|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3058 3059 3060 3061 3062 3063 3064 3065 3066 3067 3068 3069 3070 3071 3072 3073 3074 3075 3076 » »» менее под влиянием демократических течений шестидесятых годов. В то
время смотрели на народ как на младшего брата, которого надо поднять на
себя; Т. думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и
что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно
занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всем Крапивенском у.
Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных
педагогических попыток, когда либо сделанных. В эпоху безграничного
преклонения пред новейшею немецкою педагогиею Т. решительно восстал
против всякой регламентации и дисциплины в школе; единственная метода
преподавания и воспитания, которую он признавал, была та, что никакой
методы не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально - и
учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В Яснополянской школе дети
сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой
определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя
заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Не смотря на этот крайний
педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Т., при
помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из
ближайших знакомых и приезжих. С 1862 г. Т. стал издавать педагогический
журнал "Ясная Поляна", где главным сотрудником являлся опять-таки он
сам. Сверх статей теоретических, Т. написал также ряд рассказов, басен и
переложений. Соединенные вместе, педагогические статьи Т. составили
целый том собрания его сочинений. Запрятанные в очень мало
распространенный специальный журнал, они, в свое время, остались мало
замеченными. На социологическую основу идей Т. об образовании, на то,
что Т. в образованности, науке, искусстве и успехах техники видел только
облегченные и усовершенствованные способы эксплуатации народа высшими
классами, никто не обратил внимания. Мало того: из нападок Т. на
европейскую образованность и на излюбленное в то время понятие о
"прогрессе" многие не на шутку вывели заключение, что Т. -
"консерватор". Около 15 лет длилось это курьезное недоразумение,
сближавшее с Т. такого, напр., органически-противоположного ему
писателя, как Н. Н. Страхов. Только в 1875 г. Н. K. Михайловский, в
статье: "Десница и Шуйца гр. Т.", поражающей блеском анализа и
предугадыванием дальнейшей деятельности Т., обрисовал духовный облик
оригинальнейшего из русских писателей в настоящем свете. Малое внимание,
которое было уделено педагогическим статьям Т. объясняется, отчасти,
тем, что им вообще мало тогда занимались. Аполлон Григорьев имел право
назвать свою статью о Т. ("Время" 1862 г.): "Явления современной
литературы, пропущенные нашей критикой". Чрезвычайно радушно встретив
дебюты Т. и "Севастопольские рассказы", признав в нем великую надежду
русской литературы (Дружинин даже употребил по отношению к нему эпитет
"гениальный"), критика затем лет на 10 - 12, до появления "Войны и
Мира", не то что перестает признавать его очень крупным писателем, а
как-то охладевает к нему. В эпоху, когда интересы минуты и партии стояли
на первом плане, не захватывал этот писатель, интересовавшийся только
вечными вопросами. А между тем, материал для критики Т. давал и до
появления "Войны и Мира" первостепенный. В "Современнике" появилась
"Метель" - настоящий художественный перл по способности заинтересовать
читателя рассказом о том, как некто ездил в метель с одной почтовой
станции на другую. Содержания, фабулы нет вовсе, но с удивительною
яркостью изображены все мелочи действительности и воспроизведено
настроение действующих лиц. "Два Гусара" дают чрезвычайно колоритную
картинку былого и написаны с тою свободою отношения в сюжету, которая
присуща только большим талантам. Легко было впасть в идеализацию
прежнего гусарства, при том обаянии, которое свойственно старшему Ильину
- но Т. снабдил лихого гусара именно тем количеством теневых сторон,
которые бывают в действительности и у обаятельных людей - и эпический
оттенок стерт, осталась реальная правда. Эта же свобода отношения
составляет главное достоинство рассказа "Утро помещика". Чтобы оценить
его вполне, надо вспомнить, что он напечатан в конце 1856 г. ("Отеч.
Записки", ј 12). Мужики в то время появлялись в литературе только в виде
сентиментальных "пейзан" Григоровича и славянофилов и крестьянских фигур
Тургенева, стоящих несравненно выше в чисто художественном отношении, но
несомненно приподнятых. В мужиках "Утра помещика" нет ни тени
идеализации, также как нет - и в этом именно и сказалась творческая
свобода Т. - и чего бы то ни было похожего на озлобление против мужиков
за то, что они с такою малою признательностью отнеслись к добрым
намерениям своего помещика. Вся задача автобиографической исповеди и
состояла в том, чтобы показать беспочвенность Нехлюдовской попытки.
Трагический характер барская затея принимает в относящемся к тому же
периоду рассказе "Поликушка"; здесь погибает человек из-за того, что
желающей быть доброю и справедливою барыне вздумалось уверовать в
искренность раскаяния и она не то чтобы совсем погибшему, но не без
основания пользующемуся дурной репутациею дворовому Поликушке поручает
доставку крупной суммы. Поликушка теряет деньги и с отчаяния, что ему не
поверят, будто он в самом деле потерял их, а не украл, вешается. К числу
повестей и очерков, написанных Т. в конце 50-х гг., относятся еще
упомянутый выше "Люцерн" и превосходные параллели: "Три Смерти", где
изнеженности барства и цепкой его привязанности к жизни
противопоставлены простота и спокойствие, с которою умирают крестьяне.
Параллели заканчиваются смертью дерева, описанною с тем пантеистическим
проникновением в сущность мирового процесса, которое и здесь, и позже
так великолепно удается Т. Это уменье Т. обобщать жизнь человека,
животных и "неодушевленной природы" в одно понятие о жизни вообще
получило свое высшее художественное выражение в "истории лошади"
("Холстомер"), напечатанной только в 70-х годах, но написанной в 1860 г.
Особенно потрясающее впечатление производит заключительная сцена:
исполненная нежности и заботы о своих волчатах волчица рвет куски мяса
от брошенного живодерами тела некогда знаменитого, а потом зарезанного
за старостью и негодностью скакуна Холстомера, пережевывает эти куски,
затем выхаркивает их и таким образом кормит волчат. Здесь уже
подготовлен радостный пантеизм Платона Каратаева (из "Войны и Мира"),
который так глубоко убежден, что жизнь есть круговорот, что смерть и
несчастия одного сменяются полнотою жизни и радостью для другого и что в
этом-то и состоит мировой порядок, от века неизменный.
Слабее других произведений конца 50-х гг. первый роман Т.: "Семейное
счастье". Исходя из волновавшего его личного мотива, Т. разрешает здесь
художественную задачу чисто априорным путем и рисует не то, что было, а
то, что может быть. Он начал испытывать в то время сильное чувство к
Софье Андреевне Берс, дочери московского доктора из остзейских немцев.
Страницы: «« « 3058 3059 3060 3061 3062 3063 3064 3065 3066 3067 3068 3069 3070 3071 3072 3073 3074 3075 3076 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |