|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3041 3042 3043 3044 3045 3046 3047 3048 3049 3050 3051 3052 3053 3054 3055 3056 3057 3058 3059 » »» Слове"). Критические и библиографические статьи Т. носят на себе чисто
публицистический характер; это - горячая проповедь известных
общественных идеалов, призыв к работе для осуществления этих идеалов. По
своим социологическим воззрениям, Т. был крайний и последовательный
"экономический материалист". Едва ли не в первый раз в русской
журналистике в его статьях появляется имя Маркса. Еще в 1865 г. в
"Русском Слове" ("Библиограф. листок", ј 12) Т. писал: "все явления
юридические и политические представляют не более как прямые юридические
последствия явлений жизни экономической; эта жизнь юридическая и
политическая есть, так сказать, зеркало, в котором отражается
экономический быт народа... Еще в 1859 г. известный немецкий изгнанник
Карл Маркс формулировал этот взгляд самым точным и определенным
образом." К практической деятельности, во имя идеала "общественного
равносилия", Т. звал "людей будущего". Он не был экономическим
фаталистом. Достижение социального идеала или, по крайней мере, коренное
изменение к лучшему экономического строя общества должно было составить,
по его воззрениям, задачу сознательной общественной деятельности. "Люди
будущего" в построениях Т. занимали то же место, как "мыслящие реалисты"
у Писарева. Перед идеей общего блага, которая должна служить руководящим
началом поведения людей будущего, отступают на задний план все положения
отвлеченной морали и справедливости, все требования кодекса
нравственности, принятого буржуазною толпою. "Нравственные правила
установлены для пользы общежития и потому соблюдение их обязательно для
каждого. Но нравственное правило, как все житейское, имеет характер
относительный и важность его определяется важностью того интереса, для
охраны которого оно создано... Не все нравственные правила равны между
собою" и притом "не только различные правила могут быть различны по
своей важности, но даже важность одного и того же правила, в различных
случаях его применения, может видоизменяться до бесконечности". При
столкновении нравственных правил неодинаковой важности и социальной
полезности, не колеблясь следует отдавать предпочтение более важному
перед менее важным. Этот выбор должен быть предоставлен каждому; за
каждым человеком должно быть признано "право относиться к предписаниям
нравственного закона, при каждом частном случае его применения, не
догматически, а критически", иначе "наша мораль ничем не будет
отличаться от морали фарисеев, восставших на Учителя за то, что он в
день субботний занимался врачеванием больных и поучением народа"
("Дело", 1868, ј 3, "Люди будущего и герои мещанства"). Политические
свои воззрения Т. развивал в нескольких брошюрах, изданных им за
границей, и в журнале "Набат", выходившем под его редакцией в Женеве, в
1875-76 гг. Т. резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской
литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров и
М. А. Бакунин. Он являлся представителем так наз. "якобинских"
тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению
Лавровского "Вперед". В последние годы своей жизни Т. писал мало. В 1883
г. он заболел психически и скончался в 1885 г., в Париже, 41 года от
роду. Статьи Т., более характеризующие его литературную физиономию:
"Дело", 1867 - "Производительные силы России. Статистические очерки"
(1867, јј 2, 3, 4); "Новые книги" (јј 7, 8, 9, 11, 12); "Немецкие
идеалисты и филистеры" (по поводу кн. Шерра: "Deutsche Cultur und
Sittengeschichte", ј 10, II, 12). 1868 - "Люди будущего и герои
мещанства" (ј. ј 4 и 5); "Подрастающие силы" (о романах В. А. Слепцова,
Марко Вовчка, М. В. Авдеева - NN 9 и 10); "Разбитые иллюзии" (о романах
Решетникова - ј 11, 12). 1869 - "По поводу книги Дауля "Женский труд" и
статьи моей "Женский вопрос" (ј 2). 1872 - "Недодуманные думы" (о
сочинениях Н. Успенского, ј 1); "Недоконченные люди" (о романе
Кущевского: "Николай Негорев", јј 2-3); "Статистические примечания к
теории прогресса" (ј 3); "Спасенные и спасающиеся" (по поводу романа
Боборыкина: "Солидные добродетели", ј 10); "Не подкрашенная старина" (о
романе "Три страны света", Некрасова и Станицкого, и о повестях
Тургенева, јј 11-12). 1873 - "Статистические очерки России" (јј 1, 4, 5,
7, 10); "Тенденциозный роман" (по поводу "Собрания Сочинений" А.
Михайлова (Шеллера), јј 2, 6, 7); "Больные люди" (о "Бесах" Ф. М.
Достоевского, јј 3, 4); "Тюрьма и ее принципы" (јј 6, 8). 1875 -
"Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики" (о соч. Кущевского, Гл.
Успенского, Боборыкина, С. Смирновой, јј 3, 5, 7); "Роль мысли в
истории" (по поводу "Опыта истории мысли" П. Миртова, јј 9, 12). 1876 -
"Литературное попурри" (о романах: "Два мира", Алеевой, "В глуши" М.
Вовчка, "Подросток" Достоевского и "Сила характера", С. И. Смирновой, јј
4, 5, 6); "Французское общество в конце XVIII в." (по поводу книги Тэна,
јј 3, 5, 7); "Поможет ли нам мелкий кредит" (ј 12). 1877 - "Идеалист
Мещанства" (по поводу соч. Авдеева, ј 1); "Уравновешенные души" (по
поводу ром. Тургенева "Новь",. јј 2-4); "О пользе философии" (по поводу
соч. А. А. Козлова и В. В. Лесевича, ј 5); "Эдгар Кинэ, критико-биограф.
очерк" (јј 6-7). 1878-"Безобидная сатира" (о кн. Щедрина: "В среде
умеренности и аккуратности", ј 1); "Салонное художество" (об "Анне
Карениной" Толстого, ј 2 и 4); "Кладези мудрости российских философов"
(по поводу "Писем о научной философии" В. В. Лесевича,. N" 10, 11). 1879
- "Мужик в салонах современной беллетристики" (по поводу сочин. Иванова
(Успенского), Златовратского, Вологдина (Засодимского) и А. Потехина, јј
3, 6, 7, 8, 9); "Оптимизм в науке. Посвящается Вольн. Экон. Обществу" (ј
6); "Единственный русский социолог" (о "Социологии" Де-Роберти, ј 12).
1880 - "Утилитарный принцип в нравственной философии" (ј 1); "Гнилые
корни" (о сочин. В. Крестовскогопсевдон., јј 2, 3, 7, 8).
Н. Ф. Анненский Тмин. - Т. (Carum Carvi L.) по ботаническим признакам
принадлежит к зонтичным, по применению в домашнем обиходе - к пряным; к
этой же группе растений относятся и анис, укроп, дягиль, сумбул и проч.
Т. - растение двухлетнее с веретенообразным корнем и прямым, вышиной до
1-3 фт. ветвистым стеблем. Листья очередные, черешковые, трояко
перисто-рассеченные, с линейными долями, сидячими верхними листьями.
Белые или слегка розоватые цветы собраны сложными зонтиками. Плод -
сжатая с боков продолговато-овальная, буроватая двусемянка, длиной от 3
до 5 мм. при ширине от 2 до 3 мм. Масляные каналы с эфирным маслом
расположены в стенках плода по одному под каждой бороздой. При
созревании двусемянка распадается на 2 слегка серповидно-изогнутые
плодика. В диком виде Т. растет по всей России, как Европейской, так и
Азиатской, преимущественно же на лугах северной и средней России.
Разводится Т. почти исключительно на огородах, когда его сеют после
уборки кустовых сортов: фасоли, гороха, огурцов и т. п., причем главный
сбор приходится на следующее лето. В полевой культуре (местами в Курской
Страницы: «« « 3041 3042 3043 3044 3045 3046 3047 3048 3049 3050 3051 3052 3053 3054 3055 3056 3057 3058 3059 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |