|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3052 3053 3054 3055 3056 3057 3058 3059 3060 3061 3062 3063 3064 3065 3066 3067 3068 3069 3070 » »» против течений 60-х гг. ("Порой веселой мая", "Поток-богатырь" и др.) не
мало повлияла на дурное отношение к нему известной части критики. Видное
место занимают юмористические пассажи и в цикле толстовских обработок
былинных сюжетов. Никогда не стесняясь в своих юмористических выходках
посторонними соображениями, этот, по мнению многих из своих литературных
противников, "консервативный" поэт написал несколько юмористических
поэм, до сих пор не включаемых в собрание его сочинений и (не считая
заграничных изданий) попавших в печать только в восьмидесятых годах. В
ряду этих поэм особенною известностью пользуются две: "Очерк русской
истории от Гостомысла до Тимашева" ("Рус. Старина", 1878, т. 40) и "Сон
Попова" (ib., 1882, ј 12). Первая из них представляет собою
юмористическое обозрение почти всех главных событий истории России, с
постоянным припевом: "порядка только нет". Поэма написана в намеренно
вульгарном тоне, что не мешает некоторым характеристикам быть очень
меткими (напр. об Екатерине II: "Madame, при вас на диво порядок
процветет" - писали ей учтиво Вольтер и Дидерот; "лишь надобно народу,
которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать". Она им
возразила: "Messieurs, vons me comblez", и тотчас прикрепила украинцев к
земле"). "Сон статского советника Попова" еще более комичен. -
Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Т.,
особенно понравились моск. славянофильскому кружку; в его органе, "Рус.
Беседе", появились две поэмы Т.: "Грешница" (1858) и "Иоанн Дамаскин"
(1859). С прекращением "Рус. Беседы" Т. становится деятельным
сотрудником Катковского "Рус. Вестника", где были напечатаны
драматическая поэма "Дон-Жуан" (1862), историч. роман "Князь Серебряный"
(1863) и ряд архаически-сатирических стихотворений, вышучивающих
материализм 60-х гг. В "Отеч. Зап. " 1866 г. была напечатана первая
часть драматической трилогии Т. - "Смерть Иоанна Грозного", которая в
1867 г. была поставлена на сцене Александринского театра в С. Петербурге
и имела большой успех, не смотря на то, что соперничество актеров лишало
драму хорошего исполнителя заглавной роли. В следующем году эта
трагедия, в прекрасном переводе Каролины Павловой, тоже с большим
успехом, была поставлена на придворном театре лично дружившего с Т.
великого герцога Веймарского. С преобразованием в 1868 г. "Вестника
Европы" в общелитературный журнал, Т. становится его деятельным
сотрудником. Здесь, кроме ряда былин и других стихотворений, были
помещены остальные две части трилогии - "Царь Федор Иоаннович" (1868, 5)
и "Царь Борись" (1870, 3), стихотворная автобиографическая повесть
"Портрет" (1874, 9) и написанный в Дантовском стиле рассказ в стихах
"Дракон". После смерти Т. были напечатаны неоконченная историч. драма
"Посадник" и разные мелкие стихотворения. Меньше всего выдается
художественными достоинствами чрезвычайно популярный роман Т.: "Князь
Серебряный", хотя он несомненно пригоден как чтение для юношества и для
народа. Он послужил также сюжетом для множества пьес народного
репертуара и лубочных рассказов. Причина такой популярности -
доступность эффектов и внешняя занимательность; но роман мало
удовлетворяет требованиям серьезной психологической разработки. Лица
поставлены в нем слишком схематично и одноцветно, при первом появлении
на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаются без
дальнейшего развития не только на всем протяжении романа, но даже в
отделенном 20 годами эпилоге. Интрига ведена очень искусственно, в почти
сказочном стиле; все совершается по щучьему велению. Главный герой, по
признанию самого Т. - лицо совершенно бесцветное. Остальные лица, за
исключением Грозного, сработаны по тому условноисторическому трафарету,
который установился со времен "Юрия Милославского" для изображения
древнерусской жизни. Т. хотя и изучал старину, но большею частью не по
первоисточникам, а по пособиям. Сильнее всего отразилось на его романе
влияние народных песен, былин и лермонтовской "Песни о купце
Калашникове". Лучше всего удалась автору фигура Грозного. То
безграничное негодование, которое овладевает Т. каждый раз, когда он
говорит о неистовствах Грозного, дало ему силу порвать с условным
умилением пред древнерусскою жизнью. По сравнению с романами Лажечникова
и Загоскина, еще меньше заботившихся о реальном воспроизведении старины,
"Кн. Серебряный", представляет собою, однако, шаг вперед. Несравненно
интереснее Т. как поэт и драматурга. Внешняя форма стихотворений Т. не
всегда стоит на одинаковой высоте. Помимо архаизмов, к которым даже
такой ценитель его таланта, как Тургенев, относился очень сдержанно, но
которые можно оправдать ради их оригинальности, у Т. попадаются неверные
ударения, недостаточные риемы, неловкие выражения. Ближайшие его друзья
ему на это указывали и в переписке своей он не раз возражает на эти
вполне благожелательные упреки. В области чистой лирики лучше всего,
соответственно личному душевному складу Т., ему удавалась легкая,
грациозная грусть, ничем определенным не вызванная. В своих поэмах Т.
является поэтом описательным по преимуществу, мало занимаясь психологией
действующих лиц. Так, "Грешница" обрывается как раз там, где происходит
перерождение недавней блудницы. В "Драконе", по словам Тургенева (в
некрологе Т.), Т. "достигает почти Дантовской образности и силы"; и
действительно, в описаниях строго выдержан дантовский стиль. Интерес
психологический из поэм Т. представляет только "Иоанн Дамаскин".
Вдохновенному певцу, удалившемуся в монастырь от блеска двора, чтобы
отдаться внутренней духовной жизни, суровый игумен, в видах полного
смирения внутренней гордыни, запрещает предаваться поэтическому
творчеству. Положение высокотрагическое, но заканчивается оно
компромиссом: игумену является видение, после которого он разрешает
Дамаскину продолжать слагать песнопения. Всего ярче поэтическая
индивидуальность Т. сказалась в исторических балладах и обработках
былинных сюжетов. Из баллад и сказаний Т. особенною известностью
пользуется "Василий Шибанов"; по изобразительности, концентрированности
эффектов и сильному языку - это одно из лучших произведений Т. Описанных
в старорусском стиле стихотворениях Т. можно повторить то, что сам он
сказал в своем послании Ивану Аксакову: "Судя меня довольно строго, в
моих стихах находишь ты, что в них торжественности много и слишком мало
простоты". Герои русских былин в изображении Толстого напоминают
французских рыцарей. Довольно трудно распознать подлинного вороватого
Алешу Поповича, с глазами завидущими и руками загребущими, в том
трубадуре, который, полонив царевну, катается с нею на лодочке и держит
ей такую речь: "..... сдайся, сдайся, девица душа! я люблю тебя царевна,
я хочу тебя добыть, вольной волей иль неволей, ты должна меня любить. Он
весло свое бросает, гусли звонкие берет, дивным пением дрожащий
огласился очерет... " Не смотря, однако, на несколько условный стиль
Страницы: «« « 3052 3053 3054 3055 3056 3057 3058 3059 3060 3061 3062 3063 3064 3065 3066 3067 3068 3069 3070 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |