Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2998   2999   3000   3001   3002   3003   3004   3005   3006  3007   3008   3009   3010   3011   3012   3013   3014   3015   3016  » »»

женщины), извоз (1185, крестьяне пригородных селений), поделки из дерева
(дрань для крыш, шторы, бондари, берд и др.),  гвоздарный  промысел  (с.
Васильевское с окрестными деревнями - 440 чел.)  плетение  сетей  (673),
гончарный промысел, сельскохоз.  работы.  Паспортов  в  1899  г.  выдано
39468; по ним отлучились 25761 мжч. и 13707 жнщ.  Уходят  на  фабрики  в
Тверь (9 т.), в Петербург - дворники, торговцы, извозчики и  на  фабрики
(5 т.), в Москву - прислуга, извозчики и на фабрики (3 т.), остальные на
Волгу и на работы по жел. дор. В 1899 г. крестьяне  Т.  у.  прислали  по
почте на родину 23839 денежных пакетов на сумму 317986  руб..  Фабрик  и
заводов (1898) 54, с 2339 рабочими и производством на 2500 т.  руб.;  из
них более  значительны  1  ткацкая  фабр.  (1395  т.  р.),  лесопильные,
кожевен., кирпичи., гильзовые и 2 винокуренных (в 1899-1900 г.  выкурено
3177 т.  градусов  спирта).  Торговля  исключительно  местная;  торговых
заведений 354, их оборот около 1500 т. р. Пути  сообщения.  Никол,  жел.
дор. пересекает Т. у. на 72 вер.; судоходство по  pp.  Волге,  Тверце  и
Шоше (сплав леса к ст. Давидово, Московской губ.). Движение грузов (1899
г.): по Никол. жел. дор. отправлено 5650 т. пд.  (мука,  дрова  и  лес),
получено 6760 т. пд. Главным образом работает ст. Тверь (хлеб и нефтяные
продукты); часть грузов из Т. у. отправляется через две крупные станции,
расположенные близ границ уезда  -  Новоторжскую  (Новоторжского  у.)  и
Завидово  (Клинского  у.  Москов.  губ.).  С  пристаней  Т.  у.   (почти
исключительно с Тверской) отправлено 715 судов и 30 плотов  с  грузом  в
860 т. пд., разгружено с 1671 судов 5094 т. пд. и 47700 плотов  в  20743
т. пд. (дрова и лес). По Шоше прибыло к Завидову (в Клинском у.)  грузов
свыше 4300 тыс. пуд. (лес), частью из пределов Т. у. Врачебное  дело.  В
Т. у. 7 земских больниц, в которых лечилось  в  1899  г.  2998  больных,
кроме амбулаторных (49030); в с. Бурашеве - колония для  душевнобольных,
содержимая  губ.  земством.   Школ   (1899-900)   было:   городских   8,
министерских 3, земских 99, частных З. црк. приход. 20, школ грамоты 17,
всего 150; учащихся 11938 (8478 мальч. и 3460 девоч.); в с. Бурашеве шк.
пчеловодства  и  низшая  сельскохозяйственная  1-го  разряда.   Из   492
новобранцев призыва 1899 г. грамотных было 466 (94,7%).  Земский  бюджет
(1900  г.).  Расходы  исчислены  в  257815  р.,  из  них  на  губернские
надобности 37948 р., на медицину - 66721 р., на народное  образование  -
79288 р.
   Д. Рихтер.
   Творчество - в прямом смысле есть созидание нового. В таком  значении
это слово могло бы быть  применено  ко  всем  процессам  органической  и
неорганической жизни, ибо  жизнь  -  ряд  непрерывных  изменений  и  все
обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт  творческих
сил.  Но   понятие   творчества   предполагает   личное   начало   -   и
соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в  применении  к
деятельности человека. В этом общепринятом смысле Т.
   - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося  в
воплощении, воспроизведении или комбинации  данных  нашего  сознания,  в
(относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной  мысли,
художественной и практической деятельности (Т. научное, Т.  поэтическое,
музыкальное,  Т.  в  изобразительных  искусствах,   Т.   администратора,
полководца и т. п.). Широкое значение, придаваемое термину, едва  ли  не
составляет отличительного свойства русского  языка.  Др.  греч.  poihsiV
имело специальное применение к области словесного.  В  зап.  европейских
яз. сливаются термины Т. и творения, созидания (creation, Schopfung),  в
различных специальных приурочениях. Отчасти  понятию  Т.  отвечает  нем.
Schaffen (dichterisches Sch.), франц.  invention  (не  в  смысле  только
изобретения), genie createur и т. п. Термин invention  уже  в  лат.  яз.
(inventio) выражал  понятие  сочинять,  творить  и  в  области  риторики
(трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках  Возрождения  оно  имело
специальное значение - композиции, сочинения, вымысла, прикрась  ("belle
invenzioni" у Торквата Тассо, "Discorsi dell'Arte роеtica").  Различение
Т. научного от Т. художественного и от Т. в области жизненных отношений,
т. е. то различение деятельностей, которое  может  быть  усмотрено  и  в
приемах, и в конечных целях каждого  вида  Т.,  приводило  Аристотеля  к
различному обозначению  3  основных  свойства  разума:  созерцательного,
действенного и творческого в тесном смысле слова (Никомахова Этика;  ср.
Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs", 1887).
Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, -  стало  быть,
при несколько  внешнем  понимании  термина,  -  Аристотель  все  же  дал
прекрасную, хотя и не  исчерпывающую  формулу  художественного  Т.,  как
способности обдуманного  или  сознательного  воплощения  истинного,  при
отожествлении истины и красоты.  В  настоящее  время  принято  различать
двоякого рода Т.: непроизвольное, бессознательное, непосредственное -  и
продуманное,  сознательное,  художественное;  первое  характеризует   по
преимуществу произведения первобытного, народнособирательного искусства,
а  второе   относится   к   области   высшего   искусства,   в   котором
непосредственность вдохновения  идет  рука  об  руку  с  размышлением  и
проверочной    аналитической    работой.    Народно-собирательное     Т.
характеризуется  также  эпитетами  безличного  и  безыскусственного,   в
противоположность Т. индивидуальному и сознательному.  Последний  эпитет
имеет несколько условное значение  и  не  исключает  непроизвольности  и
непреднамеренности,  составляющих  характерные   особенности   процессов
творчестве. Когда все предусмотрено  и  предрешено  заранее,  тогда  нет
места  для  творческой  мысли  и  является  то,  что  принято   называть
сочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой  работе  мысли
представляется сложным и далеко еще не решенным  вопросом.  В  житейском
смысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения -  и  с
этой точки зрения Белинский, по прочтении "Бедных  Людей"  Достоевского,
мог выразить сомнение, чтобы автор сам понимал  то,  что  он  создал.  С
психологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей  психической
жизни,  а  могут  быть  лишь  психические  состояния;  но  в  вопросе  о
сознательном или бессознательном Т. имеется в виду большая  или  меньшая
координация различных функций  психического  организма  человека.  Затем
вопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках  творческого
вдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих  философов
древности, Платона и Аристотеля, является характерным  показателем  двух
различных  мнений  о  сущности   Т.,   который   поддерживаются   поныне
представителями    разных    миросозерцаний.    Великолепное    описание
поэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в  связи  с  теорией  о
предсуществовании идей, со стремлением души освободиться от оков  плоти,
чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину - представляется
основой позднейших теорий  о  творческом  прозрении  невидимого  в  мире

Страницы: «« « 2998   2999   3000   3001   3002   3003   3004   3005   3006  3007   3008   3009   3010   3011   3012   3013   3014   3015   3016  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь