Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3018   3019   3020   3021   3022   3023   3024   3025   3026  3027   3028   3029   3030   3031   3032   3033   3034   3035   3036  » »»

представляют   драгоценный   психологический   материал   для   изучения
особенностей так назыв. "мистического воображения". Некоторые относят  к
теософам новоплатоников и гностиков, но чаще  этот  термин  применяют  к
мистическим писателям нового времени:  Якову  Бему,  Валентину  Вейгелю,
Парацельсу,  Сен-Мартену,   Сведенборгу.   Необузданность   фантазии   у
некоторых теософов достигает  крайней  степени;  у  С.  Мартена,  автора
поэмы: "Le crocodile ou la guerre du Men et du mal arrivee sous le regne
de Louis  XV"  (1799),  Т.  фигурирует  в  качестве  Madamo  Jof  (Foi),
побивающей хитрости Сатаны (крокодила).  Такие  теософы-фантазеры  резко
противопоставляют  себя  "философам",  как  это  видно  из  эпитафии  С.
Мартену, приведенной в соч. Баядера:
   О trop cruelle mort, tu viens nous enlever
   SaintMartin! ce savant dans la theosophie
   Il combatit l'erreur et sut se preserver
   De ces systemes vains de la philosophie. Здесь теософическое познание
противопоставляется  философскому,   рациональному.   По-видимому,   так
понимает Т. Баадер, называя ее расширенной,  исправленной  и  хрисиански
преобразованной мистикой каббалы.
   Издатель   сочинений   Баадера,   барон   Фр.   Остен-Сакен   (1860),
противопоставляет Т. философии, как нечто высшее, не нашедшее себе места
в истории философии Гегеля. Однако, сочинения даже таких теософов  имели
влияние на историю философской мысли в  собственном  смысле  слова.  Так
напр., Б„м натолкнул своими сочинениями Гегеля на исследование  проблемы
о "происхождении зла"; Сведенборг побудил Канта  философски  обследовать
вопрос о возможности "духовидения". Шеллинг впервые подчеркнул в понятии
Т. равноправность мистического и рационального элемента в  богопознании;
он  несочувственно  говорит  о  "теософизме",  как  о  роде  мистицизма,
исключающем  возможность  научного  познания,  в  противоположность  Т.,
являющейся синтезом мистического  богопознания  с  философским  разумным
познанием. После Шеллинга термин "Т." в применении к собственной системе
употребляют  Баадер.  Росмини   ("Teosofia"),   Грентовский   ("Teosofia
wszyskich  ludow").  Шеллинговское  понимание  Т.  усвоил   и   Владимир
Соловьев, который разумеет под нею  "цельное  знание"  -  высший  синтез
рационального и эмпирического знания с мистическим.  Философскую  Т.,  в
противоположность "традиционной", Соловьев называет свободной. Свободная
Т.  должна  быть  продуктом  критической  мысли,  опыта  и  мистического
откровения.  Вследствие  того,  что  многие  теософы  (напр.  Парацельс)
допускали  наряду  с  мистическим  восприятием  раскрытие  тайн  внешней
природы и совершение чудес, т. е. тауматурию,  слово  Т.  приобрело  это
последнее  значение  у  основателей   так   называемого   теософического
общества, возникшего в 1875 г. в Америке и затем перешедшего в Индию и в
Европу. Т. в этом обществе является новой формой буддизма; главную  роль
играют в  ней  благотворительность  и  общение  с  таинственными  силами
природы, дающее возможность  творить  чудеса.  Трудно  представить  себе
более  нелепое   словоупотребление:   "мистическая   часть   буддистской
доктрины, - говорит Владимир Соловьев, - никогда не  могла  обозначаться
какимнибудь термином, соответствующим  греческому  слову  Т.  (по-русски
богомудрие)". "Одно и тоже учение не может быть  зараз  и  буддизмом,  и
Т.", так как буддизм - атеистическая религия (см. статью Вл.  Соловьева:
"Блаватская" в "Критикобиографич. словаре" Венгерова, т. III, стр. 316).
Теософическое общество, основанное г-жею  Блаватской,  следует  называть
необуддийским или тауматургическим,  но  отнюдь  не  теософическим.  Это
неправильное   словоупотребление    является    постоянным    источником
недоразумений для желающих познакомиться с Т. Так напр., в статье Клери:
"Qa'est се que c'est  que  lа  theosophie"  ("Revue  Bleue",  1900)  нет
решительно  ничего  по  вопросу  о  богопознании.   В   истории   филос.
терминологии Эйкена нет указаний на историю  термина  "Т.".  О  значении
этого термина в новейшей философии обстоятельные указания у Куно  Фишера
в его "Истории новой философии".
   Теофраст (371-286 г.  до  Р.  Хр.)  -  знаменитый  греческий  ученый,
называемый отцом ботаники, родом с  острова  Лесбоса  из  города  Эреза,
откуда и прозвание - Theophrastos Eresios.  Слушал  сначала  Левкиппа  в
родном городе, потом Платона, а после его смерти перешел к Аристотелю, с
которым не  расставался  уж  более,  пока  великий  философ  не  покинул
навсегда Афины. Жизнь Т. протекла сравнительно спокойно и счастливо. Это
был умный, богато одаренный человек, в то же время добрый,  гуманный,  с
отзывчивой душой. Он был превосходным оратором и, по преданию,  за  свое
красноречие получил от Аристотеля прозвание "Theophrastos", что  значить
"божественный оратор"; оно заменило его первоначальное имя  -  Tyrtamos.
Так ли это было на самом деле или нет, во всяком  случае  Т.  был  самым
выдающимся и самым  любимым  учеником  Аристотеля,  получил  от  него  в
наследство всю его библиотеку, все рукописи, а после смерти учителя стал
во главе школы перипатетиков. Число его учеников, по показаниям древних,
достигало 2000 чел. и слава о нем  далеко  распространилась  за  пределы
Греции. Ему приписывают 227 сочинений; большая их часть потеряна,  и  ни
одно не сохранилось вполне, не пострадав от времени и  переписчиков.  До
нас дошли два больших ботанических  сочинения  Т.;  одно  под  названием
"История", или лучше,  по  смыслу  -  "Естественная  история  растений",
другое "О причинах растений" - трактат о жизненных явлениях у  растений.
Естественная  история  растении  состоит  из  9  книг  и  по  содержанию
соответствует нашей морфологии, анатомии и систематике растений. Речь  в
нем идет прежде всего о главных частях  растений,  причем  Т.  различает
наружный и внутренние части. Наружные - корни, стебли, ветви  и  побеги,
листья, цветы, плоды. Семя Т. рассматривает, как и его  предшественники,
за "яйцо" растений, но какая существует связь между семенем и цветком  -
Т. не знал. Внутренние составные части - кора, древесина  и  сердцевина,
которые в свою очередь  состоят  из  сока,  волокон,  жил  и  мяса.  Что
подразумевал под этим Т. - не вполне ясно. Сок, это -  в  одних  случаях
млечный сок, в других нечто иное, напр. смола пли камедь. Волокна и жилы
названы несомненно по  сходству  с  соответствующими  частями  животных.
Волокна Т. - пучки толстостенного луба, но в других случаях, повидимому,
сосудистые пучки, напр. в листьях. Волокна не ветвятся. Жилы - ветвистые
трубки,  наполненные  соком:  млечники,  смоляные  каналы  и  т.  п.,  и
опятьтаки сосудистые  пучки.  Любопытно,  что  до  сих  пор  в  ботанике
говорится о  "жилках"  и  о  "нервах"  листьев:  интересное  переживание
терминов, потерявших прямой смысл, интересные отголоски научной старины.
Наконец, мясо находится между волокнами и жилами и характеризуется  тем,
что  оно  делимо  по  всем  направлением,  тогда   как   волокна   напр.
расщепляются лишь вдоль.  Различно  комбинируясь,  эти  4  основные  или
первичные части образуют сердцевину, древесину  и  кору.  Внешние  части

Страницы: «« « 3018   3019   3020   3021   3022   3023   3024   3025   3026  3027   3028   3029   3030   3031   3032   3033   3034   3035   3036  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь