|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3027 3028 3029 3030 3031 3032 3033 3034 3035 3036 3037 3038 3039 3040 3041 3042 3043 3044 3045 » »» "Вестник Европы", 1901, ј 1) объясняют страстность африканских писателей
и особенности их стиля свойствами жителей (берберов), воспринявших
чуждую им культуру - сначала семитическую (финикийскую), потом римскую и
отчасти греческую. Т. - типичный христианский писатель начала III-го
века на африканской почве. Множество бытовых черт, рассеянных в
сочинениях Т., делают их незаменимыми для историка культуры. Т.
представляет характерный пример латинского, западного католического
писателя, занятого по преимуществу вопросами практическими, в отличие от
спекулятивного направления восточных христианских писателей. Любопытен
контраст между Т. и его современником Оригеном. Последний воплотил в
себе христианский идеализм, первый старается последовательно провести
материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит за
мистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Св.
Писания; Т. старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют по
преимуществу вопросы умозрительные, Т. - вопросы дисциплины,
христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма;
Т. увлекся монтанизмом - прямой противоположностью гностицизма. Т.
человек обширного образования, писавший и на греч. языке (греч. сочин.
утрачены). Тон его сочинений почти всегда резкий, страстный,
полемический; противников своих он не щадит, нередко прибегает к
инсинуациям, к софистическим оборотам мысли. Стиль вполне соответствует
оригинальному характеру автора: неестественный, приподнятый, часто
неправильный язык, трудный для понимания, но в то же время богатый
сравнениями и антитезами; мысль часто выражена настолько кратко и метко,
что становится поговоркою. Т. - прямой предшественник бл. Августина,
один из основателей западного латинского богословия; им впервые подняты
и разрешены некоторые догматические вопросы. Не все сочинения Т. дошли
до нас; в сочинениях его и у Иеронима имеются упоминания о
несохранившихся его произведениях: "De spe idelium", "De paradiso",
"Adversus Apelleiacos", "De censu animae adversus Hermogenem", "De
fato", "De ecstasi lib. VII" и др. К произведениям Т. относят и такие,
которые, по всей вероятности, ему не принадлежат, напр. "De execrandis
gentium diis". Все произведения Т. хронологически могут быть разделены
на два периода: католические и монтанистические; по содержанию в том и
другом периоде можно различать 3 группы
- сочинения о христианской жизни, апологетические и догматические. К
некоторым вопросам Т. возвращается, и это дает возможность определить
изменение его взглядов. При всей оригинальности Т., ему иногда
приходится повторять то, что было уже сказано Минуцием Феликсом и
Юстином: это неизбежно при общности темы всех апологетов. Признаки, по
которым можно отнести сочинения Т. к периоду монтанизма, заключаются в
упоминании пророчеств Монтана, Максимилы и Присциллы, ссылках на
Параклит (Св. Дух), особом значении, признаваемом за постом, осуждении
второго брака и бегства во время преследований за веру, строгом
отношении к вероотступникам (lapsi), жаждущим быть принятыми вновь в
христианскую общину, и, наконец, нападках на психиков (т. е. католиков).
Строгое разграничение сочинений по указанным группам не всегда возможно,
ибо некоторые сочинения, написанные в периоде монтанизма, имеют своей
задачей борьбу с гностицизмом и не заключают в себе ничего специфически
монтанистического. К первому периоду относятся сочинения Т., касающиеся
внутренней христианской жизни, как то о молитве ("De оrаtione"),
крещении ("De baptismo"), покаянии ("De poenitentia") и терпении ("De
patientia") -добродетели, которой сам Т. не обладал. В них мы
встречаемся с первой попыткой комментирования Молитвы Господней. Смысл
ее Т. видит в духовной жертве, явившейся в отмену языческого
жертвоприношения. Любопытны указания на обычаи первых христиан, в коих
ясно видны черты языческие и еврейские. Сочинение о крещении написано
против ереси Гаяна, отрицавшего необходимость крещения. Т. смотрит на
крещение как на своего рода магическое действие и воде приписывает
особую роль как в мирообразовании, так и в особенности при крещении.
Внешней христианской дисциплины касаются сочинения Т. о зрелищах ("De
spectaculis") и об идолопоклонстве ("De idolatria"). Здесь Т. старается
определить отношения христианина к язычникам. Идолопоклонство -
величайший грех. Христианам запрещается заниматься искусствами и
ремеслами, служащими для украшения идолов, запрещается занятие
астрологией, так как она демонического происхождения; христиане не
должны воспитывать детей в языческих школах, не должны принимать участия
в языческих праздниках, занимать должностей в языческом государстве и т.
д. Одно из важнейших сочинений Т. - его апологетический трактат "Liber
apologeticus", в котором он ведет весьма искусно защиту христианства. Он
доказывает, что преследование христиан со стороны государства не
оправдывается законами самого государства, при чем ссылается на
известное письмо императора Траяна к Плинию, запрещающее розыск
христиан. Взводимые на христиан обвинения в тайных преступлениях ни на
чем не основаны; язычники, преследующие христиан за непочитание богов, в
своих богов более не верят. Истинная сущность языческой религии -
демонизм, т. е. прямая противоположность вере в божественное начало.
Прямое доказательство истинности христианства заключается в нравственном
возрождении людей, принявших христианство. Мнение, распространенное
среди язычников, что все несчастия в истории объясняются ролью христиан
- ложно. В сочинении "De testimonio animae" Т. требует свободы совести и
свободы церковной. Он утверждает, что христианство не имеет
политического характера и потому не может быть рассматриваемо как
антиправительственная секта. В заключение Т. рассматривает христианское
учение по сравнению с языческой философией; справедливая оценка
христианской морали чередуется с суровыми приговорами над языческой
философией, созданной демонами и не давшей никакого познания; если в
языческой философии и встречаются проблески истины, то они заимствованы
из св. Писания. Эти суждения не отличаются от того, что говорили Татиан
и др. апологеты. К первому же периоду деятельности Т. относятся
сочинения об украшениях женщин, о втором браке. Вопрос о смешанных
браках и о втором браке должен был, по необходимости, занимать первых
христианских писателей - и Т. к нему возвращается в сочинении,
написанном поздние. Видное место в деятельности Т. занимают сочинения
против еретиков: в трактате "De praescriptione haereticorum" он ересь
рассматривает как зло, допущенное Богом, и проистекающее по преимуществу
из философии. Всякая ересь есть новшество, которое не может быть
обосновано учением апостольским. Ко второму периоду творчества Т.
относится: "De corona militis", "Ad Scapulam", "De fuga in
persecutione", "Scorpiace", "De pallio", "De virginibus velandis", "Dе
Страницы: «« « 3027 3028 3029 3030 3031 3032 3033 3034 3035 3036 3037 3038 3039 3040 3041 3042 3043 3044 3045 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |