Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2971   2972   2973   2974   2975   2976   2977   2978   2979  2980   2981   2982   2983   2984   2985   2986   2987   2988   2989  » »»

том,  что,  кроме  божеств  добрых,  сообщавших  атрибут  "священности",
существовали и божества злые, причинявшие болезнь и смерть. Эти божества
сообщали предметам и лицам страшный свойства,  которых  необходимо  было
избегать. Поэтому умерший и все, что имело отношение к нему,  -  дом,  в
котором он жил, лодка, на которой его перевозили и т.  д.,  -  считалось
отверженным, "нечистым", носящим в. себе нечто опасное,  губительное,  и
должно было быть неприкосновенно  в  силу  своей  губительности.  Другим
поводом к образованию этого значения служили строгие  кары,  следовавшие
за нарушением Т. первого рода. Предметы и лица, считавшиеся "священными"
в силу  своего  отношения  к  божеству  и  потому  навлекавшие  страшные
бедствия на нарушивших их "священность" хотя бы простым прикосновением к
ним, согласны были в конце концов  вызывать  страх  и  даже  отвращение.
Известные роды пищи,  считавшиеся  запретными,  должны  были  выработать
инстинктивное чувство брезгливости. На практике Т. обоих родов сплошь  и
рядом ничем не различались. Так, лицо, очутившееся под Т. второго  рода,
т. е., как нечистое, не могло есть из собственных рук; его  должны  были
кормить посторонние. Но в том же положении были  и  "освященные"  вожди,
бывшие под вечным Т. первого рода: им  не  только  запрещалось  есть  из
собственных рук (их кормили жены), но они  не  могли  принимать  пищи  в
домах, а должны были есть на открытом воздухе. Множество Т. второго рода
касались женщин; во время родов они  считались  "нечистыми".  Совместная
еда с мужчинами для них безусловно не  допускалась.  На  овах  Гавайских
женщинам запрещалось употреблять в  пищу  мясо  свиней,  птиц,  черепах,
некоторые сорта рыбы, кокосовые орехи и почти  все,  что  приносилось  в
жертву (ai-tabu -  священная  еда).  Все  эти  роды  пищи  считались  Т.
(нечистыми)  для  женщин.  Женщина,  приготовлявшая   кокосовое   масло,
подвергалась Т. на нисколько дней и не могла прикасаться к пище.  Вообще
пища составляла предмет множества  Т.;  так,  например,  ее  запрещалось
носить на спине, иначе она становилась Т.  (нечистой)  для  всех,  кроме
того, который носил ее запретным способом. Больше всего Т. второго  рода
вызывало все что имело хотя бы отдаленное отношение к смерти и  умершими
Не только  прикасавшиеся  к  покойнику,  но  даже  бывшие  на  похоронах
становились Т. на продолжительное время. Кто убил врага на войне, тот на
10 дней лишался права общения с людьми и права прикасаться к  огню.  Два
вида Т. заслуживают особого внимания, как относящиеся  более  к  морали,
чем к религии. Женщина до браков считалась noa (доступной)  для  всякого
мужчины; после брака она становилась Т. для  всех,  кроме  своего  мужа.
Новорожденные пользовались Т. королей:  все,  к  чему  они  прикасались,
становилось их собственностью. Прикосновение к ребенку и питье  воды  из
его   рук   считалось   очистительными   средством.   Общественные    Т.
устанавливались либо посредством провозглашена, либо  знаками  (столб  с
бамбуковыми листьями). Частные Т. также устанавливались знаками  (надрез
на  дереве  означал  Т.   собственности).   Соблюдение   Т.   охранялось
репрессивными   мерами   (смертная   казнь,    конфискация    имущества,
разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших  Т.  и  т.  д.)  и
страхом небесных кар (злой дух забирался в тело  и  поедал  внутренности
нарушителя Т.). Бывали случаи, когда люди,  имевшие  несчастье  нарушить
Т., умирали  скоропостижно  от  одного  страха  перед  неминуемой  карой
небесной.  Этот  страх  давал  повод  людям  сильным  и  власть   имущим
устанавливать с корыстной целью Т., разорительные для  массы  населения.
Когда в 20-х годах прошлого  века  на  Гавайских  о-вах  явились  первые
европейцы, на глазах у всех безнаказанно нарушавшие самые священные  Т.,
народ  с  величайшей  радостью  последовал  примеру   некоторых   членов
королевского дома и раз навсегда освободил себя от страшного ига системы
Т.
   Т. - не специальный институт Полинезии: характерные черты его найдены
почти у всех народов на известной  ступени  развития.  Прежде  всего  мы
встречаем его у народов, родственных полинезийцам. В Микронезии  находим
даже самый термин Т. На Маркизовых о-вах среди множества других типичных
Т. встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна капля ее
не должна быть пролита в жилище. На о-ве Борнео, у даяков,  эта  система
известна  была  под  назв.  Porikh.  На  о-ве  Тиморе  (Вост.  Индийский
архипелаг) так назыв. Pomali запрещало, между прочим, во многих  случаях
есть руками, иметь общение с  женой  (после  удачной  охоты.)  и  т.  д.
Некоторые наиболее странные черты полинезийского Т., как напр. запрет на
прикосновение к пище, волосам и т. п., встречаются  в  самых  отдаленных
друг от друга местах, напр., в Индии и  в  Сев.  Америке  (у  одного  из
племен Frazer  Lake).  Случаи  скоропостижной  смерти  от  страха  перед
нарушением Т. известны среди юкагиров  на  прибрежье  Ледовитого  океана
(Иохельсон, "Материалы по изучению юкагирского языка  и  фольклора").  У
многих первобытных племен находим еще более резкие  примеры  Т.,  чем  в
классической страны Т., Полинезии; таковы, напр., запрещения говорить  с
родными братьями и сестрами, смотреть  в  лицо  родственникам  известных
категории близости и т. п., - запрещения, имеющие тот же генезис, как  и
религиозные Т. вообще, т. е. тенденцию  создавать  "распространительные"
ограничения  вокруг  основного  запрета,  имевшего  свой  raison  d'etre
(запрещение браков между родными братьями  и  сестрами  создало  запреты
разговоров между ними и т.  д.).  У  более  первобытных  народов  мы  не
встречаем только термина,  близкого  к  Т.,  но  за  то  находим  другие
термины, близкие нашим: "грех" и "закон"s, которые имеют такую же  силу,
как и Т. Крайне характерные черты  Т.  находим  у  народов  классической
древности. У римлян слово sacer означало и "освященный", и  "проклятый".
Так наз. feriae были настоящими сезонами Т. : всякая работа запрещалась,
исключая таких случаев, как когда вол попадал в яму или необходимо  было
поддержать  падающую  крышу.  Всякий.  кто  произносил  известные  слова
(Salus, Semonia, Seia, Segetia, Tutilina и др.), попадал под Т.  (ferias
observabat). Flamen dialis был огражден целой сетью Т.  Ему  запрещалось
ездить на лошади, даже прикасаться к ней,  смотреть  на  войска,  носить
кольцо,  которое  когда-либо  было  сломано,  иметь  узды   на   платье,
произносить имена, касаться трупа, собаки, козла,  бобов,  сырого  мяса,
плюща,  гулять  по  винограднику,  стричь  волосы  не  рукой  свободного
человека; ногти и волосы его зарывались под плодовым деревом.  Даже  его
жена находилась под многими Т. В  Гомеровский  период  цари,  вожди,  их
имущество, оружие, колесницы, войско, часовые считались  священными.  Во
время войны рыба была Т.: ее запрещалось  употреблять  в  пищу.  Даже  в
мирное время ее дозволялось есть только в крайних случаях.  Греки  никак
не могли решить вопроса,  питают  ли  евреи  отвращение  к  свиньям  или
считают их священными. У Гомера свинопасы  считались  священными.  Точно
также у арийских народов корова считалась то "священным"  то  "нечистым"
животным. Это  проливает  свет  на  происхождение  понятая  о  чистых  и

Страницы: «« « 2971   2972   2973   2974   2975   2976   2977   2978   2979  2980   2981   2982   2983   2984   2985   2986   2987   2988   2989  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь