|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3107 3108 3109 3110 3111 3112 3113 3114 3115 3116 3117 3118 3119 3120 3121 3122 3123 3124 3125 » »» Нов. Илиона, несмотря на то, что сомнение древнего критика находило себе
в новое время многих сторонников, начиная с Лешевалье, совершившего
путешествие в эти места в 1785-86 гг. и издавшего описание его в 1802
г.; еще в атласе Киперта Гомеровская Т. показана отдельно от Нов.
Илиона, на том месте, которое отводил ей Димитрий из Скепсиса. Имена
Гиссарлык и Бунарбаши - небольших возвышенностей и турецкой деревни на
Балидаге - всего чаще упоминаются в новой литературе по топографии Т.; к
этим двум именам и приурочиваются обе гипотезы. В стороне от них стоит
Беттихер, по мнению которого Шлиман открыл на Гиссарлыке не Пергам
Троянский, а кладбище со следами сожжения покойников. Ученое состязание
между Беттихером и Шлиманом при участии авторитетных свидетелей в
1889-90 г., происходило на месте раскопок, и Беттихер остался при
отдельном мнении, к которому не присоединился никто другой.
Местоположение Бунарбаши - трудно согласить с описаниями места действия
в Илиаде, кроме того, на возвышенности Балидаг раскопки самые тщательные
и повторные не дали ничего похожего на развалины знаменитого города.
Наоборот, многократные раскопки на Гиссарлыке, произведенные Шлиманом,
Дерпфельдом и другими археологами, открыли обильнейшие остатки сильного
и богатого поселения, каким должна была быть Гомеровская Т.; остатки эти
дают понятие о целом доисторическом периоде культуры, которому наука
присваивает наименование "троянского" и отголоски которого имеются в
Гомеровских поэмах. Достойно внимания, что историк Дж. Грот, отказываясь
искать историческую действительность в легендах о Т., тем не менее
находил, что описаниям Илиады соответствует больше всего местоположение
Гиссарлыка, но никак не Бунарбаши. Белох и Эд. Мейер, в своих курсах
греческой истории, не подвергают сомнению нахождение Т. на этом холме,
хотя вместе с другими исследователями признают, что Гомеровская и
"троянская" культура не одно и то же, что эта последняя ниже культуры
микенской, полнее отразившейся в Гомеровских песнях. Турецкое название
Гиссарлык носит небольшое возвышение выше от древнего ложа Скамандра,
нын. Мендере, в 5 км. от морского берега; приток Мендере Dumbrek-son,
древн. Симоэн, омывает северный склон Гиссарлыка, недалеко от которого
он вливался в Скамандр. В углу, образуемом слиянием двух речек,
находилось древнее укрепление, господствовавшие над всей равниной и
открывавшее вид на широкий проход в Геллеспонт, на европейский берег, на
о-ва Имбр и Самофракию. При таком положении расстояние Т. от ахейской
стоянки настолько невелико, что в течение одного дня несколько раз могли
из конца в конец переходит лежащую перед ними равнину воюющие армии, их
посланцы и глашатаи; представляется возможным преследование Гектора
Ахиллом вокруг городских стен; если Скамандр протекал по равнине, где
войска сходились на бой, понятною становится картина борьбы реки с
Ахиллом. Все сооружения на Гиссарлыке были окружены общей крепостной
стеной, служившей основанием кирпичной стены с башнями. Северная сторона
основания состоит из громадных каменных глыб, почему сооружение
троянской стены могло считаться делом рук Аполлона и Посейдона. К
расположенному на холме акрополю примыкал нижний город с Ю, ЮВ и ЮЗ. "Т.
следует искать на Гиссарлыке", говорит Ж. Перро; "открытые Шлиманом
развалины в глубоких слоях мусора на Гиссарлыке представляют Т., осада и
взятие которой находили так долго отголосок в поэзии греков и потом,
переходя из поколения в поколение, в поэзии всех цивилизованных
народов".
Литература. Кроме сочинений самого Шлимана, особенно его "Ilios,
ville et pays de Troyens" (П., 1885) и Шуххардта, "Schliemann's
Ausgrabungen" (2 изд., Лпц., 1881е a также старых сочинений, см. W.
Christ, "Тоpographie der Тг.", "Tr. Ebene u. die Homerische Frage" (M.
1874); Eckenbrecher, "Die Lage d. Homer. Т." (Дюссельд., 1875); Ed.
Meyer, "Geschichte von Troas" (Лпц., 1877); Jebb, "The ruins at
Hissarlik. II. Their relation to the Iliad" ("Joarn. of Hellenic
studies", т. III): G. Perrot, "Les fouilles de Schliemann a Troie"
("Journ. des Savants", 1891); его же, "La civilisation Mycenienne"
("Revue des deux Mondes"; 1893); Ф. Мищенко, "Последние раскопки
Шлимана" ("Киевск. Унив. Изв.", 1883, ј 1).
Ф. Мишенко.
Труба (tromba, clarino, множ. clarini - ит., Trompete - нем.,
trompette - франц.) - медный духовой инструмент, трубка которого длиной
в восемь футов, с раструбом в конце. В верхней части Т. помещается
мундштук-чашечка в виде полушария, через который играющий вдувает воздух
в инструмент. Форма такого мундштука применяется во всех медных
инструментах, за исключением валторны, имеющей мундштук в виде воронки.
Устройство мундштука в деревянных инструментах совершенно. Трубка Т.
согнута овалом, в середине которого помещаются кроны. Настоящий вид Т.
довольно схож с тем, который установился при Людовике XI. Т. -
инструмент военный. В опере Т. была впервые применена в начале XVII ст.,
в "Орфее" Монтеверде. Т. бывают натуральные, издающие только звуки
натуральной гаммы, и хроматические, с вентилями. Натуральные Т. бывают
различных величин, а потому различных строев. На некоторых Т. строи
меняются с помощью машинок или кронов. Т.- инструмент преимущественно
транспонирующий. Партия пишется как бы в тональности С в скрипичном
ключе и транспонируется на тот интервал выше или ниже, на какой строй Т.
отстоит от тональности C. Хроматические знаки ставятся не в ключе, а при
нотах. Низкие ноты, написанные в басовом ключе, всегда транспонируются
вверх на октаву или другой интервал, смотря по строю Т. Трубы строев As
basso, А, В, Н (низкий строй) транспонируются в скрипичном ключе на
интервал вниз, смотря по строю; напр. нота соль будет звучать в первой
Т. на большую терцию вниз (ми бемоль), а в третьей - на большую секунду
вниз (фа), Затем Т. С, Des, D, ES - средний строй. В строе С партия Т.
звучит как пишется; в других строях ноты транспонируются на интервал
вверх, напр. нота соль будет звучать в Т. Des на малую секунду вверх, в
Т. Es - на малую терцию вверх. Высокие строи Т. - Е, F транспонируются
тоже вверх. Высшие - Ges, G, As atto - также. Наиболее употребительный
звуковой объем Т. As basso, A, В, Н, С, Des, D, Es в две октавы, от соль
в малой октаве до ноты соль во второй октаве по письму, но не по звуку,
так как последний с каждым строем будет меняться. Объем Т. Е и F
- от до в малой октаве до ми во второй октаве, по письму. Объем в Т.
Ges, G, As alto - от до в малой октаве до до во второй октаве. Общий
характер Т. энергичный, воинственный, светлый, но, смотря по строю, в
частностях характер меняется; напр. в строе С звук простой, в. Des -
яркий, блестящий и т. д. От вкладывания в раструб демфера (род пробки)
звук значительно ослабляется. Низшие звуки Т. глухие, средние -
Страницы: «« « 3107 3108 3109 3110 3111 3112 3113 3114 3115 3116 3117 3118 3119 3120 3121 3122 3123 3124 3125 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |