Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3027   3028   3029   3030   3031   3032   3033   3034   3035  3036   3037   3038   3039   3040   3041   3042   3043   3044   3045  » »»

"Вестник Европы", 1901, ј 1) объясняют страстность африканских писателей
и особенности  их  стиля  свойствами  жителей  (берберов),  воспринявших
чуждую им культуру - сначала семитическую (финикийскую), потом римскую и
отчасти греческую. Т. - типичный  христианский  писатель  начала  III-го
века  на  африканской  почве.  Множество  бытовых  черт,  рассеянных   в
сочинениях  Т.,  делают  их  незаменимыми  для  историка  культуры.   Т.
представляет  характерный  пример  латинского,  западного  католического
писателя, занятого по преимуществу вопросами практическими, в отличие от
спекулятивного направления восточных христианских  писателей.  Любопытен
контраст между Т. и его современником  Оригеном.  Последний  воплотил  в
себе христианский идеализм, первый  старается  последовательно  провести
материализм, насколько он соединим  с  христианством.  Ориген  стоит  за
мистическое понимание христианства,  за  аллегорическое  толкование  Св.
Писания; Т. старается буквально понимать тексты. Оригена  интересуют  по
преимуществу   вопросы   умозрительные,   Т.   -   вопросы   дисциплины,
христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма;
Т. увлекся  монтанизмом  -  прямой  противоположностью  гностицизма.  Т.
человек обширного образования, писавший и на греч. языке  (греч.  сочин.
утрачены).  Тон  его   сочинений   почти   всегда   резкий,   страстный,
полемический;  противников  своих  он  не  щадит,  нередко  прибегает  к
инсинуациям, к софистическим оборотам мысли. Стиль вполне  соответствует
оригинальному  характеру  автора:  неестественный,  приподнятый,   часто
неправильный язык, трудный для понимания,  но  в  то  же  время  богатый
сравнениями и антитезами; мысль часто выражена настолько кратко и метко,
что становится поговоркою. Т. -  прямой  предшественник  бл.  Августина,
один из основателей западного латинского богословия; им впервые  подняты
и разрешены некоторые догматические вопросы. Не все сочинения  Т.  дошли
до  нас;  в  сочинениях  его  и  у   Иеронима   имеются   упоминания   о
несохранившихся его произведениях:  "De  spe  idelium",  "De  paradiso",
"Adversus Apelleiacos",  "De  censu  animae  adversus  Hermogenem",  "De
fato", "De ecstasi lib. VII" и др. К произведениям Т. относят  и  такие,
которые, по всей вероятности, ему не принадлежат, напр.  "De  execrandis
gentium diis". Все произведения Т. хронологически могут  быть  разделены
на два периода: католические и монтанистические; по содержанию в  том  и
другом периоде можно различать 3 группы
   - сочинения о христианской жизни, апологетические и догматические.  К
некоторым вопросам Т. возвращается, и это  дает  возможность  определить
изменение  его  взглядов.  При  всей  оригинальности  Т.,   ему   иногда
приходится повторять то,  что  было  уже  сказано  Минуцием  Феликсом  и
Юстином: это неизбежно при общности темы всех апологетов.  Признаки,  по
которым можно отнести сочинения Т. к периоду монтанизма,  заключаются  в
упоминании  пророчеств  Монтана,  Максимилы  и  Присциллы,  ссылках   на
Параклит (Св. Дух), особом значении, признаваемом за  постом,  осуждении
второго  брака  и  бегства  во  время  преследований  за  веру,  строгом
отношении к вероотступникам (lapsi), жаждущим  быть  принятыми  вновь  в
христианскую общину, и, наконец, нападках на психиков (т. е. католиков).
Строгое разграничение сочинений по указанным группам не всегда возможно,
ибо некоторые сочинения, написанные в периоде  монтанизма,  имеют  своей
задачей борьбу с гностицизмом и не заключают в себе ничего  специфически
монтанистического. К первому периоду относятся сочинения Т.,  касающиеся
внутренней  христианской  жизни,  как  то  о  молитве  ("De  оrаtione"),
крещении ("De baptismo"), покаянии ("De poenitentia")  и  терпении  ("De
patientia")  -добродетели,  которой  сам  Т.  не  обладал.  В   них   мы
встречаемся с первой попыткой комментирования Молитвы  Господней.  Смысл
ее  Т.  видит  в  духовной  жертве,  явившейся   в   отмену   языческого
жертвоприношения. Любопытны указания на обычаи первых христиан,  в  коих
ясно видны черты языческие и еврейские. Сочинение  о  крещении  написано
против ереси Гаяна, отрицавшего необходимость крещения.  Т.  смотрит  на
крещение как на своего  рода  магическое  действие  и  воде  приписывает
особую роль как в мирообразовании, так и  в  особенности  при  крещении.
Внешней христианской дисциплины касаются сочинения Т.  о  зрелищах  ("De
spectaculis") и об идолопоклонстве ("De idolatria"). Здесь Т.  старается
определить  отношения  христианина  к   язычникам.   Идолопоклонство   -
величайший  грех.  Христианам  запрещается  заниматься   искусствами   и
ремеслами,  служащими  для   украшения   идолов,   запрещается   занятие
астрологией, так  как  она  демонического  происхождения;  христиане  не
должны воспитывать детей в языческих школах, не должны принимать участия
в языческих праздниках, занимать должностей в языческом государстве и т.
д. Одно из важнейших сочинений Т. - его апологетический  трактат  "Liber
apologeticus", в котором он ведет весьма искусно защиту христианства. Он
доказывает,  что  преследование  христиан  со  стороны  государства   не
оправдывается  законами  самого  государства,  при  чем   ссылается   на
известное  письмо  императора  Траяна  к  Плинию,   запрещающее   розыск
христиан. Взводимые на христиан обвинения в тайных преступлениях  ни  на
чем не основаны; язычники, преследующие христиан за непочитание богов, в
своих богов более  не  верят.  Истинная  сущность  языческой  религии  -
демонизм, т. е. прямая противоположность  вере  в  божественное  начало.
Прямое доказательство истинности христианства заключается в нравственном
возрождении  людей,  принявших  христианство.  Мнение,  распространенное
среди язычников, что все несчастия в истории объясняются ролью  христиан
- ложно. В сочинении "De testimonio animae" Т. требует свободы совести и
свободы  церковной.   Он   утверждает,   что   христианство   не   имеет
политического характера  и  потому  не  может  быть  рассматриваемо  как
антиправительственная секта. В заключение Т. рассматривает  христианское
учение  по  сравнению  с  языческой  философией;   справедливая   оценка
христианской морали чередуется  с  суровыми  приговорами  над  языческой
философией, созданной демонами и не давшей  никакого  познания;  если  в
языческой философии и встречаются проблески истины, то они  заимствованы
из св. Писания. Эти суждения не отличаются от того, что говорили  Татиан
и  др.  апологеты.  К  первому  же  периоду  деятельности  Т.  относятся
сочинения об украшениях женщин,  о  втором  браке.  Вопрос  о  смешанных
браках и о втором браке должен был, по  необходимости,  занимать  первых
христианских  писателей  -  и  Т.  к  нему  возвращается  в   сочинении,
написанном поздние. Видное место в деятельности  Т.  занимают  сочинения
против еретиков: в трактате "De praescriptione  haereticorum"  он  ересь
рассматривает как зло, допущенное Богом, и проистекающее по преимуществу
из философии.  Всякая  ересь  есть  новшество,  которое  не  может  быть
обосновано  учением  апостольским.  Ко  второму  периоду  творчества  Т.
относится:  "De  corona   militis",   "Ad   Scapulam",   "De   fuga   in
persecutione", "Scorpiace", "De pallio", "De virginibus  velandis",  "Dе

Страницы: «« « 3027   3028   3029   3030   3031   3032   3033   3034   3035  3036   3037   3038   3039   3040   3041   3042   3043   3044   3045  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь