Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3075 3076 3077 3078 3079 3080 3081 3082 3083 3084 3085 3086 3087 3088 3089 3090 3091 3092 3093 » »» "Discorsi". После смерти Галилея Т. был назначен преемником его по кафедре математики и физики в университете во Флоренции. В своем сочинении "Opera geometrica" (Флоренция, 1644) Т. излагает также свои открытия и изобретения, среди которых самое важное место занимает изобретение барометра. Простые микроскопы, которые приготовлял Т., были весьма совершенны; он умел также изготовлять большие чечевицеобразные стекла для телескопов. Тот (Qout, QwJ, Thoth, егип. Dhowti, сб. Футий) - древнеегипетский бог луны, времени, премудрости и культуры, первоначально ибис и предполагавшийся в нем благой и премудрый дух, возвещавший разлитие Нила и истреблявший вредных гадов. Почитался сначала в Ермополе, но уже со времени древнего царства культ его распространился по всему Египту, и он включен в малую илиопольскую эннеаду или причислен сверх комплекта к великой. Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда тот ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды; как бог премудрости-изобретателем иероглифов, автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом - виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем богов, возвестителем их воли и протоколистом страшного суда. Последнее обстоятельство, равно как и лунное значение ставило его в связь с загробным миром: он был благодетелем покойных, сообщал им знание формул, необходимых для победы над демонами, переносил их на своих крыльях через загробные озера, подставлял им лестницы и всячески облегчал переход в тот мир. И в мире богов он был судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса и т. д. Поздние тексты величают его "сердцем Ра", "языком Тума", "гортанью Амона", "владыкой времен", "дееписателем эннеады"; постоянный эпитет его - "владыка словес бога" - указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром. Эпитеты: "дважды великий" и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, соответствуют этому важному значению божества и перешли в греческую письменность в форме trismegistoV, которую стали прилагать к отожествленному с Т. Гермесу. Этот Гермес имеет мало общего с классическим; основанием для сопоставления послужила общая обоим роль посредника. Главный праздник в честь Т. - 19 числа первого месяца посвященного этому богу (мес. Т. сентябрь, 19-е Т. - 16-е сентября). В этот день египтяне вкушали мед и смоквы и произносили: "сладостна правда". Сохранилось несколько гимнов Т., составленных чиновниками. Ему были посвящены письменные приборы, на которых часто вырезались краткие молитвы. Кроме ибиса, его священным зверем был павиан; трупы обоих животных бальзамировались; сохранилось множество воронкообразных сосудов с мумиями ибисов, а также саркофаги с телами этих птиц и несколько павианов, бальзамированных в сидячем положении. В виде этих двух животных Т. и изображался, при чем сидящий павиан имел на голове лунный диск. Иногда Т. изображался в виде лунного диска, плывущего на корабле, иногда в виде павиана, сидящего в этом диске. Весьма часты (в Книге мертвых и на саркофагах) изображения Т. в виде ибисоголового человека, с письменным прибором в руках, ведущего протокол страшного суда у весов или читающего сидящему на троне Осирису благоприятную для покойника резолюцию. Супругой его была прекрасная Сефхет, богиня счета, измерения и письма; иногда символически его супругой называется отвлеченная Маат, иногда Нехемаут - богиня музыки и магии, изредка Мехтуэрт - богиня мировой материи. См. Pietschmann, "Hermes Trismegistos" (Лпц., 1875); Тураев, "Бог Т. Опыт исследования в области истории египетской культуры" (1898). Б. Т. Травертино - пористый известняк, отлагаемый известковыми, преимущественно теплыми или горячими источниками. Одна из разновидностей Т. обладает трубчатым, скорлуповатым или т. п. строением и крупными полостями и не разнится от обыкновенного известкового туфа. Другая отличается большей плотностью и незначительной величиной пор, обыкновенно вытянутых и расположенных более или менее параллельными рядами, заменяющими слоистость; эта последняя разновидность представляет светло-желтую породу, достаточно твердую, чтобы служить строительным материалом; так, напр., Т. Тиволи и Римской Кампании, где он образует отложения мощностью до трехсот фут, утилизирован в Риме на многие грандиозные сооружения, каковы собор св. Петра; некоторые другие соборы и т. д. Т. часто содержат остатки растений или их следы, иногда обломки лав, минералов, вообще случайные включения. В процессе отложения Т. из источников играют роль, наряду с чисто минеральным процессом, осаждения углекислой извести из раствора, некоторые мхи и водоросли; нуждаясь для произрастанья в углекислоте, они способны отнимать углекислоту от растворимой двууглекислой извести, превращая ее в мало растворимую среднюю соль, которая вследствие этого и выпадает из раствора. Из значительных отложений Т. можно указать Тиволи около Рима, Абруццские горы, Иэллоcтонкий парк в Сев. Америке и некот. друг. Травести (Travestie, от итал. traverstire, переодевать) - род юмористической (иногда и сатирической). поэзии, в которой поэтический сюжет серьезного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем, что его содержание облекается в несоответствующую его характеру форму (отсюда и название), между тем как в пародии в тесном смысле, наоборот, сохраняется серьезная форма, но содержание ей не соответствует. Смотря по роду поэзии, Т. может быть эпической, лирической и драматической. Трагедия (греч.) - драматическое произведение, изображающее такого рода страдания героя, в которых проявляются элементы возвышенного, и притом нравственно-возвышенного. Т. ведет свое происхождение из Греции, где она развилась из лирической поэзии или дифирамбов. Художественную форму дифирамбам придал Арион; он же организовал правильный хор из сатиров спутников Диониса, называвшихся козлами (tragwia); отсюда название Т. (tragwdia - пение козлов). Дифирамбы эти повествовали о страданиях Диониса. Дальнейшее свое развитие Т. получила в Афинах. Изобретателем афинской Т. считается Феспид, так как он, введением первого актера, сделал первый шаг к преобразованию дифирамба в драму. Актер Феспида рассказывал мифы, сопровождая свой рассказ выразительной мимикой и жестикуляцией, и вместе с тем вел разговор с хором. Форма Т. Феспида была, вероятно, следующая: сначала актер читал пролог, затем пел Страницы: «« « 3075 3076 3077 3078 3079 3080 3081 3082 3083 3084 3085 3086 3087 3088 3089 3090 3091 3092 3093 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |