Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3066   3067   3068   3069   3070   3071   3072   3073   3074  3075   3076   3077   3078   3079   3080   3081   3082   3083   3084  » »»

заключающая в себе мажорную гамму dо и минорную  неискусственную  lа  (а
также гаммы, называемые церковными ладами), то другие гаммы, построенные
на ступенях хроматической гаммы совершенно так же, как гаммы dо мажор  и
lа минор, являются только транспонировкой вышеупомянутых двух  гамм,  т.
е. их повторением,  начиная  не  со  звука  do  или  la,  а  с  другого.
Транспонированные гаммы do и lа носят  название  гамм  с  присоединением
названия тоники, с которой каждая из  них  начинается,  напр.  гамма  1а
бемоль мажор  или  fa  минор.  Транспонированные  или  перестроенные  Т.
следовало бы скорее называть строями или тональностями  (Tonart),  но  в
обычай вошло называть как Т. do majeur
   - la mineur, так и все тоны, происшедшие от их транспонировки  (напр.
Т. re bemol majeur - si bemol mineur, re majeur - si  mineur,  mi  bemol
majeur - do mineur, всего 12 мажорных и 12  минорных),  тонами,  строями
(Tonart, mode, ton, tono) или ладами; последний термин скорее  относится
к церковным ладам, получившим в России название гласов (tonus или  modus
ecclesiasticus). Существует еще термин, заменяющий термин Т. -  это  вид
(Tonart). Мажорные и  минорные  наклонения  в  тонах  называются  родами
(Tongeschlecht): Т. do majeur называется видом do, мажорного рода, Т. la
mineur - видом la, минорного рода. Такая терминология применяется  реже;
она встречается, напр., во "Всеобщем учебнике музыки" Маркса,  изд.  под
редакц. А. С. Фаминцына.
   Н. С.
   Тон (в живоп.). - Физическая характеристика цвета,  принадлежащего  к
простым  или  основным  цветам,  определяется  его  местом  в  солнечном
спектре, степенью его чистоты (т.  е.  примесью  к  нему  белого  света,
большей или меньшей силы, или же полным отсутствием  всякой  примеси)  и
степенью его светлоты. Большинство  красок,  употребляемых  в  живописи,
очень различаются цветом от  спектральных,  и  только  некоторые  краски
приблизительно подходят к цветам спектра. Тем не менее можно  почти  все
краски разделить на группы, которых наименования одинаковы с  названиями
спектральных. Так, напр., крапплак, киноварь и  жженая  светлая  охра  -
могут быть названы красными, при всем резком различии одной  от  другой.
Ближе одна к другой - киноварь горная и киноварь китайская, но  и  между
ними есть различие, которое и называют тоном: обе эти  киновари  разного
тона. Подобно этому краски темный кобальт (употребляя торговые названия)
и  средней  светлоты  ультрамарин  принадлежат  к   группе   синих,   но
характеризуются каждая своим Т. Рассматривая те и  другие  чрез  призму,
можно  видеть,  что  цвет,  напр.,  киновари  содержит  в  себе,   кроме
соответственного спектрального красного, еще слабые  оптические  примеси
других, близко к красному лежащих в спектре цветов, что и  обусловливает
Т. киновари. Также и Т. зеленых и синих  красок  происходят  от  состава
оптической примеси к их основному  цвету  еще  оранжевых,  фиолетовых  и
других цветов. Очень сложные Т.  (напр.  коричневые)  иногда  совсем  не
могут быть отнесены по общему впечатлению к какой-либо части спектра.  В
картине может господствовать тот или другой Т., а все частные Т.  должны
гармонировать между собой. Смотря по впечатлению от Т., ему дают,  кроме
общих красочных названий, и множество других:  золотистый,  серебристый,
спокойный, кричащий, глухой и т. п. Издавна Т.  разделяются  художниками
на холодные и теплые. К первым относятся все фиолетовые, синие,  голубые
и  зелено-голубые,  ко   вторым   -   красные,   оранжевые,   желтые   и
зелено-желтые; есть зеленые  и  пурпуровые  Т.,  не  причисляемые  ни  к
теплым, ни к холодным. Так разделяются и спектральные цвета.  Они  могут
быть изменяемы в отношении  силы  света,  и  когда  крайности  освещения
велики, то и каждый спектральный  цвет  без  всякой  примеси  изменяется
несколько в Т.: стоит сравнить очень яркий спектр с очень темным. Вообще
Т., как характеристика цвета, обусловливается степенью сложности цвета и
его световой силой.
   Ф. П.
   Тонзура (лат. tonsura) - остриженное место на макушке у  католических
духовных лиц, символ отречения их от мирских  интересов.  С  давних  пор
существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе  голову  наголо;
затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные
лица;  это  было  узаконено  четвертым  толедским  собором  633  г.   Т.
различалась двух родов: Т.  апостола  Павла,  когда  наголо  остригалась
передняя часть головы, и Т. апостола  Петра,  делавшаяся  на  макушке  в
форме кружка. Первый род Т. был обычен в греческой церкви, а в несколько
измененной форме (Т. апост. Иакова) - также  у  британцев  и  ирландцев;
второй род Т. общепринят в западной церкви у монахов  и  священников.  В
настоящее время Т. обыкновенно производится одновременно с посвящением в
низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую  монету;  у
священников она величиной с гостию, у епископов - еще большие, а у  папы
оставляется лишь узкая полоса волос над лбом.
   Тоника - первый звук  каждой  гаммы,  с  которого  она  начинается  и
которым кончается; напр. в гамме до Т. - до. Трезвучие,  построенное  на
Т., называется тоническим. При обращении этого трезвучия Т., не находясь
в основе обращенного трезвучия, сохраняет свое название.
   Тонус  -  мышечный,  сосудистый  -   обозначает   известную   степень
длительного непрерывного сокращения:  в  первом  случае  -  мышц  нашего
скелета, во втором - гладких мышц стенок кровеносных сосудов.
   Топаз (тяжеловес) -  минерал  ромбической  системы,  бипирамидального
класса.
   Отношение  осей.  а:  b:  с  =  0,52854:  1:0,95395  (по  Кокшарову).
Отношения эти колеблются у Т. различных месторождений.  Встречается  как
отдельными  кристаллами,  так  и  в  виде   плотных   масс.   Кристаллы,
обыкновенно сидящие отдельно,  достигают  иногда  значительной  величины
(известны кристаллы более 30 фн. весом). Обычный вид их  призматический,
вследствие развития форм  {110}  и  {120},  грани  которых  обыкновенно,
покрыты грубыми вертикальными штрихами. Комбинации порой  очень  сложны.
Число известных форм очень велико  (более  150).  Спайность  параллельно
(001) весьма совершенная, так что  даже  самые  лучшие  кристаллы  имеют
трещины, идущие в этом направлении. Твердость 8; уд. вес 3,4-3,6.  Излом
от  раковистого  до  неровного.  Блеск  стеклянный   -   от   совершенно
прозрачного до просвечивающего в  краях.  Плоскость  оптических  осей  -
плоскость симметрии. Первая  биссектриса  -  вертикальная  ось.  Двойное
лучепреломление  положительное.  Угол  оптических  осей   очень   сильно
меняется, в зависимости от  отношения  F  :  OH,  в  пределах:  2Е  (для
Na-лучей) = 71ё13' (Т. из Mugla в Малой Азии) - 126ё24'  (Т.  из  Thomas
Range в Утахе). Показатели преломления (бесцветный Т. из Бразилии):
   Фраунгоф.линии a b g 2n 2E E 1,61452 1,61668 1,62408 56ё59' 100ё55' F
1,61701 1,61914 1,62652 56 43 100 32 G 1,62154 1,62356 1,62123 55 51  99

Страницы: «« « 3066   3067   3068   3069   3070   3071   3072   3073   3074  3075   3076   3077   3078   3079   3080   3081   3082   3083   3084  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь