Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3075   3076   3077   3078   3079   3080   3081   3082   3083  3084   3085   3086   3087   3088   3089   3090   3091   3092   3093  » »»

"Discorsi". После смерти Галилея  Т.  был  назначен  преемником  его  по
кафедре математики  и  физики  в  университете  во  Флоренции.  В  своем
сочинении "Opera geometrica" (Флоренция, 1644) Т.  излагает  также  свои
открытия и  изобретения,  среди  которых  самое  важное  место  занимает
изобретение барометра. Простые микроскопы, которые приготовлял Т.,  были
весьма совершенны; он умел также  изготовлять  большие  чечевицеобразные
стекла для телескопов.
   Тот (Qout, QwJ, Thoth, егип. Dhowti, сб.  Футий)  -  древнеегипетский
бог  луны,  времени,  премудрости  и  культуры,  первоначально  ибис   и
предполагавшийся в нем благой и премудрый дух, возвещавший разлитие Нила
и истреблявший вредных гадов. Почитался сначала в Ермополе,  но  уже  со
времени древнего царства культ его распространился по всему Египту, и он
включен в малую илиопольскую эннеаду или  причислен  сверх  комплекта  к
великой. Как бог ночного светила, считался "наместником Ра",  когда  тот
ночью  ходил  по  преисподней;  как  бог   времени,   был   покровителем
долголетия, престолонаследия и вообще наследства,  богом  мер  и  весов,
правосудия  и  правды;  как  бог  премудрости-изобретателем  иероглифов,
автором священных книг, магом,  богом  библиотек,  присутственных  мест,
покровителем  ученых  и  чиновников,  учредителем  финансов,  словом   -
виновником и покровителем государственного и мирового  порядка.  Он  был
визирем у Осириса и Гора,  когда  те  правили  Египтом,  был  секретарем
богов, возвестителем их воли и протоколистом страшного  суда.  Последнее
обстоятельство, равно как и  лунное  значение  ставило  его  в  связь  с
загробным миром: он был благодетелем покойных, сообщал им знание формул,
необходимых для победы над демонами, переносил их на своих крыльях через
загробные озера, подставлял им лестницы и всячески  облегчал  переход  в
тот мир. И в мире богов он был судьей между Гором и Сетом, присутствовал
при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса и  т.
д. Поздние тексты величают его "сердцем Ра",  "языком  Тума",  "гортанью
Амона", "владыкой времен", "дееписателем эннеады"; постоянный эпитет его
- "владыка словес бога" - указывает на него, как на носителя откровения,
посредника между верховным божеством и миром. Эпитеты: "дважды  великий"
и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры,
соответствуют этому важному значению  божества  и  перешли  в  греческую
письменность  в  форме   trismegistoV,   которую   стали   прилагать   к
отожествленному  с  Т.  Гермесу.  Этот  Гермес  имеет  мало   общего   с
классическим; основанием для сопоставления послужила  общая  обоим  роль
посредника. Главный праздник в  честь  Т.  -  19  числа  первого  месяца
посвященного этому богу (мес. Т. сентябрь, 19-е Т. - 16-е  сентября).  В
этот день египтяне  вкушали  мед  и  смоквы  и  произносили:  "сладостна
правда". Сохранилось несколько гимнов Т., составленных чиновниками.  Ему
были посвящены письменные приборы, на которых часто  вырезались  краткие
молитвы. Кроме ибиса, его  священным  зверем  был  павиан;  трупы  обоих
животных бальзамировались; сохранилось множество воронкообразных сосудов
с мумиями ибисов, а также саркофаги  с  телами  этих  птиц  и  несколько
павианов,  бальзамированных  в  сидячем  положении.  В  виде  этих  двух
животных Т. и изображался, при чем сидящий павиан имел на голове  лунный
диск. Иногда Т. изображался в виде лунного диска, плывущего на  корабле,
иногда в виде павиана, сидящего в этом  диске.  Весьма  часты  (в  Книге
мертвых и на саркофагах) изображения Т. в виде ибисоголового человека, с
письменным прибором в руках, ведущего протокол страшного  суда  у  весов
или читающего сидящему на  троне  Осирису  благоприятную  для  покойника
резолюцию. Супругой его была прекрасная Сефхет, богиня счета,  измерения
и письма; иногда символически его супругой называется отвлеченная  Маат,
иногда Нехемаут - богиня музыки  и  магии,  изредка  Мехтуэрт  -  богиня
мировой материи. См. Pietschmann, "Hermes  Trismegistos"  (Лпц.,  1875);
Тураев, "Бог Т. Опыт исследования в области истории египетской культуры"
(1898).
   Б. Т.
   Травертино   -   пористый   известняк,    отлагаемый    известковыми,
преимущественно теплыми или горячими источниками. Одна из разновидностей
Т. обладает трубчатым, скорлуповатым или  т.  п.  строением  и  крупными
полостями и не  разнится  от  обыкновенного  известкового  туфа.  Другая
отличается  большей   плотностью   и   незначительной   величиной   пор,
обыкновенно вытянутых и  расположенных  более  или  менее  параллельными
рядами, заменяющими слоистость; эта последняя разновидность представляет
светло-желтую породу, достаточно  твердую,  чтобы  служить  строительным
материалом; так, напр., Т. Тиволи и Римской Кампании,  где  он  образует
отложения мощностью до  трехсот  фут,  утилизирован  в  Риме  на  многие
грандиозные сооружения, каковы собор св. Петра; некоторые другие  соборы
и т. д. Т. часто содержат остатки растений или их следы, иногда  обломки
лав, минералов, вообще случайные включения. В процессе отложения  Т.  из
источников играют роль, наряду с чисто минеральным процессом,  осаждения
углекислой извести из раствора, некоторые мхи и водоросли; нуждаясь  для
произрастанья  в  углекислоте,  они  способны  отнимать  углекислоту  от
растворимой двууглекислой  извести,  превращая  ее  в  мало  растворимую
среднюю соль, которая  вследствие  этого  и  выпадает  из  раствора.  Из
значительных отложений Т. можно указать Тиволи  около  Рима,  Абруццские
горы, Иэллоcтонкий парк в Сев. Америке и некот. друг.
   Травести  (Travestie,  от  итал.  traverstire,  переодевать)  -   род
юмористической (иногда и сатирической). поэзии,  в  которой  поэтический
сюжет серьезного или возвышенного содержания представляется в комическом
виде  тем,  что  его  содержание  облекается  в  несоответствующую   его
характеру форму (отсюда и название), между тем как в  пародии  в  тесном
смысле, наоборот, сохраняется  серьезная  форма,  но  содержание  ей  не
соответствует.  Смотря  по  роду  поэзии,  Т.  может   быть   эпической,
лирической и драматической.
   Трагедия (греч.) - драматическое  произведение,  изображающее  такого
рода страдания героя, в которых  проявляются  элементы  возвышенного,  и
притом нравственно-возвышенного. Т. ведет свое происхождение из  Греции,
где она развилась из лирической поэзии  или  дифирамбов.  Художественную
форму дифирамбам придал Арион;  он  же  организовал  правильный  хор  из
сатиров  спутников  Диониса,  называвшихся  козлами  (tragwia);   отсюда
название Т. (tragwdia - пение  козлов).  Дифирамбы  эти  повествовали  о
страданиях Диониса. Дальнейшее  свое  развитие  Т.  получила  в  Афинах.
Изобретателем афинской  Т.  считается  Феспид,  так  как  он,  введением
первого актера, сделал первый шаг к преобразованию  дифирамба  в  драму.
Актер Феспида рассказывал мифы, сопровождая свой  рассказ  выразительной
мимикой и жестикуляцией, и вместе с тем вел разговор с хором.  Форма  Т.
Феспида была, вероятно, следующая: сначала актер читал пролог, затем пел

Страницы: «« « 3075   3076   3077   3078   3079   3080   3081   3082   3083  3084   3085   3086   3087   3088   3089   3090   3091   3092   3093  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь