Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2963   2964   2965   2966   2967   2968   2969   2970   2971  2972   2973   2974   2975   2976   2977   2978   2979   2980   2981  » »»

1855-56); его же "Lettres, journal et documents a l'historie du canal de
Suez" (П., 1875-81); Volkmann, "Der  Suezcanal  und  seine  Erweiterung"
(Б.,  1886);  Krukenberg,  "Die  Durchfititung  des  Isthmus  von  Suez"
(Гейдельб., 1888); Hemr. Stephanе "Der Suezkanal und seine Eroffnung" (в
"Unsere Zeib, 1870, ј 1-2); O. Ritt, "Histoire de I'lsthme de Suez" (П.,
1869); M. Fontane, "De la marine marchande  a  propos  du  percement  de
I'lsthme de Suez" (П, 2 изд., 1869); Fournier de Flaix,  "L'independance
de l'Egypte et le regime international du canal de Suez"  (Пар.,  1889);
"Le canal de Suez, bulletin decadaire" (П., выходит 3 раза в месяц).
   В. Водовозов. Сфагнум  (техн.)  -  под  этим  названием  находится  в
продаже торфяной мох, очищенный от корней и прутьев трепальной машиной и
спрессованный  для  более  удобной  перевозки.  С.  начинает  входить  в
употребление   в   строительном   деле,    вследствие    своей    дурной
теплопроводности, для смазки на потолках, для заполнения пустот в стенах
из пустотелых бетонных камней, для обкладывания стен денников и  водяных
резервуаров, По отзывам специалистов, С. как  подстилка  в  конюшнях  не
оправдал ожиданий, так как меньше сохраняет здоровье лошадей.
   Сфинкс (Sjigx)  -  в  греческой  мифологии  демон-душитель  в  образе
полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и  нечеловеческой
муки. Название С. - греческого происхождения (от гл. sjiggw- душить), но
представление заимствовано вероятно у египтян или ассирийцев) у  которых
С. - одна из обычных мифических фигур. По Гезиоду (Феогония, 326 и сл.),
С. была дочерью Химеры и Орера, по другим-  Тифона  и  Ехидны.  Особенно
распространено  было  фиванское   сказание,   разработанное   греческими
трагиками, которые воплотили в С. идею борьбы человека с  судьбой.  Близ
Фив показывали пещеру в горе Фикион или Сфинпон, где, по преданию,  жило
это чудовище. По фиванскому преданию, С. был послан Герой,  или  Аресом,
или Дионисом, для опустошения страны,  в  наказание  за  убиение  Кадмом
Аресова  дракона  (или  за  преступления  Лаия).  Приютившись  в  пещеpе
названной горы, С. подстерегал проходящих и задавал загадку: "Кто  ходит
утром на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех?"  (разгадка
- человек, в три поры  его  жизни:  в  детстве,  возмужалом  возрасте  и
старости). При этом сфинкс  обязывался,  в  случае  разрешения  загадки,
умертвить себя; не разрешавших же загадки он пожирал (или  сбрасывал  со
скалы). Чтобы избавиться от этой  беды,  Креонт,  правивший  страной  со
времени гибели Лаия, предложил руку своей сестры Иокасты и с нею царскую
власть тому, кто  разрешить  загадку.  Загадка  была  разрешена  Эдипом,
который сделался царем и женился на Иокасте, своей матери, а С. бросился
со скалы. Изображения С. в искусстве были различны: обыкновенно он  имел
бюст женщины и заднюю часть туловища какого-либо животного (льва,  змеи,
собаки и пр.), или переднюю часть туловища  льва  и  заднюю  часть  тела
человека, с когтями коршуна  и  крыльями  орла.  В  новейшей  поэзии  С.
сделался символом загадочного, а  также  воплощением  идеи  о  смежности
страдания с наслаждением (ср. стихотворение Гейне,  "Das  ist  der  alte
Marchenwald!", в предисловии к III-му изд. его "Книги песен"). Ср. Jeep,
"Die Griechische Sphinx" (Б., 1854); Ilberg, "Die S. in der Griechischen
Kanst und Sage" (Лпц., 1896). H. О.
   Сфорца (Sforza) - знаменитая  итальянская  фамилия  игравшая  большую
роль в XV и XVI в.  Основал  ее  Муцио  Аттендоло,  сын  крестьянина  из
Романьи, получивший прозвище С. В ранней юности он  поступил  в  дружину
Адьберто де Барбиана, одного  из  основателей  кондотьерства,  отличился
храбростью и сам сделался вождем наемного войска.  Умер  в  1424  г.  на
службе у неаполитанского короля. Ему, в качестве кондотьера,  наследовал
его  сын  Франческо,  который  служил  попеременно  Милану,  Венеции   и
Флоренции и в 1450 г. хитростью и насилием овладел Миланом, ссылаясь  на
права жены своей Бианки-Марии,  побочной  дочери  последнего  миланского
герцога из фамилии  Висконти.  Он  правили  Миланом  15  лет  с  титулом
герцога. Ему  наследовал  его  сын.  Галеаццо-Мария  (ум.  1476),  после
которого  власть  досталась  малолетнему  его  сыну  Джованни  Галеаццо.
Последний, как полагают,  был  отравлен  своим  дядей  Людовиком  Мором,
который и захватил власть над Миланом. Желая удержаться на престоле,  он
склонил французского короля к вмешательству в итальянские дела и  вызвал
поход Карла VIII на Неаполь. Соединившись потом с  врагами  Франции,  он
был побежден франц. королем Людовиком XII и  изгнан  из  Милана  (1499),
возвратился туда с помощью швейцарцев, но еще  раз  потерпел  неудачу  и
попал в плен к франц. королю (1500).  Сын  его  Максимилиан  в  1512  г.
вернул себе власть, но после битвы при Мариньяно, в 1515 г., должен  был
отказаться от Милана в пользу франц. короля Франциска  I,  за  ежегодную
пенсию. После изгнания французов из Италтии Карлом  V,  последний  отдал
Милан в ленное  владение  младшему  сыну  Людовика  Мора,  Франческо  II
(1520). После его смерти (1535) Милан был отдан сыну Карла  V,  будущему
королю Филиппу II Испанскому. От брата Франческо I, Бозио С.,  произошли
тоскансние графы Санта-Фиора, от которых ведет  свое  начало  теперешний
римский род герцогов С. Чезарини. См. Ratti, "Della Famiglia S." (1794);
Litta,. "Famiglie celebri italiane".
   Сфрагистика - наука о печатях. Начало ей положил Мих. Гейнекций (1709
г.), за которым последовали Иоганн Гейманне давший ей греческое название
"сфрагистика", Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь  Гогенлоэ-Вальденоург
и др. Лучшие сочинения по С. за  последнее  время  принадлежат  Зейлеру,
автору "Abriss der Sphragistik" (Вена, 1884) и "Geschichte  der  Siegel"
(Лиц., 1894). В русской литературе,  кроме  особой  главы  о  печатях  в
"Русской геральдике "  А.  Ламера,  имеются  по  С.  лишь  отрывочные  и
незначительные сведения. С. имеет непосредственную связь с геральдикой и
нумизматикой.  С  первой  она  связана  тем,  что  многие   изображения,
употреблявшаяся прежде лишь на печатях, перешли потом в гербы.  Удельные
князья употребляли печати с изображением  эмблем  того  удела,  где  они
княжили; впоследствии эти эмблемы нередко входили и  в  гербы,  напр.  у
князей Голицыных (герб вел. княжества  Литовского).  С  нумизматикой  С.
связана тем, что на монетах часто чеканилась печать князя,  при  котором
чеканили монету; по  эмблеме  на  печати,  если  надпись  на  монете  не
сохранилась,  можно  было  определить   происхождение   монеты.   Обычай
употребления печатей - очень старинный. Восточные народы уже  в  древние
времена употребляли печати, преимущественно в  Персеполисе,  Вавилоне  и
Египте, и пользовались для  того  твердыми  цветными  камнями,  в  форме
цилиндров, жуков и т.  п.,  на  которых  вырезывались  различные  знаки.
Библия во многих местах упоминает об  употреблении  печатей  (III  книга
Царств, гл. XXI, ст. 8 и 11; книга Даниила, гл.XIV, ст. 12; книга Бытия,
гл. XXXVIII, ст. 18 и 25;  книга  Исход,  гл.  XX,  ст.  11  и  21).  От
восточных народов  обычай  употребления  печатей  заимствовали  греки  и
римляне.  Последние  обыкновенно  употребляли   печатиперстни,   которые

Страницы: «« « 2963   2964   2965   2966   2967   2968   2969   2970   2971  2972   2973   2974   2975   2976   2977   2978   2979   2980   2981  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь