Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3082   3083   3084   3085   3086   3087   3088   3089   3090  3091   3092   3093   3094   3095   3096   3097   3098   3099   3100  » »»

мост у Алькантары и др. Т. расширил сеть дорог римской  империи,  строил
гавани, осушал Понтийские болота, основывал  колонии.  Переписка  его  с
Плинием  Младшим,  который  по  поручению  Т.  управлял  в  111-113  гг.
Вифинией, свидетельствует о его вдумчивости,  справедливости  и  большой
заботливости о благосостоянии провинций.  Он  привлек  на  свою  сторону
сенат обещанием не осуждать ни одного сенатора - и обещание это сдержал,
за одним лишь исключением, ввел  закрытую  письменную  баллотировку  при
выборах  в  сенат  и  вообще  считался  с  притязаниями  этого  древнего
учреждения.  При  нем  вновь  стали  расцветать  римская   и   греческая
литературы (Дион Хризостом, Плутарх, Тацит, Светоний,  Плиний,  Ювенал).
Вообще при Т. деятелям литературы жилось и дышалось легче нежели до него
и после него. Плиний  Младший,  личный  друг  Т.,  является  сознательно
профессиональным литератором. смотрящим на литературу не как на праздное
занятие,  а  как  на  общественно  важное  дело.  Сенат,  при   всеобщем
одобрении,  преподнес  Т.  прозвище   Optimus   (лучший);   впоследствии
императоров приветствовали словами: "будь  счастливее  Августа  и  лучше
Т.". Нужно сказать, что у Т.  была  принесшая  государству  много  вреда
страсть  к  военным  авантюрам,  к   завоеваниям   и   славе.   Впрочем,
колонизаторская  его  деятельность,  также  предпринимаемая  с  военными
целями, во многих отношениях способствовала распространению  культуры  в
диких до той поры местах  (в  нынешней  Румелии,  Сербии,  Болгарии,  во
Фракии и Мизии). Его мирная деятельность впервые  была  прервана  обеими
дакийскими войнами 101-102 г. и 105-106 г.,  в  которых  дакийский  царь
Децебал был совершенно побежден, и Дакия обращена в  римскую  провинцию;
затем (113) он предпринял поход на восток,  во  время  которого  покорил
Армению и Месопотамию и проник через Тигр в  Парфию  до  Ктезифонта.  Во
время этих блестящих успехов в тылу  его  армии  возник  ряд  восстаний,
между прочим, восстание евреев. Не успев еще подавить их, Т. скончался в
117 г. - в Киликии. Сохранилось много статуй и бюстов его; лучшие  бюсты
- в Риме (на Капитолии и в Ватикане)  и  в  Мюнхене.  Ср.  Franke,  "Zur
Geschichte Trajans" (2-е изд., Кведлинб., 1840); Dierauer, "Beitrage  zu
einer kritischen Geschichte" (Лпц., 1868); De la Berge,  "Essai  sur  le
regne de Trajan" (Пар., 1877).
   Траян в народной поэзии. - Около личности императора Т.  образовалось
много легенд, как на Западе, так и в славянском Мире. Западноевропейские
легенды о Т. имеются в списках VIII-IX веков, но восходят к VI-му  веку;
Т. является  здесь  типом  правдивого  царя.  "Т."  славянских  преданий
получил свое имя от римского  императора  благодаря  тому,  что  славяне
обитали в Дакии, где пришли в соприкосновение  с  римской  империей  при
Траяне. Имя Т. в ряду славянских божеств, наряду  с  Велесом  и  Хорсом,
встречается в  одной  из  славянских  редакций  хождения  Богородицы,  в
рукописи XII в. В "Слове и  откровении  св.  Апостол",  напечатанном  по
рукописи XVI в. Тихонравовым, Т. стоит рядом с Хорсом, Перуном  и  Дыем,
причем о нем  говорится,  что  он  "бяше  царем  в  Риме".  Эпитет  "Т."
встречается  тоже  неоднократно  в  Слове  о  Полку   Игореве.   А.   Н.
Веселовский, признавая, что в одних случаях  этот  эпитет  Слова  навеян
легендой об императоре Т., в других случаях объясняет  появление  его  в
Слове влиянием так наз. "Траянских Деяний",  широко  распространенных  в
средневековой литературе. Эпитет Слова: "внук Т." Веселовский сближает с
легендой о происхождении разных народов от  троянцев.  В  южнославянской
поэзии Т. является в качестве ночного существа; по сербской  сказке,  он
ездит ночью  в  Срем  к  своей  возлюбленной  и  покидает  ее  до  зари.
Застигнутый однажды солнцем, он был растоплен им и исчез без следа.  Это
дает повод исследователям мифологической школы  сближать  Т.  с  ночными
(черными) Эльфами. Подобно Эльфам, Т. обладает несметными сокровищами. В
болгарской песне жители города Т. не веруют в Бога, а поклоняются золоту
и серебру. По этим чертам Буслаев сравнивает Т. болгарского  предания  с
Карловым Alvis из Эдды. Веселовский  указывает  другую  параллель  между
южнославянским  преданием  и  немецким,  сопоставляя  славянского  Т.  с
Гагеном "из Трои" германской саги X-го века. Сербское сказание о  Траяне
близко подходит к рассказу о Мидасе, с которым роднит Т. южно-славянской
легенды и наружность его (он с звериными ушами). Созвучие,  по-видимому,
открыло доступ отголоскам Траяновой легенды в Троицкую обрядность.  Шейн
сообщает, что в Севском уезде, Троицкое хождение  в  лес  для  завивания
березки называется "ходить на Т.". Вообще  отголоски  Траяновой  легенды
знакомы не только южным,  но  и  северным  славянам  (русским),  на  что
указывает существование ряда географических  названий,  происходящих  от
имени Т., как-то Траянов, Траяновка и др. Ср. В. Ф. Миллер,  "Взгляд  на
Слово о Полку Игореве"; Веселовский, "Новый  взгляд  на  Слово  о  Полку
Игореве" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1877, август);  его  же,  "Легенды  о
вечном жиде и об императоре Т." ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1880,  июль);
его же,  "Разыскание  в  области  русск.  дух.  стиха"  VI-X);  Буслаев,
"Историч. очерки русско-народной словесности" (т. 1, глав. XIV).
   П. К-а.
   Тредиаковский (Василий Кириллович) - выдающийся русский ученый  XVIII
в.  и  неудачный  поэт,  имя  которого   сделалось   нарицательным   для
обозначения  бездарных  стихотворцев.  Родился  9  февраля  1703  г.   в
Астрахани, в семье приходского  священника.  Первоначальное  образование
получил из духовных книг в Троицкой школе, но словесным наукам учился  у
капуцинских монахов, на латинском языке. Существует известие,  что  отец
предназначал юношу к духовному званию и намеревался  женить  его  против
воли, но последний бежал за день до свадьбы в Москву и  там  поступил  в
славяно-греко-латинскую академию. По  другим  сведениям,  он  выказал  в
астраханской школе отличные способности к учению и был отправлен в  1723
г. в академию в  качестве  лучшего  ученика.  Ко  времени  пребывания  в
академии относятся первые стихотворные попытки Т. в силлабическом роде и
первые же драмы, впоследствии им затерянные. В 1726 г. Т. отправился  за
границу, не кончив курса в академии. В Голландии Т. жил у посланника гр.
И. Г. Головина и  выучился  здесь  французскому  языку,  в  Париже  -  у
посланника кн. А. Б. Куракина. Тем не менее, ему приходилось бедствовать
за границей: просьба его в  синод  "определить  годовое  жалованье"  для
окончания богословских и философских наук не была уважена, потому что он
числился бежавшим из академии. В Париже, куда он явился  "шедши  пеш  за
крайнею уже своею бедностию", он учился в университете математическим  и
философским наукам, слушал  богословие,  принимал  участие  в  публичных
диспутах.  Светскую  жизнь   французского   общества,   с   ее   вычурно
пасторальными  стремлениями,  Т.  воспел  в  многочисленных  русских   и
французских стихах.  Последние  сплошь  посвящены  любви  и  значительно
превосходят русские благозвучием  и  даже  известного  рода  изяществом.
Кроме основательного знания французского языка,  Т.  приобрел  в  Париже

Страницы: «« « 3082   3083   3084   3085   3086   3087   3088   3089   3090  3091   3092   3093   3094   3095   3096   3097   3098   3099   3100  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь