Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3047   3048   3049   3050   3051   3052   3053   3054   3055  3056   3057   3058   3059   3060   3061   3062   3063   3064   3065  » »»

для крестьян привилегии и даже присоединили к ним новые.  Общество  было
разделено  на  ряд  сословных  групп,  которые  ревниво  оберегали  свою
обособленность; правительство помогало такому разобщению классов, видя в
нем залог своей  прочности.  Но  демократизация  общества  продолжалась.
Высшие сословия беднели и падали, земельная собственность раздроблялась,
буржуазия возвышалась и обогащалась, классы приближались друг  к  другу.
Перед революцией  французское  общество  представляло  собой  однородную
массу и бессословный строй мог установиться легко и скоро. Между тем  от
политической  свободы  общество  давно  отвыкло,  Генеральные  штаты  не
собирались с начала  XVII  в.  Разрушая  феодальные  учреждения,  короли
заменяли их бюрократической централизацией. Местное самоуправление  было
почти   уничтожено,   правительственные   агенты   изъяты   из   ведения
обыкновенных судов. Религия возбуждала к  себе  ненависть,  ввиду  союза
духовенства  с  королями.  Правительство  разобщало  классы,   заботливо
заглушало всякий дух общественной самодеятельности  и  держало  общество
под стеснительной опекой.  Если  и  сохранялся  еще  дух  независимости,
проявлявшийся, напр.,  в  борьбе  парламентов  с  королями,  то  он  был
достаточен  разве  для  низвержения  деспотизма,  но  не   для   мирного
пользования свободой. В 1789 г. французы уничтожили "старый порядок"  и,
вдохновленные  идеалами  философии  XVIII  в.,  создали   новый   строй,
основанный на гражданском равенстве и политической свободе. Но любовь  к
свободе, вспыхнувшая незадолго до революции, скоро остыла среди  анархии
и бурь  революции.  Партикуляризм,  порождаемый  равенством,  страсть  к
обогащению, необходимость сосредоточения власти вследствие  беспрерывных
войн  и  страх  пред  восстановлением   сословного   строя   привели   к
установлению деспотизма. Наполеон консолидировал бессословный строй, но,
вместе  с  тем,  восстановил  бюрократическую   централизацию   "старого
порядка". После падения Наполеона у французов несколько  раз  вспыхивала
страсть  к  свободе,  но  дело  свободы  всегда  в   корне   подрывалось
сохранением  наполеоновской  централизации  и   бюрократической   опеки.
Организуя центральную власть  в  духе  свободы,  французы  не  применяли
других средств, чтобы упрочить этот  дух.  Представляя,  таким  образом,
завершение политического учения Т., "Старый порядок" имеет, кроме  того,
значение первой важности в историографии французской революции,  где  он
начал новую эпоху. Т. первый перекинул мост чрез пропасть, отделявшую  в
представлении   прежних   историков   послереволюционную   Францию    от
дореволюционной. Он применил к  изучению  революции  эволюционную  точку
зрения и доказал, что революция не была крутым разрывом с  прошлым,  что
объяснения  ее  надо  искать  в  "старом  порядке",  из   которого   она
естественно вытекает. С другой стороны, "Старый порядок" - первый труд о
французской революции, написанный в интересах строгой истины, а  не  для
оправдания той или иной политической программы.  Несмотря  на  небольшие
размеры, "Старый порядок" отличается удивительным богатством  содержания
и является результатом кропотливого  и  тщательного  анализа  громадного
количества  архивных  материалов.  Трудом  Т.  определилось   дальнейшее
направление разработки этой  эпохи;  позднейшие  сочинения  о  революции
большей частью только развивают, дополняют и обосновывают высказанные Т.
взгляды. Полное собрание сочинений Т. издано  в  Париже  в  9  томах,  в
1860-65 гг., и с тех пор выдержало несколько изданий. В I, II и III  тт.
заключается "De la democratie en Amerique" (есть два русск.  перев.),  в
IV - "L'ancien regime et la revolutien" (есть два рус. перев.), V, VI  и
VII т.  заняты  перепиской.  Т.,  VIII  и  IX  т.  -  мелкими  статьями,
докладами, речами, незаконченными трудами. Кроме того, в 1893 г.  изданы
его "Souvenirs" (есть рус. перев.). Ср.  Beaumont,  "Notice  sur  A.  de
Tocqueville" (в V т. сочинений Т.; в 1897 г. вышла отдельным  изданием);
Jaques, "А. de Tocqueville. Ein Lebens-  und  Geistesbild"  (В.,  1876);
Eichthal, "A. de Tocqueville et  la  democratie  liberale"  (П.,  1897);
Faguet,  "Politiques  et  moralistes  du  XIX  siecle"  (рус.  пер.   M.
Васильевского, под ред. проф. Кареева).
   В. Бутенко.
   Токио или Тоокео (т.  е.  восточн.  столица)  -  столица  Японии,  на
обширной равнине, при впадении р. Сумидогава в залив Т., у вост.  берега
главного японского о-ва Нипон (Хондо).  Один  из  портов,  открытых  для
иностранной торговли; гавань мелка, большие суда пристают в Иокагаме при
той же бухте, несколько  южнее,  так  что  Иокагама,  соединенная  с  Т.
железной дорогой, служит гаванью для столицы. Жит. 1440 тыс. Город очень
обширен (8,5 км. с С на Ю и 10,5 с З на В);  лишь  небольшая  часть  его
имеет каменные дома европейской постройки, остальная -  низкие  японские
дома очень легкой архитектуры, из тонких  досок,  поэтому  пожары  очень
часты; нередки и землетрясения (особенно сильные  в  1854  и  1894  г.).
Много каналов. Замок  императора  (микадо)  с  большим  парком,  окружен
высокой каменной стеной и широким, наполненным водой рвом, через который
ведут подъемные мосты. Вокруг дворца квартал, окруженный стеною в 6  км.
длины, где прежде были дворцы удельных князей. Большая их часть  куплена
казной и превращена в здания министерств и казенных управлений. У  устья
р. Цкидаки - квартал посольств и иностранцев. Великолепные парки Шиба, с
гробницами 6 сиогунов (правителей Японии), и Уено, с музеем древностей и
предметов художественной промышленности, сад Асакуса  в  центре  города,
средоточие народной жизни: здесь множество  ресторанов  (чайных  домов),
лавок и увеселительных  заведений  всякого  рода.  Буддийские  храмы  не
замечательны архитектурой, но отделка дверей, жертвенников и т. п. очень
интересна.  В  этих  храмах  находятся  некоторые  из  лучших   образцов
японского искусства.  Прежний  конфуцианский  храм  Сеида,  в  китайском
стиле, обращен в музей народного просвещения. Христианских церквей 5,  в
том числе православный собор, построенный на пожертвования, собранные  в
России местным епископом  Николаем.  Несмотря  на  подражание  Европе  и
Америке, уличная жизнь Т. носит своеобразный японский характер: экипажей
с лошадьми очень мало, их заменяют рикши или дженерикши  -  2-х-колесные
коляски, везомые людьми. Несколько конок,  всегда  наполненных  народом;
два главных  вокзала  связаны  поясной  жел.  дорогой.  Университет  Т.,
единственный в Японии, имеет. более 110 профессоров и доцентов  и  более
2000 студентов на  всех  факультетах.  Особенно  замечателен  инженерный
факультет, с прекрасными коллекциями.  Главная  библиотека  Т.  содержит
более  150  тыс.  томов.  Несколько   ученых   обществ,   между   прочим
географическое. Школы нормальная, высшая  техническая,  профессиональные
мужские и женские, средние разного рода  и  т.  д.  Из  старых  японских
промыслов развиты шелкоткацкие,  лаковые,  фарфоровые,  эмалевые  и  др.
Новая  промышленность,  на  европейский  образец,  быстро   развивается:
бумагопрядильни и механические ткацкие, фабрики зонтиков, разных машин и
орудий, судостроительные  верфи  и  т.  д.  Особенно  значительны  в  Т.

Страницы: «« « 3047   3048   3049   3050   3051   3052   3053   3054   3055  3056   3057   3058   3059   3060   3061   3062   3063   3064   3065  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь