Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 342   343   344   345   346   347   348   349   350  351   352   353   354   355   356   357   358   359   360  » »»

   Первая христианская должность была  учреждена  апостолами  собственно
для целей благотворительных: семь человек поставлены были  для  служения
трапезам, т. е. для заведывания имущественными  средствами  христианской
общины и для справедливого распределения их между нуждающимися. Когда  в
первом же веке новой эры голод дважды посетил Палестину,  новообращенные
жители Антиохии, Македонии и Греции присылали богатую милостыню.  Таковы
первые исторические  проявления  неразрывной  связи  между  Христианской
религией и благотворительностью. Когда Христианство  восторжествовало  в
Римской империи, то торжество это ознаменовалось созданием разного  рода
богоугодных  заведений,  которых  во   времена   язычества   совсем   не
существовало. Отцы церкви неустанно призывали к Б. и указывали  на  нее,
как на одну  из  главнейших  добродетелей  Христианства.  "Лишний  хлеб,
сберегаемый тобою, говорит св. Василий Великий,  принадлежит  голодному,
лишнее платье нагому, а серебро, зарытое тобою - бедному". "Всякий  раз,
восклицает св. Златоуст,. когда мы  не  будем  совершать  милостыни,  мы
будем наказываемы, как грабители".  Но  обращаясь  к  богатым  с  самыми
настоятельными увещаниями, они в тоже время  объявляли,  что  ничего  не
хотят предписывать относительно количества милостыни,  предоставляя  это
сердцу каждого. С течением времени это высокое учение приняло в  Римской
церкви другой характер: целью благотворения стала не поддержка ближнего,
не помощь страждущему, а воздаяние за милостыню, за отчуждение  излишка.
Благодаря такому взгляду на Б., которая совершалась более во  имя  Бога,
чем во имя бедных,  увеличивалось  количество  подаяния,  но  совершенно
оставлялось без внимания распределение их. Дело шло уже не об уменьшении
страданий,  не  о  предупреждении  нищеты,  а  о  приобретении   вечного
блаженства за отчуждение  излишка.  Проповедуя,  что  желающие  получить
жизнь вечную должны уделять часть своих имуществ в  пользу  бедных  и  в
пользу церкви, как кормильцы бедных,  средневековая  церковь  весьма  по
следовательно сосредоточила в своих руках все дело  призрения  бедных  и
самые имущества свои обыкновенно  называла  достоянием  бедных.  Главным
органом церкви в деле благотворительности явились монастыри, при которых
с течением времени образовались громадные фонды. Так, напр., в Англии, в
начале XVI стол., немного менее одной  трети  всех  обработанных  земель
составляли собственность монастырей, и со времен англо-саксов  церковное
законодательство выставляло требование о затрате на бедных  одной  трети
церковных доходов. Но Б. монастырей, которая главным образом состояла  в
устройстве  даровых  трапез,  в  раздавании  милостыни,  более   плодила
нищенство, чем  уменьшала  бедность.  Когда  же  во  времена  Реформации
монастыри были закрыты, собственность  их  секуляризована.  то  оказался
обширный контингент нищих по профессии, бродяг по ремеслу,  для  которых
иссяк единственный источник  их  пропитания.  В  тоже  время  совершался
глубокий переворот в  экономической  жизни  Зап.  Европы  -  переход  от
натурального  хозяйства  к  денежному,  который  сам  по  себе  усиливал
бедность и вызвал развитие того  нищенства  и  пауперизма,  с  каким  мы
встречаемся начиная со второй четверти XVI  стол.,  особенно  в  Англии.
Неимущая братия,  подкрепленная  свежими  кадрами  недавних  тружеников,
согнанных с  насиженных  мест,  отхлынула  от  закрывшихся  монастырских
трапез по  направлению  к  городским  и  промышленным  центрам,  ища  и,
конечно, не находя сразу нужных ей заработков. Неуспех первых по времени
эмигрантов парализовал энергию остальных: нечего было спешить  в  город,
где квартирная плата и цена на продукты первой необходимости все более и
более возрастали, благодаря самому наплыву новых  пришельцев.  Ничто  не
мешало  медлить  на  пути,  снискивая  пропитание  милостынею,   а   при
недостатке последней, не только более или менее  ловким  обманом,  но  и
ночным грабежом. Нищенство стало угрожать общественной  безопасности,  и
правительства не могли оставаться равнодушными к этому грозному явлению,
принимавшему все большие и большие размеры. Сначала правительства думали
бороться с ним мерами чисто  карательными:  нищенство  и  бродяжничество
облагались суровыми наказаниями (в Англии, напр.,  наказание  плетьми  с
отрезыванием верхушки правого  уха),  но  опыт  постепенно  заставил  их
перейти от системы чисто карательных мер к организации призрения  бедных
на началах общественно - принудительных,  причем  первоначально  частная
Б., как условие,  содействующее  развитию  нищенского  промысла,  строго
воспрещалась. Здесь же заметим,  что  никогда  общественнопринудительное
призрение бедных, как бы оно  ни  было  развито,  не  может  заменить  и
сделать излишней частную Б. И это справедливо не только по  отношению  к
необходимым материальным средствам, но еще более  потому,  что  истинная
помощь бедному скрывается  от  глаз  наблюдателя.  По  высокой  заповеди
Спасителя левая рука в этом случай не должна знать, что делает правая. И
чем же  закон  заменят  частную  Б?  Может  ли  холодная,  сухая  помощь
правительственного или общественного учреждения заменить теплую братскую
помощь христианина? Дело призрения бедных нуждается не  в  одних  только
материальных   средствах,   не   менее    необходимы    личные    усилия
благотворителей, индивидуальные заботы о  бедняке.  Тогда  только  могут
быть достигнуты  действительные  результаты,  тогда  только  могут  быть
надежды на исцеление данного  случая  бедности,  а  не  на  одно  только
продление   агонии.   Замечательный   пример   сочетания   обязательного
общественного  призрения  с  личным  служением  благотворителей   своему
высокому призванию представляет так называемая  Эльберфельдская  система
городской Б.  Система  эта  соединяет  гуманную  идею  индивидуальной  и
бескорыстной  заботы  о  нуждающемся  ближнем  с  строгим   порядком   и
продуманной организацией, свойственной союзу, охватывающему весь  город,
и стремится не только к тому, чтобы  поддержать  нуждающегося,  но  и  к
тому, чтобы вывести из нищеты получающего подаяние и нравственно поднять
и воспитать как принимающего милостыню, так и дающего ее. В основу  этой
системы,  введенной  городом  Эльберфельдом  еще  с  1852  г.,  положено
убеждение, что каждый призреваемый должен быть  изучаем  во  всех  своих
индивидуальных особенностях. Управление призрением бедных в Эльберфельде
сосредоточено в руках особой депутации из городского  головы,  4  членов
городского совета и 4 членов, выбранных из граждан. Весь город разбит на
31 округ, а в каждом округе есть несколько попечителей о  бедных  (всего
434). Каждому попечителю приходится иметь дело не более, чем  с  5  -  6
бедными семьями, которые он может изучить во всех подробностях их  быта.
Они и обязаны исследовать причины нужды тех, кто обращается за пособием,
расходовать городские суммы, составлять сметы и т.  д.  Все  нуждающиеся
разделяются на 2 основные  класса:  способных  и  неспособных  работать.
Вторые всегда имеют право на призрение, если нет лиц  (родных),  которые
обязаны их содержать. Первые же получают пocoбиe в  тех  случаях,  когда
обнаружится, что они, при всем старании, не могли найти себе работу.  До
приискания занятия они получают от  администрации  работу  соразмерно  с

Страницы: «« « 342   343   344   345   346   347   348   349   350  351   352   353   354   355   356   357   358   359   360  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь