Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3007   3008   3009   3010   3011   3012   3013   3014   3015  3016   3017   3018   3019   3020   3021   3022   3023   3024   3025  » »»

мере  этот  принцип  при  исследовании  явлений  внешней  природы.   Его
натурфилософия напоминает досократовские наивные умозрения ионийцев.  Из
противоположности между небом с  его  светилами,  приносящими  тепло,  и
землей, из которой после заката солнца появляется холод, он выводит, что
эти два начала - первоосновные в природе. Кроме того, по словам Т., есть
нечто телесное  (corporea  moles);  оно  расширяется  и  утончается  под
влиянием теплового  начала  и  сжимается  и  сплачивается  под  влиянием
холодного начала. Тепло
   - источник движения и жизни, холод - смерти и покоя: борьба этих двух
начал -  источник  всего  мирового  развития.  В  теории  познания  и  в
психологии Т. является сенсуалистом и даже материалистом. spiritus - это
утонченное тепловое вещество, вносящее единство во все функции организма
и  являющееся  источником   всех   наших   движений.   Его   центральным
местопребыванием служит головной мозг, откуда он через нервы разливается
по всему телу. Впрочем, наряду с духом Т. допускает еще вложенную  Богом
добавочную форму (forma superaddita) - бессмертную и  бестелесную  душу,
но эта душа не играет в его системе никакой существенной роли. Этика  Т.
тесно примыкает к его сенсуализму. Основа  всех  нравственных  чувств  -
чувство  самосохранения.  Все  другие  аффекты  и  стремления   человека
вытекают из этой первоосновы. Мы любим то,  что  благоприятствует  этому
чувству самосохранения, ненавидим то, что противодействует ему. Основные
добродетели человека проистекают из того. же чувства:  таковы  мужество,
мудрость, благосклонность и другие. Т. оказал  значительное  влияние  на
пробуждение  эмпиризма:  под  его  воздействием  развивались   Патрицци,
сочетавший его идеи с платонизмом, и Кампанелла. Бэкон так же был знаком
с его философией Т.  и  говорит  о  ней  как  о  родоначальнике  опытной
философии ("novorum hominum primus"). Кроме  упомянутого  сочинения,  Т.
написал: "De Mari" (1570), "De his  qui  in  aere  finnt  et  de  terrae
motibus" (1570), "De colorum generatione" (1570), "De. cometis et lacteo
circulo", "De iride", "De usu respirationis etc." Сокращенное  изложение
его философии дал Куатроманни в 1580-г. В  издании  Рикснера  и  Зибера:
"Leben und Lehrmeinungen beruhmter Physiker am Ende XVI  und  am  Aufang
des  XVII  Jahrh."  (1819-26)  третий  выпуск  посвящен   Т.   Важнейшие
монографии о Т.: Bartholmess (П., 1850); Fiorentino (Неаполь,  1872-74);
К. Heiland, "Erkenntnisslehre und Ethik des Т." (1891). И. Лапшин.
   Телеман (Georg-Philipp Telemann) - немецкий  композитор  (1681-1767).
Написал массу сочинений как светских, так и духовных:  44  сочинения  на
Страсти Господни, 12 полных годовых обиходов, 44 оперы,  700  арий,  600
увертюр и пр. Сочинения его не отличаются особой оригинальностью. В свое
время он пользовался большой славой; современники ставили  его  выше  С.
Баха. К многим своим операм и кантатам Т. сам написал текст. см. "G.  P.
Telemann's Portrait und Lebensbeschreibung" (Нюрнберг). Его внук (Greorg
Michael, 1748-1831) - писал о музыке. Главные его труды: "Unterricht  im
Generalbass-Spielen, auf der Orgel oder sonst einem Clavier-lnstrumente"
(Гамбург,  1773),  "Beitrage  zur  Kirchen-Musik"   Кенигсберг,   1785),
"Sammlung alter und neuer Kirchenmelodien".  (Рига,  1812),  "Ueber  die
Wahl der Melodie eines Kirchenliedes" (Рига, 1821). Н. С.
   Телепатия   -   сообщение   на   расстоянии   одним   лицом   другому
представлений, мыслей и чувствований, без посредствующего воздействия на
органы чувств при помощи слов, письменных знаков или иных сигналов. Этот
термин недавно введен в употребление членами английского  "Общества  для
исследования психических явлений" (основано в 1882 г.) Гернеем  Майерсом
и Подмором, в книге "Phantasms of living", имеющейся  во  французском  и
русском (сокращенных) переводах. Авторы упомянутого  сочинения  пытаются
доказать, что существование Т. - несомненный факт. Они  подразделяют  Т.
на  два   вида:   искусственную   (экспериментальную)   и   естественную
(самопроизвольную). К первой относится  преднамеренное  "чтение  мыслей"
(transmission de la pensee, Gredankenubertragung).  Общеизвестным  видом
такого  чтения  мыслей   является   салонное   развлечение,   называемое
англичанами "willinggame" и заключающееся в том, что одно лицо, усиленно
думая о том, чтобы другое что-нибудь сделало  или  сказало,  держит  это
последнее за руку  или  находится  возле  него,  не  прикасаясь  к  нему
непосредственно.  Естественная   Т.   заключается   в   непреднамеренном
возбуждении в одном лице другим, на  расстоянии,  известных  психических
состояний. Герней и его сотоварищи сосредоточили свое  внимание  главным
образом на изучении  второго  вида  Т.  Их  работа  в  этом  направлении
заключается не в попытке дать научное объяснение указанного явления, а в
собирании  сырого  статистического  материала,   в   виде   свидетельств
множества лиц, имевших случай наблюдать  такие  явления,  которые  можно
причислить   к   разряду   телепатических.    Сюда    относятся    столь
распространенные рассказы о том, что некоторое лицо,  переживая  тяжелый
жизненный кризис или умирая, являлось своим друзьям или  родным  в  виде
"прижизненного   призрака";    такие    "телепатические    галлюцинации"
наблюдались, по словам Гернея, многими лицами  на  яву,  во  сне  "вещие
сны") или на рубежа между сонным и бодрственным  состоянием,  они  имели
характер зрительный  или  слуховой  (осязательный);  наблюдались  случаи
"обоюдной телепатической галлюцинации" т. е. когда два лица одновременно
взаимно  сообщали  о  себе  друг  другу.  Наконец,  в   редких   случаях
наблюдались коллективным галлюцинации, когда, напр., А, переживая тяжкий
кризис, воздействует телепатически одновременно на B и на C  находящихся
в одном и том же месте, причем  В  и  С  испытывают  галлюцинации  очень
сходные   по   своему   содержанию.   При   собирании,   путем   enquete
psycbologique, обширного материала, "общество психических  исследований"
должно было считаться главным образом с двумя факторами - достоверностью
свидетельских показаний и  вероятностью  случайного  совпадения.  Первая
определяется целым рядом соображений: получено ли  сообщение  из  первых
или из вторых рук? Каковы умственные и нравственные качества  свидетеля?
Не возможна ли ошибка наблюдения или ошибка памяти? Существует ли  между
событиями, переживаемыми двумя лицами в  телепатическом  взаимодействии.
совпадение  во  времени?  Когда  зарегистрирована  дата  телепатического
явления, и зарегистрирована ли? etc. По отношению ко  второй  противники
Т. могут заметить, что постоянно происходят в жизни весьма замечательные
случайные совпадения; почему же не приписать таковым  и  мнимое  явление
прижизненных  призраков?  Герней  и  комп.  отвергают  это   возражение,
утверждая, что теория вероятностей в  применении  к  наблюденным  фактам
свидетельствует против возможности  случайного  совпадения;  подсчитывая
все те имевшие место в Англии случаи, когда телепатическая галлюцинация,
заключавшаяся в появлении прижизненного призрака умирающего, совпадала с
действительной смертью этого лица, и те случаи,  когда  галлюцинация  не
оправдывалась, общ. псих. исслед. получило отношение 1:43. В тоже  время

Страницы: «« « 3007   3008   3009   3010   3011   3012   3013   3014   3015  3016   3017   3018   3019   3020   3021   3022   3023   3024   3025  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь