Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2992   2993   2994   2995   2996   2997   2998   2999   3000  3001   3002   3003   3004   3005   3006   3007   3008   3009   3010  » »»

добившись помилования осужденного на смертную казнь преступника. Однако,
его смелость и порицание религиозной нетерпимости скоро охладили к  нему
французский двор; ему дали  понять,  что  присутствие  его  излишне.  Т.
вернулся в  Феррару,  где  нашел  прежний  радушный  прием.  Он  усердно
принялся за выполнение плана  великой  поэмы,  им  задуманной.  Зависть,
интриги придворных и самонадеянность самого поэта делали,  однако,  свое
дело. По поводу стихотворения на смерть Варвары  Австрийской,  герцогини
феррарской,  придворные  подвергли  Т.  жестокой  критики;   но   герцог
продолжал к нему благоволить, образованная публика была на его  стороне.
Пастораль Т., "Аминта", привлекла общее  внимание.  Герцогиня  Урбинская
пожелала видеть поэта при своем дворе" Мало  успеха  имела  трагедия  Т.
"Торрисмондо",  где  он  пытался  быть  оригинальным   и   применить   к
современности  правила  древней  классической   трагедии.   Это   слабое
произведение Торквато Т. интересно лишь по автобиографическим мотивам; в
обильных монологах читаются признания самого Т. Особенно  интересны  его
мысли о самоубийстве,  которое  он  находить  единственным  исходом  при
известных обстоятельствах. Уже чувствуется  разлад  во  внутреннем  мире
поэта, усилившийся после появления  "Освобожденного  Иерусалима".  Не  в
меру добросовестный и даже мнительный поэт пожелал знать мнения знатоков
о своем произведении. Знатоки высказали ряд противоречащих друг другу  и
совершенно бесполезных для Т.  замечаний.  Т.  многое  изменил  в  угоду
критикам; последние  стали  притязательнее  и  из  литературной  области
перешли  в  религиозную,  угрожая  поэту  доносами  папе.   Т.   пытался
умиротворить всех. опасаясь обвинений в ереси, но, делая уступки, видел,
что грешит против требований поэзии.  Утешение  и  опору  он  находил  у
сестры   герцога,   Элеоноры;   но   придворные   успели   выставить   в
неблагоприятном свете любезности, оказанный Т.  другой  даме  (герцогине
Сантавале). Отношения Т. к Элеоноре были проникнуты  более  почтительным
уважением,  чем  любовью;  он  всегда  находил  в  ней  отзывчивость   и
готовность помощи. Охлаждение Элеоноры было для  него  весьма  тягостно.
Вместе с преследованиями завистников, оно заставило Т. покинуть  Феррару
(1577); он поселился у сестры своей, в Сорренто. Оказалось, однако,  что
он слишком привык к придворной жизни и не мог  отрешиться  от  тоски  по
ней. Он стал умолять герцога  и  герцогинь  вернуть  его  ко  двору.  Не
получив согласия, он все же появился в Ферраре, чтобы восстановить  свою
честь в глазах общественного мнения. В Ферраре его приняли любезно, но о
прежней роли не было и речи. Ему дали понять,  что  он  хорошо  сделает,
если обратится в обыкновенного придворного и будет наслаждаться  жизнью.
Поэт не мог примириться с подобным положением,  горячился,  протестовал;
его  мучили  религиозные  сомнения,  наветы   врагов   и   страх   перед
инквизицией.  Душевное  его  равновесие  было  навсегда  потрясено.   Он
вторично бежал из Феррары, но не нашел успокоения  ни  в  Урбино,  ни  в
Турине. Получив приглашение Альфонса  вернуться  в  Феррару,  он  поехал
туда, но в самый день приезда у него произошло столкновение с  одним  из
придворных, затем с  самим  герцогом,  который  велел  заключить  его  в
госпиталь св. Анны, где его продержали 7  лет  (с  21  февр.  1579  г.).
Пребывание Т. в заключении сломило его поэтический гений, но помогло ему
окончательно сосредоточиться и решить для самого себя  основные  вопросы
религии и философии: он ищет опоры в католической вере, борется со всеми
сомнениями, одерживает, как ему кажется, над ними  верх  и  подвергается
видениям и галлюцинациям. В  философских  вопросах  он  тщетно  пытается
примирить теории Аристотеля и Платона и, наконец, окончательно ударяется
в аскетизм. Прежняя поэтическая деятельность  кажется  ему  греховной  и
преисполненной  заблуждениями.  Он  начинает  очищать  от  светского   и
еретического  элемента  "Освобожденный  Иерусалим",  лишает  его  лучших
красот и создает "Завоеванный Иерусалим"  -  сухое  и  прозаическое,  но
вполне  правоверное  произведение  (1593).  Он  измучился  в  бесплодных
попытках  примирить  духовное  наследие,  полученное   от   древних,   с
требованиями  католической  религии  и  философии.  Жизнерадостный   Т.,
любимец дам и двора, превратился  в  сурового,  преждевременно  увядшего
аскета, мысли которого витали  в  высоких,  но  холодных  сферах.  После
освобождения, состоявшегося  благодаря  участию  друзей  и  возмущенному
общественному мнению, Т. снова думает посвятить себя поэзии, но  у  него
не хватает сил. От поэзии он уходить в молитву в размышления о  царствии
небесном. Его тянет в Рим; у папского престола он надеется найти  полное
успокоение. Не добившись в первый раз аудиенции у папы,  Т.  уезжает  на
время в Неаполь, где у него  были  друзья,  и  здесь  пишет  мистическую
поэму: "Масличная гора" (Monte Olivete). Приехав в Рим во второй раз, Т.
получил обещание милостивого приема со стороны папы, но  не  видел  его,
так как изнурительная болезнь подточила его силы. Он  жил  в  монастыре,
сочиняя религиозные трактаты и переделывая свои поэмы. Трактат о  дружбе
был последним его произведением. Лавровый венок, когда-то столь желанный
поэту, был ему присужден, но он не дожил до этого  торжества;  друзья  и
поклонники увенчали только его мертвое чело (умер 25 апреля 1595 г.). Из
произведений Т. первое место  принадлежит  "Освобожденному  Иерусалиму".
Согласно с теоретическими  правилами,  обязательными  в  глазах  Т.,  он
разделил свой эпос на четыре  части:  1)  введение-4  первые  песни;  2)
осложнение действия, от 5 до конца 13 песни;  христиане  переживают  ряд
бедствий, подвергаются влиянию чародеев, Ринальдо уходит  полный  гнева,
египтяне  нападают  на  христиан,  сам  Готфрид  ранен;  3)  поворот   к
счастливому исходу  -  до  конца  17-й  песни.  -  благодаря  примирению
Ринальдо и его возвращению; 4) заключение - взятие Иерусалима. В  основу
фабулы поэмы  Т.  легли  полуисторические,  полупоэтические  известия  о
крестовых походах, особенно сочинение  Вильгельма  Тирского:  "De  Bеllо
saoro". Настроение поэмы  -  высокоторжественное,  преобладающий  тон  -
лирический.  Современники   и   потомки   Т.   признали   выбор   сюжета
необыкновенно удачным. В самом  деле,  ряд  жертв,  принесенных  во  имя
высокой  идеи  освобождения  Гроба  Господня,   заслуживал   не   только
летописных и исторических сообщений, но и песни великого поэта. В  поэме
много  противоречий,  трудно  примиримых,  обусловленных  теоретическими
воззрениями  Т.  Подражание  древнему  эпосу,  история,  рыцарский  мир,
превращение Олимпа в сонм христианских божеств и наоборот -  все  это  с
трудом укладывалось в одни и те же рамки; но  возвышенность  настроения,
образность речи, богатство красок, искренняя задушевность до  настоящего
времени увлекательно действуют на читателя. Из  других  произведений  Т.
особенного внимания,  по  свежести  вдохновения,  заслуживает  пастораль
Аминта. Полное издание сочинений Т., в 30  томах,  дал  Rosini  (1820  и
сл.); он же издал избранные сочинения Т. ("Opere Scelte", 1823,  5  т.).
Переводы "Освобожденного Иерусалима" появились почти на всех  не  только
европейских, но и восточных яз. На  русском  яз.  существуют  устаревшие

Страницы: «« « 2992   2993   2994   2995   2996   2997   2998   2999   3000  3001   3002   3003   3004   3005   3006   3007   3008   3009   3010  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь