Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3041   3042   3043   3044   3045   3046   3047   3048   3049  3050   3051   3052   3053   3054   3055   3056   3057   3058   3059  » »»

Слове"). Критические и библиографические статьи Т. носят на  себе  чисто
публицистический   характер;   это   -   горячая   проповедь   известных
общественных идеалов, призыв к работе для осуществления этих идеалов. По
своим социологическим воззрениям,  Т.  был  крайний  и  последовательный
"экономический  материалист".  Едва  ли  не  в  первый  раз  в   русской
журналистике в его статьях появляется  имя  Маркса.  Еще  в  1865  г.  в
"Русском Слове" ("Библиограф. листок", ј  12)  Т.  писал:  "все  явления
юридические и политические представляют не более как прямые  юридические
последствия  явлений  жизни  экономической;  эта  жизнь  юридическая   и
политическая  есть,  так  сказать,   зеркало,   в   котором   отражается
экономический быт народа... Еще в 1859 г. известный  немецкий  изгнанник
Карл  Маркс  формулировал  этот  взгляд  самым  точным  и   определенным
образом." К практической  деятельности,  во  имя  идеала  "общественного
равносилия",  Т.  звал  "людей  будущего".  Он  не   был   экономическим
фаталистом. Достижение социального идеала или, по крайней мере, коренное
изменение к лучшему экономического строя общества должно было составить,
по его воззрениям, задачу сознательной общественной деятельности.  "Люди
будущего" в построениях Т. занимали то же место, как "мыслящие реалисты"
у Писарева. Перед идеей общего блага, которая должна служить руководящим
началом поведения людей будущего, отступают на задний план все положения
отвлеченной   морали   и   справедливости,   все   требования    кодекса
нравственности,  принятого  буржуазною  толпою.  "Нравственные   правила
установлены для пользы общежития и потому соблюдение их обязательно  для
каждого. Но нравственное правило,  как  все  житейское,  имеет  характер
относительный и важность его определяется важностью того  интереса,  для
охраны которого оно создано... Не все нравственные правила  равны  между
собою" и притом "не только различные  правила  могут  быть  различны  по
своей важности, но даже важность одного и того же правила,  в  различных
случаях его применения,  может  видоизменяться  до  бесконечности".  При
столкновении нравственных  правил  неодинаковой  важности  и  социальной
полезности, не колеблясь следует  отдавать  предпочтение  более  важному
перед менее важным. Этот выбор  должен  быть  предоставлен  каждому;  за
каждым человеком должно быть признано "право относиться  к  предписаниям
нравственного закона, при  каждом  частном  случае  его  применения,  не
догматически,  а  критически",  иначе  "наша  мораль  ничем   не   будет
отличаться от морали фарисеев, восставших на Учителя за  то,  что  он  в
день  субботний  занимался  врачеванием  больных  и  поучением   народа"
("Дело", 1868, ј 3, "Люди будущего  и  герои  мещанства").  Политические
свои воззрения  Т.  развивал  в  нескольких  брошюрах,  изданных  им  за
границей, и в журнале "Набат", выходившем под его редакцией в Женеве,  в
1875-76 гг. Т. резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской
литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров  и
М.  А.  Бакунин.  Он  являлся  представителем  так   наз.   "якобинских"
тенденций,  противоположных  и   анархизму   Бакунина,   и   направлению
Лавровского "Вперед". В последние годы своей жизни Т. писал мало. В 1883
г. он заболел психически и скончался в 1885 г., в  Париже,  41  года  от
роду. Статьи Т.,  более  характеризующие  его  литературную  физиономию:
"Дело", 1867 - "Производительные  силы  России.  Статистические  очерки"
(1867, јј 2, 3, 4); "Новые книги"  (јј  7,  8,  9,  11,  12);  "Немецкие
идеалисты и филистеры"  (по  поводу  кн.  Шерра:  "Deutsche  Cultur  und
Sittengeschichte", ј  10,  II,  12).  1868  -  "Люди  будущего  и  герои
мещанства" (ј. ј 4 и 5); "Подрастающие силы" (о романах В. А.  Слепцова,
Марко Вовчка, М. В. Авдеева - NN 9 и 10); "Разбитые иллюзии" (о  романах
Решетникова - ј 11, 12). 1869 - "По поводу книги Дауля "Женский труд"  и
статьи моей "Женский вопрос"  (ј  2).  1872  -  "Недодуманные  думы"  (о
сочинениях  Н.  Успенского,  ј  1);  "Недоконченные  люди"   (о   романе
Кущевского: "Николай Негорев", јј  2-3);  "Статистические  примечания  к
теории прогресса" (ј 3); "Спасенные и  спасающиеся"  (по  поводу  романа
Боборыкина: "Солидные добродетели", ј 10); "Не подкрашенная старина"  (о
романе  "Три  страны  света",  Некрасова  и  Станицкого,  и  о  повестях
Тургенева, јј 11-12). 1873 - "Статистические очерки России" (јј 1, 4, 5,
7,  10);  "Тенденциозный  роман"  (по  поводу  "Собрания  Сочинений"  А.
Михайлова (Шеллера), јј 2, 6,  7);  "Больные  люди"  (о  "Бесах"  Ф.  М.
Достоевского, јј 3, 4); "Тюрьма  и  ее  принципы"  (јј  6,  8).  1875  -
"Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики" (о соч. Кущевского,  Гл.
Успенского, Боборыкина, С.  Смирновой,  јј  3,  5,  7);  "Роль  мысли  в
истории" (по поводу "Опыта истории мысли" П. Миртова, јј 9, 12). 1876  -
"Литературное попурри" (о романах: "Два мира",  Алеевой,  "В  глуши"  М.
Вовчка, "Подросток" Достоевского и "Сила характера", С. И. Смирновой, јј
4, 5, 6); "Французское общество в конце XVIII в." (по поводу книги Тэна,
јј 3, 5, 7); "Поможет ли нам мелкий кредит" (ј  12).  1877  -  "Идеалист
Мещанства" (по поводу соч. Авдеева,  ј  1);  "Уравновешенные  души"  (по
поводу ром. Тургенева "Новь",. јј 2-4); "О пользе философии" (по  поводу
соч. А. А. Козлова и В. В. Лесевича, ј 5); "Эдгар Кинэ, критико-биограф.
очерк" (јј 6-7). 1878-"Безобидная  сатира"  (о  кн.  Щедрина:  "В  среде
умеренности и аккуратности",  ј  1);  "Салонное  художество"  (об  "Анне
Карениной" Толстого, ј 2 и 4); "Кладези мудрости  российских  философов"
(по поводу "Писем о научной философии" В. В. Лесевича,. N" 10, 11). 1879
- "Мужик в салонах современной беллетристики" (по поводу сочин.  Иванова
(Успенского), Златовратского, Вологдина (Засодимского) и А. Потехина, јј
3, 6, 7, 8, 9); "Оптимизм в науке. Посвящается Вольн. Экон. Обществу" (ј
6); "Единственный русский социолог" (о "Социологии" Де-Роберти,  ј  12).
1880 - "Утилитарный принцип в нравственной  философии"  (ј  1);  "Гнилые
корни" (о сочин. В. Крестовскогопсевдон., јј 2, 3, 7, 8).
   Н. Ф. Анненский Тмин. - Т. (Carum Carvi L.) по ботаническим признакам
принадлежит к зонтичным, по применению в домашнем обиходе - к пряным;  к
этой же группе растений относятся и анис, укроп, дягиль, сумбул и  проч.
Т. - растение двухлетнее с веретенообразным корнем и прямым, вышиной  до
1-3  фт.  ветвистым  стеблем.  Листья  очередные,   черешковые,   трояко
перисто-рассеченные, с линейными  долями,  сидячими  верхними  листьями.
Белые или слегка розоватые цветы  собраны  сложными  зонтиками.  Плод  -
сжатая с боков продолговато-овальная, буроватая двусемянка, длиной от  3
до 5 мм. при ширине от 2 до 3  мм.  Масляные  каналы  с  эфирным  маслом
расположены  в  стенках  плода  по  одному  под  каждой  бороздой.   При
созревании  двусемянка  распадается  на  2  слегка  серповидно-изогнутые
плодика. В диком виде Т. растет по всей России, как Европейской,  так  и
Азиатской, преимущественно  же  на  лугах  северной  и  средней  России.
Разводится Т. почти исключительно на  огородах,  когда  его  сеют  после
уборки кустовых сортов: фасоли, гороха, огурцов и т. п., причем  главный
сбор приходится на следующее лето. В полевой культуре (местами в Курской

Страницы: «« « 3041   3042   3043   3044   3045   3046   3047   3048   3049  3050   3051   3052   3053   3054   3055   3056   3057   3058   3059  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь