|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3082 3083 3084 3085 3086 3087 3088 3089 3090 3091 3092 3093 3094 3095 3096 3097 3098 3099 3100 » »» мост у Алькантары и др. Т. расширил сеть дорог римской империи, строил
гавани, осушал Понтийские болота, основывал колонии. Переписка его с
Плинием Младшим, который по поручению Т. управлял в 111-113 гг.
Вифинией, свидетельствует о его вдумчивости, справедливости и большой
заботливости о благосостоянии провинций. Он привлек на свою сторону
сенат обещанием не осуждать ни одного сенатора - и обещание это сдержал,
за одним лишь исключением, ввел закрытую письменную баллотировку при
выборах в сенат и вообще считался с притязаниями этого древнего
учреждения. При нем вновь стали расцветать римская и греческая
литературы (Дион Хризостом, Плутарх, Тацит, Светоний, Плиний, Ювенал).
Вообще при Т. деятелям литературы жилось и дышалось легче нежели до него
и после него. Плиний Младший, личный друг Т., является сознательно
профессиональным литератором. смотрящим на литературу не как на праздное
занятие, а как на общественно важное дело. Сенат, при всеобщем
одобрении, преподнес Т. прозвище Optimus (лучший); впоследствии
императоров приветствовали словами: "будь счастливее Августа и лучше
Т.". Нужно сказать, что у Т. была принесшая государству много вреда
страсть к военным авантюрам, к завоеваниям и славе. Впрочем,
колонизаторская его деятельность, также предпринимаемая с военными
целями, во многих отношениях способствовала распространению культуры в
диких до той поры местах (в нынешней Румелии, Сербии, Болгарии, во
Фракии и Мизии). Его мирная деятельность впервые была прервана обеими
дакийскими войнами 101-102 г. и 105-106 г., в которых дакийский царь
Децебал был совершенно побежден, и Дакия обращена в римскую провинцию;
затем (113) он предпринял поход на восток, во время которого покорил
Армению и Месопотамию и проник через Тигр в Парфию до Ктезифонта. Во
время этих блестящих успехов в тылу его армии возник ряд восстаний,
между прочим, восстание евреев. Не успев еще подавить их, Т. скончался в
117 г. - в Киликии. Сохранилось много статуй и бюстов его; лучшие бюсты
- в Риме (на Капитолии и в Ватикане) и в Мюнхене. Ср. Franke, "Zur
Geschichte Trajans" (2-е изд., Кведлинб., 1840); Dierauer, "Beitrage zu
einer kritischen Geschichte" (Лпц., 1868); De la Berge, "Essai sur le
regne de Trajan" (Пар., 1877).
Траян в народной поэзии. - Около личности императора Т. образовалось
много легенд, как на Западе, так и в славянском Мире. Западноевропейские
легенды о Т. имеются в списках VIII-IX веков, но восходят к VI-му веку;
Т. является здесь типом правдивого царя. "Т." славянских преданий
получил свое имя от римского императора благодаря тому, что славяне
обитали в Дакии, где пришли в соприкосновение с римской империей при
Траяне. Имя Т. в ряду славянских божеств, наряду с Велесом и Хорсом,
встречается в одной из славянских редакций хождения Богородицы, в
рукописи XII в. В "Слове и откровении св. Апостол", напечатанном по
рукописи XVI в. Тихонравовым, Т. стоит рядом с Хорсом, Перуном и Дыем,
причем о нем говорится, что он "бяше царем в Риме". Эпитет "Т."
встречается тоже неоднократно в Слове о Полку Игореве. А. Н.
Веселовский, признавая, что в одних случаях этот эпитет Слова навеян
легендой об императоре Т., в других случаях объясняет появление его в
Слове влиянием так наз. "Траянских Деяний", широко распространенных в
средневековой литературе. Эпитет Слова: "внук Т." Веселовский сближает с
легендой о происхождении разных народов от троянцев. В южнославянской
поэзии Т. является в качестве ночного существа; по сербской сказке, он
ездит ночью в Срем к своей возлюбленной и покидает ее до зари.
Застигнутый однажды солнцем, он был растоплен им и исчез без следа. Это
дает повод исследователям мифологической школы сближать Т. с ночными
(черными) Эльфами. Подобно Эльфам, Т. обладает несметными сокровищами. В
болгарской песне жители города Т. не веруют в Бога, а поклоняются золоту
и серебру. По этим чертам Буслаев сравнивает Т. болгарского предания с
Карловым Alvis из Эдды. Веселовский указывает другую параллель между
южнославянским преданием и немецким, сопоставляя славянского Т. с
Гагеном "из Трои" германской саги X-го века. Сербское сказание о Траяне
близко подходит к рассказу о Мидасе, с которым роднит Т. южно-славянской
легенды и наружность его (он с звериными ушами). Созвучие, по-видимому,
открыло доступ отголоскам Траяновой легенды в Троицкую обрядность. Шейн
сообщает, что в Севском уезде, Троицкое хождение в лес для завивания
березки называется "ходить на Т.". Вообще отголоски Траяновой легенды
знакомы не только южным, но и северным славянам (русским), на что
указывает существование ряда географических названий, происходящих от
имени Т., как-то Траянов, Траяновка и др. Ср. В. Ф. Миллер, "Взгляд на
Слово о Полку Игореве"; Веселовский, "Новый взгляд на Слово о Полку
Игореве" ("Журн. Мин. Нар. Просв." 1877, август); его же, "Легенды о
вечном жиде и об императоре Т." ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1880, июль);
его же, "Разыскание в области русск. дух. стиха" VI-X); Буслаев,
"Историч. очерки русско-народной словесности" (т. 1, глав. XIV).
П. К-а.
Тредиаковский (Василий Кириллович) - выдающийся русский ученый XVIII
в. и неудачный поэт, имя которого сделалось нарицательным для
обозначения бездарных стихотворцев. Родился 9 февраля 1703 г. в
Астрахани, в семье приходского священника. Первоначальное образование
получил из духовных книг в Троицкой школе, но словесным наукам учился у
капуцинских монахов, на латинском языке. Существует известие, что отец
предназначал юношу к духовному званию и намеревался женить его против
воли, но последний бежал за день до свадьбы в Москву и там поступил в
славяно-греко-латинскую академию. По другим сведениям, он выказал в
астраханской школе отличные способности к учению и был отправлен в 1723
г. в академию в качестве лучшего ученика. Ко времени пребывания в
академии относятся первые стихотворные попытки Т. в силлабическом роде и
первые же драмы, впоследствии им затерянные. В 1726 г. Т. отправился за
границу, не кончив курса в академии. В Голландии Т. жил у посланника гр.
И. Г. Головина и выучился здесь французскому языку, в Париже - у
посланника кн. А. Б. Куракина. Тем не менее, ему приходилось бедствовать
за границей: просьба его в синод "определить годовое жалованье" для
окончания богословских и философских наук не была уважена, потому что он
числился бежавшим из академии. В Париже, куда он явился "шедши пеш за
крайнею уже своею бедностию", он учился в университете математическим и
философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных
диспутах. Светскую жизнь французского общества, с ее вычурно
пасторальными стремлениями, Т. воспел в многочисленных русских и
французских стихах. Последние сплошь посвящены любви и значительно
превосходят русские благозвучием и даже известного рода изяществом.
Кроме основательного знания французского языка, Т. приобрел в Париже
Страницы: «« « 3082 3083 3084 3085 3086 3087 3088 3089 3090 3091 3092 3093 3094 3095 3096 3097 3098 3099 3100 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |