Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3107   3108   3109   3110   3111   3112   3113   3114   3115  3116   3117   3118   3119   3120   3121   3122   3123   3124   3125  » »»

Нов. Илиона, несмотря на то, что сомнение древнего критика находило себе
в новое время многих  сторонников,  начиная  с  Лешевалье,  совершившего
путешествие в эти места в 1785-86 гг. и издавшего описание  его  в  1802
г.; еще в атласе  Киперта  Гомеровская  Т.  показана  отдельно  от  Нов.
Илиона, на том месте, которое отводил ей  Димитрий  из  Скепсиса.  Имена
Гиссарлык и Бунарбаши - небольших возвышенностей и турецкой  деревни  на
Балидаге - всего чаще упоминаются в новой литературе по топографии Т.; к
этим двум именам и приурочиваются обе гипотезы. В стороне от  них  стоит
Беттихер, по мнению которого  Шлиман  открыл  на  Гиссарлыке  не  Пергам
Троянский, а кладбище со следами сожжения покойников. Ученое  состязание
между Беттихером  и  Шлиманом  при  участии  авторитетных  свидетелей  в
1889-90 г., происходило  на  месте  раскопок,  и  Беттихер  остался  при
отдельном  мнении,   к   которому   не   присоединился   никто   другой.
Местоположение Бунарбаши - трудно согласить с описаниями места  действия
в Илиаде, кроме того, на возвышенности Балидаг раскопки самые тщательные
и повторные не дали ничего похожего  на  развалины  знаменитого  города.
Наоборот, многократные раскопки на Гиссарлыке,  произведенные  Шлиманом,
Дерпфельдом и другими археологами, открыли обильнейшие остатки  сильного
и богатого поселения, каким должна была быть Гомеровская Т.; остатки эти
дают понятие о целом доисторическом  периоде  культуры,  которому  наука
присваивает наименование "троянского" и  отголоски  которого  имеются  в
Гомеровских поэмах. Достойно внимания, что историк Дж. Грот, отказываясь
искать историческую действительность в  легендах  о  Т.,  тем  не  менее
находил, что описаниям Илиады соответствует больше всего  местоположение
Гиссарлыка, но никак не Бунарбаши. Белох и Эд.  Мейер,  в  своих  курсах
греческой истории, не подвергают сомнению нахождение Т. на  этом  холме,
хотя вместе  с  другими  исследователями  признают,  что  Гомеровская  и
"троянская" культура не одно и то же, что эта  последняя  ниже  культуры
микенской, полнее отразившейся в Гомеровских песнях.  Турецкое  название
Гиссарлык носит небольшое возвышение выше от  древнего  ложа  Скамандра,
нын. Мендере, в 5 км. от морского берега;  приток  Мендере  Dumbrek-son,
древн. Симоэн, омывает северный склон Гиссарлыка, недалеко  от  которого
он  вливался  в  Скамандр.  В  углу,  образуемом  слиянием  двух  речек,
находилось древнее укрепление,  господствовавшие  над  всей  равниной  и
открывавшее вид на широкий проход в Геллеспонт, на европейский берег, на
о-ва Имбр и Самофракию. При таком положении расстояние  Т.  от  ахейской
стоянки настолько невелико, что в течение одного дня несколько раз могли
из конца в конец переходит лежащую перед ними равнину воюющие армии,  их
посланцы и  глашатаи;  представляется  возможным  преследование  Гектора
Ахиллом вокруг городских стен; если Скамандр протекал  по  равнине,  где
войска сходились на бой,  понятною  становится  картина  борьбы  реки  с
Ахиллом. Все сооружения на Гиссарлыке  были  окружены  общей  крепостной
стеной, служившей основанием кирпичной стены с башнями. Северная сторона
основания  состоит  из  громадных  каменных  глыб,   почему   сооружение
троянской стены могло  считаться  делом  рук  Аполлона  и  Посейдона.  К
расположенному на холме акрополю примыкал нижний город с Ю, ЮВ и ЮЗ. "Т.
следует искать на Гиссарлыке",  говорит  Ж.  Перро;  "открытые  Шлиманом
развалины в глубоких слоях мусора на Гиссарлыке представляют Т., осада и
взятие которой находили так долго отголосок в  поэзии  греков  и  потом,
переходя  из  поколения  в  поколение,  в  поэзии  всех   цивилизованных
народов".

   Литература. Кроме сочинений  самого  Шлимана,  особенно  его  "Ilios,
ville  et  pays  de  Troyens"  (П.,  1885)  и  Шуххардта,  "Schliemann's
Ausgrabungen" (2 изд., Лпц., 1881е a  также  старых  сочинений,  см.  W.
Christ, "Тоpographie der Тг.", "Tr. Ebene u. die Homerische  Frage"  (M.
1874); Eckenbrecher, "Die Lage d.  Homer.  Т."  (Дюссельд.,  1875);  Ed.
Meyer,  "Geschichte  von  Troas"  (Лпц.,  1877);  Jebb,  "The  ruins  at
Hissarlik. II.  Their  relation  to  the  Iliad"  ("Joarn.  of  Hellenic
studies", т. III): G. Perrot,  "Les  fouilles  de  Schliemann  a  Troie"
("Journ. des Savants",  1891);  его  же,  "La  civilisation  Mycenienne"
("Revue  des  deux  Mondes";  1893);  Ф.  Мищенко,  "Последние  раскопки
Шлимана" ("Киевск. Унив. Изв.", 1883, ј 1).
   Ф. Мишенко.
   Труба (tromba,  clarino,  множ.  clarini  -  ит.,  Trompete  -  нем.,
trompette - франц.) - медный духовой инструмент, трубка которого  длиной
в восемь футов, с раструбом в  конце.  В  верхней  части  Т.  помещается
мундштук-чашечка в виде полушария, через который играющий вдувает воздух
в  инструмент.  Форма  такого  мундштука  применяется  во  всех   медных
инструментах, за исключением валторны, имеющей мундштук в виде  воронки.
Устройство мундштука в деревянных  инструментах  совершенно.  Трубка  Т.
согнута овалом, в середине которого помещаются кроны. Настоящий  вид  Т.
довольно  схож  с  тем,  который  установился  при  Людовике  XI.  Т.  -
инструмент военный. В опере Т. была впервые применена в начале XVII ст.,
в "Орфее" Монтеверде.  Т.  бывают  натуральные,  издающие  только  звуки
натуральной гаммы, и хроматические, с вентилями. Натуральные  Т.  бывают
различных величин, а потому различных  строев.  На  некоторых  Т.  строи
меняются с помощью машинок или кронов.  Т.-  инструмент  преимущественно
транспонирующий. Партия пишется как бы  в  тональности  С  в  скрипичном
ключе и транспонируется на тот интервал выше или ниже, на какой строй Т.
отстоит от тональности C. Хроматические знаки ставятся не в ключе, а при
нотах. Низкие ноты, написанные в басовом ключе,  всегда  транспонируются
вверх на октаву или другой интервал, смотря по строю Т. Трубы строев  As
basso, А, В, Н (низкий строй)  транспонируются  в  скрипичном  ключе  на
интервал вниз, смотря по строю; напр. нота соль будет звучать  в  первой
Т. на большую терцию вниз (ми бемоль), а в третьей - на большую  секунду
вниз (фа), Затем Т. С, Des, D, ES - средний строй. В строе С  партия  Т.
звучит как пишется; в других строях  ноты  транспонируются  на  интервал
вверх, напр. нота соль будет звучать в Т. Des на малую секунду вверх,  в
Т. Es - на малую терцию вверх. Высокие строи Т. - Е,  F  транспонируются
тоже вверх. Высшие - Ges, G, As atto - также.  Наиболее  употребительный
звуковой объем Т. As basso, A, В, Н, С, Des, D, Es в две октавы, от соль
в малой октаве до ноты соль во второй октаве по письму, но не по  звуку,
так как последний с каждым строем будет меняться. Объем Т. Е и F
   - от до в малой октаве до ми во второй октаве, по письму. Объем в  Т.
Ges, G, As alto - от до в малой октаве до до  во  второй  октаве.  Общий
характер Т. энергичный, воинственный, светлый, но, смотря  по  строю,  в
частностях характер меняется; напр. в строе С звук  простой,  в.  Des  -
яркий, блестящий и т. д. От вкладывания в раструб демфера  (род  пробки)
звук  значительно  ослабляется.  Низшие  звуки  Т.  глухие,  средние   -

Страницы: «« « 3107   3108   3109   3110   3111   3112   3113   3114   3115  3116   3117   3118   3119   3120   3121   3122   3123   3124   3125  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь