Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3013   3014   3015   3016   3017   3018   3019   3020   3021  3022   3023   3024   3025   3026   3027   3028   3029   3030   3031  » »»

как индусские сказания об искусной стрельбе Индры,  поражающего  Вритру,
греческие  сказания  о  губительных  стрелах   Аполлона,   скандинавские
сказания о вооруженных стрелами солнечных богах Ульре, Генире, Геймдале.
В  пользу  мифологичного  характера  сюжета  говорит  сербская  песня  о
женитьбе  Душана,  где  герой  Мидош  Войнович  выступает  в   обрисовке
солнечного героя.
   Тембр в музыке,  происходящий  от  формы  колебаний  -  своеобразная,
характерная звучность того или  другого  инструмента  или  человеческого
голоса, употребляемых для исполнения музыки. Т. зависит от  материала  -
звукового органа у человека, дерева, меди,  кожи  в  инструментах,  -  а
также от способа издавания звука. Т. есть  общий  характер  звука  всего
инструмента: это качество общее, принадлежащее  однородным  инструментам
различных размеров и различной высоты;  например,  скрипка  и  контрабас
имеют общий Т., так как они оба - инструмента  деревянные  и  смычковые.
Соединение инструментов одинакового Т. дает звучность ровную, соединение
инструментов различных Т. -  звучность  неровную,  смешанную.  К  общему
названию Т. принято  относить  и  более  частные  характеристики  звука:
например, говорят про голос - альтовый  Т.,  металличный  Т.;  но  такие
свойства звука зависят не столько от материала,  сколько  от  устройства
музыкального органа, издающего звук; их скорее можно  назвать  звуковыми
красками. Так например, говоря об инструментах, можно сказать, что труба
и валторна имеют Т. металлический, но труба отличается светлой  звуковой
краской, а валторна - полусветлой. И. С.
   Темза (Thames, фр. Таmise. древн. Таmаsis) - р. в южн. части  Англии,
приток Северного моря,  берет  начало  в  холмах  Котсвольд  в  графстве
Глостер, недалеко  от  Бристольского  зал.,  образуясь  из  7  маленьких
ручьев, "Seven Wells", из коих главный начинается у Тэмз-Хэд  на  высоте
113 м. Т. от верхнего истока своего течет на В среди красивых  лугов,  у
Сисетера (Cirencester, древн. Кориниум) она  уже  настолько  многоводна,
что служит для канала Т. - Северн; направляясь далее на ЮВ, она вступает
в гр. Уэльс. Около Лечлэда  становится  судоходной  при  помощи  шлюзов,
принимает Кольн (Coin) и Лич, течет границей гр.  и  Беркс;  омывает  г.
Оксфорд, ниже Абингдона принимает р. Темь (Thame), принимает  pp.  Кольн
(Coin) и Лич, течет опять на В и служит границей гр. Оксфорд течет через
ущелье Чильтерн Хильз, лев.  берегом  образует  границу  гр.  Бокингхам,
омывая Марло, Мэйденхэд, Виндзор, Итон (недалеко от  последнего  образуя
исторически  о-в  "Великой  Хартии").  Далее  Т.  служит  границей   гр.
Миллдьсекс и Соррей и принимает слева Кольн (Colne), справа Вэй; омывает
гг. Хамптон, около которого принимает в себя справа Моль, далее  омывает
Сербитон и Кингстон; у Теддингтона в Т. замечается уже морской прилив (6
м. н. ур. м.); здесь находится последний из 33 шлюзов,  перегораживающих
реку, начиная с Оксфорда. Ниже Т. омывает  Ричмонд,  Брентфорд  и  течет
между набережными Лондона, пересекаемая 13 мостами, из  коих  последний,
Лондон-Бридж - крайний предел вступления в Т. больших  океанских  судов;
ниже Лондон-Бриджа, под Т., проложено два туннеля. От Лондона до моря Т.
служит границей гр. Эссекс и  Кент  и  справа  принимает  Медуэй  (лиман
которой  образует  о-в  Шеппи),  а  слева  Ли,  Родинг  и  Ингерборн.  У
Гревзенда, в 43 км. от Лондона, ширина Т. - 800 м.; на 40  км.  ниже,  у
маяка Нор, устье достигает 16 км. шир. Вся длина течения Т. от  Тэмз-Хэд
до Лондон-Бриджа - 272 км., до Ширнесса -  365  км.  Падение  вод  между
Лечлэдом и Лондон-Бриджем - 0,32 м. на км. Средний расход воды в  летнее
время у Лечлэда 52 куб. м. в секунду, у Теддингтона -  197  куб.  м.  Т.
соединена с бассейном р. Северн каналами  Т.  Северн,  Вильтс  и  Беркс,
Кеннет и Авон; с системой центральных pp. - каналами Оксфордским и Гранд
Джонкшен, с ЛаМанш - каналом Арондель и Вэйг. Площадь басс. Т.  -  12610
кв. км.
   Темп (tempo) - в музыке определяет скорость  движения  частей  такта,
обозначенных в ключе предстоящим знаком. Для означения  разных  степеней
скорости употребляются разные итальянские  термины,  а  для  абсолютного
определения движения  служит  метроном.  Для  медленного  Т.  существуют
следующие термины: Largo - широко, Grave
   -  тяжело,  медленно,  Adagio  -  спокойно   буквальный   перевод   -
по-стариковски), Lento - медленно. Для умеренно-медленного: Larghetto  -
менее медленно, Andante  -  плавно,  спокойно,  Sostenato  -  сдержанно,
Gommodo - удобно, спокойно, Andantino -  менее  спокойно.  Для  среднего
движения: Moderate - умеренно, Allegretto - менее  скоро,  чем  Аllegro,
довольно оживленно. Для  скорого  движения:  Allegro  -  скоро,  весело,
Allegro molto - очень весело,  Allegro  con  fuoco  -  скоро,  с  огнем,
Allegro agitato - скоро, беспокойно, с волнением, Allegro appassionato -
со страстью, Animato - с  одушевлением.  Для  очень  быстрого  движения:
Allegro assai - очень скоро, Vivace - живо, Vivacissimo  -  очень  живо.
Presto - быстро, Presto assai - очень быстро, Prestissimo -  чрезвычайно
быстро. Кроме того есть  Т.,  находящиеся  в  зависимости  от  характера
пьесы: Tempo di ballo - в танцевальном движении, Tempo di marcia или  di
Polacca, или di Minuetto - в Т. марша или  полонеза,  менуэта.  К  менее
ясным  определениям  Т.  относятся  термины:  Tempo  giusto,   требующий
движения сообразно характеру пьесы, или  Tempo  a  piacere  -  по  вкусу
исполнителя. Среди пьесы встречаются  термины,  требующие  уклонения  от
обозначенного  в  начале  ее  Т.   Термины   для   ускорения   движения:
accelerando, stringendo, affretando, incalzando,  stretta.  Термины  для
замедления движения:  meno  mosso,  ritardando,  rallentando,  tardando,
slentando,  largando.  Латинский  термин  Tempus  perfectum   обозначает
трехдольное деление в мензуральной теории,  imperfectum  -  двухдольное.
Французские термины temps fort  и  temps  faible  обозначают  сильное  и
слабое время.
   И. С.
   Темпера (итальянск. tempera, a  tempera;  франц.  a  la  detrempe)  -
употреблявшийся  на  всем  протяжении  средних  веков  способ   живописи
красками, смешанными с разжиженным яичным желтком, с разведенным в  воде
клеем, с липкой  жидкостью,  вываренной  из  обрезков  пергамента  и  (в
Италии) с  соком  фигового  дерева.  Этим  способом  писались  образа  и
станковые картины на С и З Европы до половины XV стол., -  до  тех  пор,
пока  братья  ван  Эйки,   в   Нидерландах,   не   внесли   значительных
усовершенствований  в  живопись  масляными  красками.   В   Италии,   Т.
продержалась несколько дольше; сперва, преимущественно  в  Тоскане,  при
письме Т. стали отчасти пользоваться средствами  живописи  на  масле,  а
потом, когда окончательно выработанные приемы ван Эйковского письма были
занесены, около 1500 г., в Венецию, этот способ совершенно  вытеснил  Т.
из употребления. Картины, писанные Т., выходили матовыми;  для  придания
блеска и яркости их колориту, на них наводился род  лака,  составленного

Страницы: «« « 3013   3014   3015   3016   3017   3018   3019   3020   3021  3022   3023   3024   3025   3026   3027   3028   3029   3030   3031  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь