Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3036   3037   3038   3039   3040   3041   3042   3043   3044  3045   3046   3047   3048   3049   3050   3051   3052   3053   3054  » »»

Птолемеев. Во время эллинизма Т. был  одним  из  центров  образованности
(историки Менандр, Дий, Порфирий). В иудейскую войну был против  евреев.
Христианство появилось в Т. рано; здесь жил неделю Ап. Павел (Деян. XXI,
3); город скоро сделался  епископией  (св.  Дорофей  и  др.).  В  период
гонений некоторые из тирских христиан  потерпели  мученическую  кончину;
при одном Диоклетиане пострадало здесь 156 мучеников. В Т. умер  Ориген;
гробницу его показывали еще в VI в. В Абессинию  проповедь  христианства
занесена была тирянами. В ветхозаветные времена тиряне  помогали  евреям
построить храм Соломонов. В новозаветные  времена  первый  замечательный
храм при Константине Вел. построен  был  тирским  епископом  Павлином  и
торжественно освящен в 314 г.  Евсевий  Кесарийский  подробно  описывает
другой тирский храм, на ЮВ города, освященный им в 335 г., при чем в  Т.
состоялся собор по делу Афанасия Александрийского. В средние века Т. был
одним  из  главн.  городов  Востока  и  играл  большую  роль,   считаясь
неприступным. Только благодаря раздорам среди магометан удалось Балдуину
II покорить его, при содействии венецианского флота (1124 г.);  основана
была франкская епархия (Вильгельм,  еп.  тирский,  историк).  Город  был
богатый  и  промышленный  (стеклянные  изделия).  Осада  Саладина   была
безуспешна. В 1190 г. здесь был погребен Фридрих Барбаросса. Разрушен Т.
мусульманами в 1291 г. С этих пор город пришел в упадок,  не  смотря  на
усилия Фахреддина поднять его. В настоящее время стоящий на месте Т. Сур
- хорошенький городок, не имеющий значения, так как торговля  перешла  к
Бейруту.  Вывоз  из  Хаурана  табака,  хлопчатой  бумаги   и   жерновов.
Резиденция каймакама. Жителей 6000  (2700  мусульман,  2500  католиков);
большинство  православных  совращено  в  унию  и   получило   униатского
архиепископа. Школы и учреждения  миссий  разных  монашеских  орденов  и
протестантских сект. В 1837 г. Т.  сильно  пострадал  от  землетрясения.
Город расположен на С бывшего о-ва, теперь соединенного с берегом.
   Тирада - краткий и  сильный  монолог  в  драме,  имеющий  содержанием
какое-нибудь отвлеченное общее место. Не имея прочной связи с  развитием
действия, Т. представляет как бы посторонний элемент в организме  драмы,
и потому древние, строго держась принципа единства действия ("semper  ad
eventum festina"), осуждали Т., находившую, однако, место  в  ораторских
обращениях античной  парабазы.  Французская  трагедия,  вся  проникнутая
риторическим  элементом,  переполнена  блестящими  Т.,  дающими   автору
возможность выказать новые стороны  своего  дарования,  артисту  -  свое
декламаторское  искусство,  зрителям  -встретить  звучное  общее  место,
отвечающее  его  запросам,  сочувственными  рукоплесканиями.  Вместе   с
прочими прозаическими и риторическими элементами, вместе с  резонером  и
философским монологом в современной реальной драме  вымирает  и  звонкая
Т., рассчитанная на внешний успех.
   А. Г.
   Тирания и тираны в древней Греции. - Слова:  "тирания"  (turanniV)  и
"тиран"  (turanoV),  по  всей  вероятности,   восточного   происхождения
(лидийского или фригийского?) и впервые встречаются  у  поэта  Архилоха.
Древние греки связывали с ними иное понятие, нежели  мы:  теперь  Т.  мы
называем жестокое правление, а тираном - жестокого, хотя бы и законного,
государя; греки же обозначали  этими  словами  обыкновенно  незаконность
происхождения власти  и  тиранами  называли  лиц,  силой  или  хитростью
присвоивших себе власть, по праву им не принадлежавшую, хотя бы они были
люди  кроткие  и  гуманные  (впоследствии,  впрочем,   философы,   напр.
Аристотель, характерной чертой тирана  считали  стремление  не  к  общей
пользе, а к своей личной  выгоде,  или  превышение  власти,  хотя  бы  и
законной). Таким образом, Т.  в  древнегреческом  смысле  -  в  сущности
узурпация, а тираны - узурпаторы, и  греческую  Т.  скорее  всего  можно
сопоставить   с   цезаризмом   в   Риме.   Древняя   Т.    характеризует
преимущественно вторую половину VII-го и VI-ое стол. до Р. Хр.  То  было
время,  когда  в   Греции   с   одной   стороны   начинали   развиваться
промышленность и торговля, входили в употребление и приобретали  большое
значение деньги, росла новая сила - демос, народ, а с другой усиливались
произвол и злоупотребления правящей аристократии, экономический  гнет  и
задолженность массы, особенно бедственная вследствие сурового  долгового
права,  обрекавшего  неисправного  должника   на   рабство.   На   почве
недовольства демоса страдавшего от политического  бесправия,  отсутствия
писанных законов, экономического кризиса, и возникла  Т.  Это  -  своего
рода демократическая диктатура,  в  которой  нуждался  недостаточно  еще
окрепший демос. Тираны выходили иногда из рядов высших правительственных
лиц, пританов (например Фрасибул в  Милете)  или  архонтов,  старавшихся
насильно продлить или усилить свою власть (наприм. Дамасий в Афинах); но
чаще всего это были аристократы по происхождению, из расчета, честолюбия
или  из-за  личной  обиды   разрывавшие   связь   с   своим   сословием,
становившиеся во главе демоса и с  помощью  его,  силой  или  хитростью,
захватывавшие власть в свои руки (Пизистрат в Афинах). Существующих форм
государственного строя и законов тираны  большею  частью  не  трогали  и
довольствовались  властью  фактической,  предоставляя  высшие  должности
своим родственникам  или  приверженцам,  как  делал  Пизистрат;  иногда,
впрочем, они  старались  и  в  самом  устройстве  дать  перевес  началам
демократическим (Клисфен Сикионский). В  видах  большей  безопасности  и
прочности  собственной  власти,  они  принимали  меры  против  излишнего
скопления населения  в  городе  и  старались  отвлечь  его  внимание  от
государственных дел. Опорой их служила прежде всего военная сила
   - отряд телохранителей, укрепленный дворец и т.  п.;  в  виду  этого,
равно как и для осуществления своей внешней  и  внутренней  политической
системы, тираны должны были обладать  большими  денежными  средствами  и
вводить налоги, иногда в форме прямого обложения. Так, Пизистрат  владел
рудниками в местности около р. Стримона, богатой  лесом  и  драгоценными
металлами, и взимал с жителей Аттики поземельную подать (в размере  1/10
или 1/20). Тираны вступали в союз друг с другом  (Пизистрат  и  Лигдамид
Наксосский) и в тесные связи с  Востоком  (Поликрат),  вообще  развивали
широкую внешнюю  политику,  старались  распространить  свое  политич.  и
торговое влияние. В этом отношении характерна политика  Пизистрата,  уже
наметившего  то,  что  впоследствии  совершено  было  Афинами  V  в.,  и
явившегося  в  этом  отношении  как  бы  предшественником  Фемистокла  и
Аристида, Кимона  и  Перикла.  Тираны  заботились  о  развитии  морского
могущества и об основании колоний (Кипсел и  Периандр  Коринфские).  Они
искали и нравственной опоры для своей власти, в дружественных  связях  с
Олимпией и в особенности  с  дельфийским  оракулом;  они  вводили  новые
культы, покровительствовали  (наприм.  Периандр)  культу  Диониса,  бога
преимущественно  простого,   сельского   класса,   устанавливали   новые
церемонии и празднества (Пизистрат и Великие Панафинеи). Они вступали  в

Страницы: «« « 3036   3037   3038   3039   3040   3041   3042   3043   3044  3045   3046   3047   3048   3049   3050   3051   3052   3053   3054  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь