Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2979   2980   2981   2982   2983   2984   2985   2986   2987  2988   2989   2990   2991   2992   2993   2994   2995   2996   2997  » »»

кислоте, как из раствора ее в азотной кислоте (уд. в.  1,4)  может  быть
выкристаллизован   нитрат   Tl(NO2)3получается при взаимодействии хлора с TlCl под водой, при чем образуется
раствор,  из  которого  под  колоколом  воздушного   насоса   выделяются
расплывчатые призмы состава.. Если нагреть смесь спиртовых  растворов  и
аммиака, то получается белый кристаллический осадок состава  Tl(NH3)3Cl3
который водой разлагается на нашатырь и окись Т. фиолетового цвета:
   Tl(NH3)3Cl3 +3H2O=Tl2O3+6NH4Cl
   Вообще же  соли  высшего  типа,  вследствие  малого  их  постоянства,
изучены в  значительно  меньшей  степени,  чем  закисные  соли.  Если  в
щелочной  раствор  Т.  или  содержащий   уксусную   кислоту   пропускать
cеpoвoдород,  то  осаждается   черный   сернистый   Т.,   Tl2S   который
представляет микроскопические тетраэдры,  если  раствор  содержал  следы
свободной серной кислоты. Сернистый  Т.  нерастворим  в  воде,  щелочах,
сернистом аммонии и цианистом калии; трудно растворим в уксусной кислоте
и легко в минеральных. При сплавлении  Т.  с  избытком  серы  получается
трехсернистый Т., черная масса, похожая на вар; при 12ё он тверд и ломок
(раковистый  излом),  при  летней   температуре   мягок   и   пластичен.
Трехсернистый Т, есть тиоангидрид; известно соединение его  с  сернистым
калием, KTlS2 - красный кристаллический порошок, нерастворимые в воде  и
разлагаемые кислотами. В природе Т. встречается в различных колчеданах и
в  некоторых  слюдах,  содержащих  литий;  минерал  крукезит,  найденный
Норденшильдом (1868  г.)  в  Швеции  и  так  названный  в  честь  Крукса
(crookesite, Crookes), содержит Т. до 17% - это селенистые  Т.,  медь  и
серебро: 2.5Tl2Se+21Cu2Se+Ag2Se
   Когда колчеданы подвергаются обжиганию. с целью превратить  сернистый
газ в свинцовых камерах в серную кислоту, то в трубах,  проводящих  SO2,
осаждаются в виде пыли различные вещества, которые попадают  и  в  самые
камеры. Исследуя осадки такого сорта из Тилькероде на Гарце, Крукс нашел
(1861 г.) вместе с селеном новый элемент, дающий  по  внесении  в  пламя
газовой лампы характерный спектр, содержащей одну яркую  зеленую  линию,
откуда и произошло название таллий (погречески - зеленая  ветка).  Затем
Лами (1862 г.), который открыл Т. независимо от Крукса,  произвел  более
подробные исследования нового элемента  и  установил  его  металлическую
натуру (сначала полагали, что Т.  есть  неметалл  из  группы  серы).  Из
содержащих селен отбросов камерного производства  Т.  извлекается  путем
кипячения с  разведенной  серной  кислотой  и  осаждается  из  сгущенной
фильтрованной жидкости цинком. Для очищения его  еще  раз  растворяют  в
серной  кислоте  и  осаждают  йодистым  калием  в  виде,   который   при
выпаривании с серной кислотой дает чистый сульфат Т., а из него получают
электролизом чистый Т. При анализе Т. примыкает к группе железа, так как
он сероводородом из кислых растворов не осаждается, средние же  растворы
с сернистым аммонием дают сернистый Т., Tl2S, в осадке.  Растворив  его,
вместе с другими сульфидами и окисями З-ей группы, в азотной  кислоте  и
нейтрализовав кипящий раствор содой,  охлаждают  жидкость  и  прибавляют
платинохлористоводородной кислоты, при чем осаждается  труднорастворимый
хлороплатинат талия.
   Тальма (Франсуа-Жозеф Talma, 1763-1826) -  знаменитый  франц.  актер.
Получил прекрасное образование. Отец его,. зубной врач,  хотел  передать
сыну свою профессию, которой Т. одно время и занимался. В часы досуга он
играл на маленьких сценах, а в 1787 г. с успехом  дебютировал  на  сцене
Comedie Franеaise в пьесе Вольтера "Магомет" и вскоре был принят в число
сосьетеров (пайщиков) театра. По вековой традиции актеры  играли  героев
различных наций и веков  в  богатых  современных  им  платьях;  греки  и
римляне являлись в шелку и бархате, в напудренных  париках.  В  половине
XVIII ст. актер Лекен и актриса Клэрон восставали против этой нелепости,
но не могли победить силу привычки. Т. настаивал на том, чтобы на  сцене
костюмы древних и чужих народностей были строго  скопированы  с  древних
статуй, монет и медалей. Когда он, однажды, появился в таком костюме, на
него со всех сторон посыпались насмешки. Одна актриса закричала: "да  вы
совсем статуя!"; другой актер заметил: "уж не простыню  ли  вы  на  себя
накинули вместо костюма?" Т. упорно продолжал  отстаивать  свой  взгляд,
между прочим в статье: "Reflexions sur Lekain et sur l'art theutral". Ту
же правдивость Т.  старался  внести  и  в  дикцию,  осуждая  излишнюю  и
фальшивую  декламацию.  Приближалась  революционная  эпоха.   На   сцену
предполагалось поставить пьесу Мари-Жозефа Шенье:  "Карл  IХ  или  школа
королей",  переполненную  протестами  против  злоупотреблений  и   гнета
власти. Главные актеры отклоняли от себя роль Карла, монарха-убийцы,  не
желая являться перед публикой в  виде  такого  несимпатичного  лица.  Т.
взялся сыграть роль, представил Карла жалким орудием в руках его  матери
и выказал столько страдали от упреков совести, что его талант  в  первый
раз был оценен вполне. Пьеса имела  громадный  успех,  к  неудовольствию
значительной части  старых  актеров  труппы.  Привыкшие  к  королевскому
режиму, они не  сочувствовали  новым  идеям  и  не  хотели  помогать  их
распространению. Т., наоборот,  отдался  революционному  течению.  После
30-го представления драмы "Карл IX", ее сняли с репертуара. что  вызвало
сильное возбуждение; дело дошло до дуэли между Т. и актером Ноде.  Пьесу
возобновили, но борьба продолжалась: Т. и многие другие актеры  покинули
театр и основали свой,  в  здании  Палерояля,  в  улице  Ришелье.  Таким
образом французский театр распался: прежний, под названием театра Нации,
ставил  противореволюционные  пьесы  ("Друг   законов").   Революционное
правительство закрыло этот театр и посадило его актеров  в  тюрьму;  они
спаслись  от  казни  только  благодаря   мелкому   чиновнику   "комитета
общественного спасения", уничтожившему их бумаги. Театр на улице Ришелье
принял название "театра свободы, равенства и братства", а  потом  театра
республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп  соединились  в
театре улицы Ришелье, который с тех пор и до наших дней  продолжает  там
свое существование. Во время реакции Т. должен был  оправдываться  перед
публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал  еще
бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом  умел  быть  почтительным
перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность.  После
реставрации  Т.  оставался  тем  же  художником.  Выслушивая  похвалы  и
поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в  стороне  от  политики,  что
сказалось и в интимной его жизни. Т. был два раза женат, сперва на умной
и богатой аристократке.  Жюли  Каро  увлекшейся  либеральными  идеями  и
талантом молодого артиста.  Ее  салон  посещали  многие  литературные  и
политические знаменитости того времени. Впоследствии Т. с ней развелся и
женился на молодой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок  от
страха в Эрфурте, когда ее супруг  должен  был  перед  собравшимися  там
монархами  говорить  революционные  стихи  из  драмы:  "Смерть  Цезаря".

Страницы: «« « 2979   2980   2981   2982   2983   2984   2985   2986   2987  2988   2989   2990   2991   2992   2993   2994   2995   2996   2997  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь