Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 339   340   341   342   343   344   345   346   347  348   349   350   351   352   353   354   355   356   357  » »»

задачею государства и предметом особой его политической или  полицейской
деятельности должно быть создано  таких  общих  и  одинаковых  для  всех
условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ  были
бы для всех  и  каждого  возможны.  Такая  государственная  деятельность
опирается  на  умение  согласовать   нормы   положительного   закона   с
требованием естественного закона развития  и  законов  экономического  и
социального. Методы такого соглашения и  причины  различного  достижения
разными государствами такой политической цели изучает наука "Полицейское
право".
   Проф. И. Андреевский.
   Благовест - звон в колокол для извещения о начале  богослужения  пред
церковною службою, и во время службы, по определению церковного  устава.
Устав определяет характер звона в  известные  дни,  напр.,  благовест  к
великопостному богослужению бывает  косный  и  медленный,  а  в  большие
праздники  более  продолжительный  и  менее   косный.   Иногда   уставом
указывается и  самый  колокол  для  благовеста,  напр.,  в  простые  дни
великого поста Б. производится в средний,  простодневный  колокол,  а  в
Пасху "ударяют в великий кампан". В некоторых  случаях  церковный  устав
определяет даже  и  количество  ударов  в  колокол,  напр.,  при  начале
третьего Часа, "кандиловжигатель  взем  благословение  у  настоятеля,  и
сотворив  поклон.  изшед  ударяет  в  кампан  трижды,  а  пред   великим
повечерьем бьет в било двенадцать раз".
   П. В.
   Благовещение - общее значение этого слова: - добрая, радостная  весть
(euangelion) благовестие, тоже что и Евангелие, а частное  указывает  на
праздник Благовещения (EuangelismoV, annuntiatio), бывающий 25 марта.  В
этот праздничный день церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом
в галлилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии,  недавно  пред  сим
обрученной Иосифу, тайны воплощения от Ней Бога-Слова (Лук. 1. 26 - 38).
В церковной службе этого праздника  изображаются  разные  обстоятельства
этого события. Тропари  канона  представляют  как  бы  беседу  архангела
Гавриила с Пресвятою Девою. Так как от времени бессемянного зачатия Сына
Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь  в  день
Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна  и
еже от века таинства  явление...  "  (тропарь).  Праздник  этот  церковь
причисляет к великим двунадесятым. Еще св. Иоанн Златоуст  называет  его
первым праздником (prwth eorth)  и  корнем  (rixa)  праздников.  Крайние
термины, с которыми совпадает праздник Благовещения: четверг З-й  недели
Великого Поста и среда Светлой Седмицы. Церковное  празднование  зависит
от времени, в которое случится этот праздник. Если  он  случится  прежде
Лазаревой Субботы, церковь празднует его три дня; если в эту  субботу  -
два; если в Страстную или Светлую Седмицы - один  день.  Но  по  величию
праздника он не отменяется даже и в Пасху, и пост ради  этого  праздника
ослабляется. По этому шестой Вселенский собор 52-м правилом постановил в
день Благовещения совершать литургию св. Иоанна Златоуста, и  не  прежде
освященных даров. которая совершается в Великом посту. И в  народе  день
Благовещения считается величайшим  праздником,  в  который  должен  быть
общий покой и радость. Праздник Благовещения  принадлежит  к  древнейшим
праздникам в честь Богородицы. Мы имеем указания на  него  от  IV  века.
Прежде  всего  празднование  этого  дня  установилось,  предполагают,  в
Константинополе  или  в  Малой  Азии.  0пределение   времени   праздника
Благовещения, может  быть  зависело  от  праздника  Рождества  Христова:
Рождество бывает 25 дек., а Благовещение  25  марта.  Некоторые  древние
писатели время этого праздника, 25 марта, ставят  в  некоторой  связи  с
сотворением мира, конечно, без твердых  к  тому  оснований.  "Сотворениe
человека было в 25-ый день марта; а посему и Гавриил в этот день  послан
был  благовестить  Деве  нетленное  от  Нее   воплощение   Спасителя   и
предвозвестить ей имеющее совершиться чрез Нее спасение  человеков.  Ибо
прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же  время,  в  какое
создан". Так рассуждал в VI в. apxиепископ антиохийский Анастасий.
   В. П.
   Благодать  (cariV  gratia).  -  На  богословском   языке   благодатью
называется божественная сила, даруемая от Бога  человеку  для  спасения.
Греховность  всех  людей,  как  потомков  Адама,  и   неспособность   их
собственными силами загладить грех, примириться с Богом и совершить свое
спасение, а вместе с этим и  необходимость  божественной  благодати  для
спасения были с первых  времен  общепринятыми  истинами  в  Христианской
церкви.  Самое  воплощение  Бога  Слова   всегда   рассматривалось   как
домостроительство Божие (oikonomia Jeon) к спасению  человека:  спасение
падшему человеку дано Богом  во  Христе.  Но  в  этих  общих  положениях
заключается много частных  понятий,  потребовавших  с  течением  времени
точных определений: как усвояется отдельным человеком  дарованное  людям
спасение? Что при этом первое и важнейшее - божественная  благодать  или
человеческая  воля?  И  наконец,  как  и  в   чем   именно   проявляется
деятельность  той   и   другой?   Восточные   отцы,   признавая   вполне
необходимость благодати для спасения человека, в то же время не отрицали
и свободную деятельность человеческой воли, чтобы этим последним отчасти
устранить гностико-манихейские воззрения на  зло,  как  на  естественную
необходимость.   Западные   учители,   признавая   человеческую    волю,
ослабленную грехом, немощною для совершения спасения, первое и особенное
значение придавали божественной благодати. Но во всяком случае  все  эти
понятия как на Востоке, так и на Западе не имели детального  развития  и
точнейшего определения и не были приведены в строгую систему до V  века.
В это время поставлен и развит был вопрос  о  спасении,  так  называемый
автропологичесий,  и  чрезвычайно  занимал  Запад  тогда,   как   Восток
волновался вопросом о  лице  Христа,  так  называемым  христологическим.
Главная  заслуга  в  решении  этого   вопроса   принадлежит   блаженному
Августину, епископу иппонскому (Hippo regius) - в Северной  Африке.  Бл.
Августин приведен был к своей системе отчасти опытом своей личной жизни;
но точно и резко определил свою систему в полемике с британским  монахом
Пелагием. Пелагий учил, что человек может достигнуть святости и спасения
своими  собственными  силами,  не  считая  необходимою  при  этом   бож.
благодать. Такое положение Пелагия вытекало из его понятий о первобытном
состоянии человека и о первом грехе, как случайном факте, после которого
природа человеческая осталась такою же, как и до  греха  (res  integra);
поэтому грех Адама не отразился на его потомках и они находятся в  таком
же положении, как и Адам до грехопадения - только что  вышедший  из  рук
Творца.
   В  противоположность  Пелагию   Августин   признает   волю   человека
недеятельною при совершении спасения, а обращение  и  спасение  человека

Страницы: «« « 339   340   341   342   343   344   345   346   347  348   349   350   351   352   353   354   355   356   357  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь