоянного  русского  театра.
Приглашению в Петербург  знаменитой  ярославской  труппы  предшествовала
постановка пьес С. в корпусе и во дворце: в 1750 г.,  кроме  "Хорева"  -
трагедий "Гамлет", "Синав и Трувор",  "Артистона",  комедии  "Чудовищи",
"Трессотинеус",  в  1751  г.  -  "Семира";  актерами  являлись   кадеты.
Существование театра было упрочено указом императрицы сенату 30  августа
1756 г., и тогда же С. был определен директором его. Для облагораживания
в глазах малообразованной публики звания актеров он выхлопотал последним
дворянское отличие - право носить  шпагу.  Иногда  придирчивый  в  своих
требованиях, он с любовью следил за развитием талантов и навыков к сцене
и был  искренним  другом  талантливейших  представителей  своей  труппы;
известна,  например,  его  трогательная  элегия  на  смерть  Шумского  и
Троепольской. Несмотря на недоброжелательство  литературных  противников
С., старавшихся подорвать значение С. как драматурга, слава его росла  с
каждым новым произведением. Постоянный театр, с актерами, смотревшими на
сцену как на свое единственное  и  высокое  призвание,  дал  новую  пищу
творчеству С., встречавшему, притом,  неизменное  одобрение  со  стороны
императрицы. Продолжая работать  для  театра,  он  в  тоже  время  писал
многочисленные оды, элегии, басни, сатиры,  притчи,  эклоги,  мадригалы,
критические статьи и т. д., стараясь завоевать прочное положение во всех
родах  и  видах  русской  литературы.  В  1759  г.  С.  основал   журнал
"Трудолюбивую пчелу", наполнявшуюся большей частью произведениями своего
издателя. Он имел успех, но скоро прекратился по недостатку  средств.  В
1755 г. С. поставил на сцену первую русскую оперу: "Цефал  и  Прокриса",
музыка  к  которой  была  написана,  в   лирическом   духе,   придворным
капельмейстером Арайя. К 1757 г. относится драма С. "Пустынник", к  1758
г. - трагедия "Ярополк и Димиза", где  двое  из  действующих  лиц  носят
имена "Крепостата" и  "Силотела",  по-видимому  имевшие  целью  сообщить
трагедии  отсутствовавший  в   ней   национально-исторический   колорит.
Quasi-исторические сюжеты имеют и следующие трагедии  С.:  "Вышеслав"  -
(1768), переносящий действие в  языческую  старину  Новгорода,  "Дмитрий
Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774). К 1768 г.  относятся  комедии  С.
"Опекун", "Лихоимец", "Три брата совместники", "Ядовитый",  "Нарцис",  к
1769 г. - "Пустая ссора", "Рогоносец по воображению", "Мать  совместница
дочери". С. сочинял и балеты, в которые вводил драматический  элемент  и
намеки  на  современные  события.  Изящные  декорации,  музыка,   пение,
фантастическая   обстановка-   все   это   обеспечивало   успех    таким
аллегорическим пьесам С., как "Новые лавры"  (на  победу  над  Фридрихом
1759 г.) или "Прибежище добродетели", или таким операм,  как  "Альцеста"
(1759),  с  музыкой  Раупаха.  Быстрота,  с  которой  С.  создавал  свои
произведения,  может  быть  охарактеризована  его  пометкой  на  комедии
"Трессотиниус": "зачата 12 января 1750 г., окончена января 1З-го  1750".
Крайне самолюбивый и строптивый нрав С.  служил  источником  бесконечных
ссор  и  столкновений,  даже  с  ближайшими   его   родными.   Подорвать
литературный авторитет С. врагам его не удавалось,  но  в  отношениях  к
нему  многих  лиц  из  высшего  и  литературного   круга   было   немало

Страницы: «« « 2948   2949   2950   2951   2952   2953   2954   2955   2956  2957   2958   2959   2960   2961   2962   2963   2964   2965   2966  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь