Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3028   3029   3030   3031   3032   3033   3034   3035   3036  3037   3038   3039   3040   3041   3042   3043   3044   3045   3046  » »»

exhortatione  castitatis",  "De   jejunio   adversus   psychicos",   "De
monogamia",   "De   pudicitia",   "Adversus   Hermogenern",    "Adversus
Valentinianos", пять книг "Adversus Marcionem", "Adversus Praxeam",  "De
anima", "De  carne  Christi",  "De  resurrectione  carnis".  Характерный
принцип монтанизма заключался в признании, что  откровение  Спасителя  и
апостолов еще не  закончено,  а  завершается  последовательно  благодаря
воздействию Св. Духа. В сочинениях, трактующих об отношениях христиан  к
язычникам, Т. тщательно старается об устранении всего языческого.  Напр.
он защищает (в  сочинении  "De  corona  militis")  солдата  христианина,
отказавшегося возложить на свою  голову  венок.  Он  порицает  христиан,
старающихся бегством спастись  от  мученичества,  требует,  ссылаясь  на
Писание, природу и  церковную  дисциплину,  чтобы  христианские  девушки
носили  не  только  на  улицах,  но  и  в  церкви  покрывало,  запрещает
вступление  во  второй  брак,  требует   поста,   ставшего   необходимым
вследствие того, что Адам вкусил запретного плода, но  полезного  и  как
средство предохраняющее от гнева Божия. В трактате  о  стыдливости  ("De
pudicitia") Т. устанавливает  7  смертных  грехов  (delicta  ad  mortem:
yбийство,  идолопоклонство,  обман,  вероотступничество,   богохульство,
прелюбодеяние и разврат). Только грехи, совершенные до  крещения,  могут
быть церковью прощены; после крещения церковь может прощать лишь  легкие
грехи  (remissibilia),  но  не  смертные  (non   remissibilia);   первые
заслуживают наказания, вторые -  вечного  осуждения;  лишь  божественное
милосердие может дать прощение смертного греха. И мученики  за  веру  не
могут отпускать смертных грехов. Сочинения Т.  против  ереси  Гермогена,
Валентина и Маркиона имеют большое значение для истории церкви и ересей.
Т. любит настаивать на противоположности нравственности и чувственности,
божественного откровения и человеческого разума. Учение  Христа  сделало
излишней любознательность; Евангелие уничтожило необходимость  в  науке.
Христианин не должен спрашивать и искать большего, чем то, что разрешено
апостолам. Всякий христианин-ремесленник нашел  Бога,  в  то  время  как
Платон утверждает, что трудно найти  строителя  Mиpa.  Противоположность
веры и знания выразилась в знаменитой формуле Т.:  credo  quia  absurdum
est. Из древних писателей только стоики, в особенности Сенека,  нравятся
Т. Причина этой  симпатии  понятна;  в  мышлении  Т.  мы  встречаемся  с
попыткой соединить такие же противоположности, какие  соединяли  стоики,
т. е. супранатуралистические тенденции с крайним материализмом. В  этике
у  Тертуллиана   тенденции   дуалистические,   в   теории   познания   -
сенсуалистические,  в  психологии  -  материалистические.   Чувства   не
обманывают, все существующее - телесно; даже Бог, сотворивший из  ничего
материю, имеет тело; бессмертная душа точно  также  телесна.  Nihil  est
incorporale nisi quod non est. Если б душа  не  была  телесной,  она  не
могла бы влиять на тело. Душа ребенка  переходит  от  отца  через  семя.
Таким   образом   Т.   является    представителем    традуцианизма,    в
противоположность  креатианизму  (творению  души)  и  теории  Платона  о
предсуществовании. Все души людей суть  отпрыски  души  Адама.  Качества
души наследственны, чем и объясняется первородный грех. Бог един, вечен,
свободен; Св. Дух произошел из Бога,  как  луч  солнца  из  Солнца.  Бог
первее Сына, но не по времени, ибо время возникло лишь вместе  с  миром.
Mиp не вечен, а сотворен Богом из ничего.

   Литература.  Fr.  Boehringer,  "Die  alte  Kirche"  (III  т.,  2  ч.,
Штутгарт, 1873); Schanz, "Geschichte der roemischen Litteratur" (Мюнхен,
1896, III ч.); "Тертуллиан и его  сочинения"  (СПб.,  1842);  К.  Попов,
"Тертуллиан, его теория  христианского  знания  и  основные  начала  его
богословия"  (Киев,  1880);  Николай  Штернов,  "Тертуллиан,   пресвитер
карфагенский" (Курск, 1889).
   Э. Р.
   Терцет -  небольшое  музыкальное  сочинение  для  трех  исполнителей,
преимущественно вокальное.
   Терция - третья ступень диатонической  гаммы,  считая  от  тоники,  а
также  интервал,  заключающий  три  соседние   ступени   гаммы,   причем
расстояние между  двумя  крайними  нотами  имеет  величину  в  два  тона
(большая Т.) или в полтора тона (малая Т.). Т. между  первой  и  третьей
ступенями гаммы характеризует, смотря по своей  величине,  мажорное  или
минорное наклонение гаммы.  Находясь  между  тоникой  и  доминантой,  Т.
называется верхней медиантой. Нота, находящаяся  между  субдоминантой  и
тоникой и отстоящая от них на Т., называется нижней  медиантой.  Верхняя
медианта отстоит от тоники на большую Т. вверх,  нижняя  медианта  -  на
малую Т. вниз.
   И. С.
   Тесла (Николай) - известный электрик, изобретатель, род. в 1857 г.  в
Смильяне Австрии. Работал на правит. телеграфах и телефонах  в  Венгрии,
затем  на  электрических  станциях  в  Париже  и  в  начале  80-х  годов
переселился в Америку. Проработав  недолго  в  лаборатории  Эдисона,  Т.
занялся   специально   разработкой   своих   изобретений   на   средства
американских  капиталистов.  Первые  работы  Т.   касались   вопроса   о
техническом применении вращающегося магнитного поля. Затем  Т.  посвятил
себя исследованию переменных токов  высокого  напряжения  и  чрезвычайно
большого  числа  перемен  и  достиг   в   этой   области   замечательных
результатов. Эти исследования  привели  Т.  к  разработке  особого  рода
электрического освещения  с  помощью  трубок  с  разряженными  газами  и
угольными  нитями,  светящимися  под   влиянием   мощных   электрических
колебаний.  Хотя  эти  работы  Т.  и  не  привели  пока  к  практическим
результатам, но они открыли целую новую область, нашедшую  в  науке  уже
значительные применения,  и  дальнейшее  исследование  которой  является
многообещающим.   Как   изобретатель,   Т.   отличается   необыкновенным
остроумием и  смелостью  своих  замыслов;  теоретические  его  воззрении
наукой не  вполне  разделяются.  О  работах  Т.  см.  Th.  Martin,  "The
inventions, researches and writings of  Nikola  Tesla"  (Нью-Йорк,  есть
нем. перев.) и Е. de Fodor, "Experimente mit Stroemen hoher Wechselzahl"
(Вена, 1894).
   А. Г.
   Тетерев (Tetrao) - род  тетеревинных  птиц,  к  которому  принадлежат
около 12 крупных  видов,  распространенных  в  палеарктической  (глухарь
обыкновенный, глухарь сибирский или длиннохвостый, косач, тетерев черныш
или кавказский, тетерев белобрюхий)  и  в  неоарктической  областях.  От
близкого рода рябчика (Bonasa)  отличается  вполне  оперенной  цевкой  и
18-20-перым хвостом. Самцы резко отличаются от бурых или  рыжих  пестрых
самок более однообразным обыкновенно черным  с  металлическими  отливами
оперением, удлиненными перьями на горле, часто  также  формою  хвоста  и

Страницы: «« « 3028   3029   3030   3031   3032   3033   3034   3035   3036  3037   3038   3039   3040   3041   3042   3043   3044   3045   3046  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь