Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3005   3006   3007   3008   3009   3010   3011   3012   3013  3014   3015   3016   3017   3018   3019   3020   3021   3022   3023  » »»

трансцендентного и, с другой стороны, указать  источник  действительного
познания Бога. Многие теисты склонны видеть такой  источник  познания  в
чувстве;  в  этом   они   сходятся   с   неоплатониками,   утверждавшими
непознаваемость Божества для разума, но допускавшими  возможность  иного
познания,   мистического,    т.    е.    непосредственного    созерцания
сверхчувственного. Однако, теист может стоять и за рациональное познание
Божества, как это  делал,  напр.,  Кудрявцев.  Теистическое  направление
мысли не представляется законченным; определение  гносеологического  его
значения есть дело будущего.  Ср.  Schaden,  "Ueber  den  Gegenzatz  des
theistischen und pantheistischen Standpunkts" (Ерданген,  1848);  Mayer,
"The Theimus und Pantheismus" (Фрейбург, 1849); Кудрявцев-Платонов,  "Из
чтений по философии религии" (11-й т.; деизм, пантеизм, атеизм,  теизм);
Н. Боголюбов, "Теизм и пантеизм" (Нижний Новгород, 1899); Вл.  Соловьев,
"Оправдание добра". Э. Р.
   Теккерей  (William  Makepeace  Thackeray)  -  знаменитый   английский
романист, один из творцов реалистического романа в Европе; род.  в  1811
г. Отец и дед его служили в Индии; сам Т. родился  в  Калькутте.  Его  в
раннем детстве перевезли в Лондон,  где  он  поступил  в  школу  Charter
House. Уже с детства Т.  славился  среди  товарищей  своими  остроумными
пародиями. 18-ти лет он поступил в кембриджский университет, где  пробыл
не более года. В университете  он  издавал  юмористический  студенческий
журнал, заглавие которого, "Snob". доказывает, что  уже  тогда  он  стал
изучать вопрос о "снобах", столь много занимавший  его  впоследствии.  В
"Snob" помещена была сатирическая поэма "Тимбукту",  свидетельствовавшая
о несомненном сатирическом таланте.  Оставив  Кембридж  в  1830  г.,  Т.
путешествовал по Европе; жил в Веймаре и в Париже, где учился  рисованию
у известного английского художника Бонингтона.  Хорошо  рисовать  Т.  не
научился, но в его иллюстрациях к собственным романам сказывается умение
передавать  характерные  черты  в  карикатурном  виде.  В  1832  г.  Т.,
достигнув совершеннолетия, стал собственником капитала  (около  500  фн.
дохода в год), но очень скоро растратил его, отчасти проигрышем в карты,
отчасти   в   неудачных   попытках   литературного   издательства,   Обе
предпринятые им газеты:  "National  Standart"  и  "The  Constitutional",
скоро погибли. Первые его произведения: "History of Samuel  Titmarsh"  и
"The Great Hoggarty Diamond" напечатаны были в  "Frazer's  Magazine".  В
1837 г. Т. женился, но семейная жизнь принесла ему много горя вследствие
психического недуга жены; ее пришлось поселить отдельно от мужа,  и  всю
остальную жизнь Т. жил в  обществе  трех  дочерей;  одна  из  них,  мисс
Ричмонд Ритчи - известная романистка, написавшая ценные воспоминания  об
отце. Кроме постоянного сотрудничества в "Frazer's Magazine", Т. писал в
"New Monthly Magazine", где, под псевдонимом Михаила Титмарша, появилась
его  "Paris  Sketch  Book".  Т.  часто   писал   под   псевдонимами   по
распространенному в то время  обычаю  (и  Диккенс  сначала  подписывался
Boz). Впервые Т. подписался настоящим именем под "Vanity Fair" ("Ярмарка
Тщеславия"). К тому же времени относится  начало  его  сотрудничества  в
"Punch'е", где появились его "Snob Papers" и "Ballads of  the  Policeman
X". В 1843 г. вышла "Iris Sketch Book", а в  1846  г.  -  первый  роман,
доставивший Т. громкую славу: "Ярмарка  Тщеславия".  Роман  написан  без
точно определенного плана, с таким расчетом, чтобы в журнале  его  можно
было растянуть на сколько угодно, или же закончить столь же произвольно.
Т. только задумал несколько  центральных  лиц.  вокруг  них  группировал
разные  инциденты.  Автор  "Ярмарки  Тщеславия"   стал   видным   членом
лондонского общества и был  в  самых  лучших  отношениях  с  выдающимися
писателями того времени. За "Ярмаркой Тщеславия" последовал, в 1850 1853
и 1854 гг., большие романы: "Penndenis", "Esmond" и  "The  Newcomes".  В
1854 г. Т. отказался от сотрудничества в "Punch" и написал в  "Quarterly
Review" статью о Дж. Личе ("J. Leech's Pictures of Lief a. Character", с
очень интересной характеристикой этого карикатуриста.  К  этому  времени
относится начало нового рода деятельности Т.: он стал  читать  публичные
лекции в Европе, а потом в Америке, побужденный к этому отчасти успехами
Диккенса. Но он не читал своих  собственных  повестей,  как  Диккенс,  а
составил несколько историко-литературных очерков, которые и читал,  имея
большой успех у публики. Из  этих  лекций  составились  две  его  книги:
"Английские юмористы XVIII в." и "Царствование четырех Георгов". В  1857
г. Т. написал роман "The Virginians" (продолж. "Es mond'a"), а в 1859 г.
сделался редактором-издателем журнала "Cornhill  Magazine".  Он  умер  в
1863 г., оставив незаконченным роман "Denis Duval". Основа всех  романов
и юмористических очерков Т. - его пессимизм и реалистическое изображение
английской  жизни.  Он  хотел  противопоставить  правду  жизни  условной
идеализации прежних английских романов. В романе  предполагается  всегда
идеальный герой или героиня; Т.  называет  свое  лучшее  произведение  -
"Ярмарку Тщеславия" - романом без героя,  и  в  этом  романе,  как  и  в
остальных, ставил в центре действия людей порочных или по  меньшей  мере
эгоистических. Он исходил из того убеждения, что  в  жизни  зло  гораздо
интереснее и разнообразнее, чем добро, и что для  того,  чтобы  отразить
правду жизни, нужно изучать людей,  действующих  из  дурных  побуждений.
Изображая зло, пороки и мелочность людей, он  этим  отрицательным  путем
тем ярче проповедует положительные идеалы, но  сам  при  этом  настолько
увлекается своими  порочными  героями,  что  возбуждает  к  ним  интерес
читателя. Глубокий пессимизм в связи с юмором, т. е. со смехом, вносящим
до  некоторой  степени  гармонию   в   диссонансы   жизни,   создает   в
произведениях   Т.   очень   своеобразный    аккорд    и    делает    их
высокохудожественными и жизненными. По своим реалистическим  приемам  Т.
сходен с Диккенсом, но отличается от него тем,  что  не  делает  никаких
уступок сентиментальному  представлению  об  английской  добродетели,  а
беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Поэтому все  его
романы превращаются в  сатиры,  всегда  имеющие,  впрочем,  нравственную
подкладку: пороки изображены весьма ярко, но  далеко  не  в  симпатичном
виде. В "Ярмарке Тщеславия" героиня, Бекки Шарп, бедная девушка с  очень
положительными целями в жизни. Она хочет "устроиться"  и  не  стесняется
средствами: она пользуется своим умом и красотой, чтобы  опутать  своими
интригами всех нужных ей людей, очаровывает богатых  старых  холостяков,
эксплуатирует полюбившего ее молодого офицера и, выйдя  за  него  замуж,
обманывает его; даже когда ее проделки открыты,  она  устраивается  так,
чтобы сохранить свое положение в свете и  возможность  жить  в  роскоши.
Жадность,  суетность  и  эгоизм,  свойственный  людям  и  в  особенности
женщинам - поглощенным погоней за житейскими благами, воплощены в  Бекки
Шарп чрезвычайно ярко и сильно. В  романе  интересны  только  героиня  и
другие отрицательные типы: добродетельная Амалия Сэдди и  другие  жертвы
Бекки скорее скучны и бесцветны, если в  них  нет,  как  в  увальне  Джо

Страницы: «« « 3005   3006   3007   3008   3009   3010   3011   3012   3013  3014   3015   3016   3017   3018   3019   3020   3021   3022   3023  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь