Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 343   344   345   346   347   348   349   350   351  352   353   354   355   356   357   358   359   360   361  » »»

своими силами. Нормальное пособие на семью  из  мужа,  жены  и  4  детей
определяется цифрою в 12 марок в неделю. За последнее время (1886 -  88)
общая сумма расходов по общественному призрению достигала 536000 марок в
год. Около 300000 получалось от  разных  источников,  от  пожертвований,
капиталов и т. д., а остальное покрывалось налогами по 2,14 марки  на  1
жителя (в конце 50х годов налог в пользу. бедных  превышал  3  марки  на
каждого жителя).  Общее  число  призреваемых  составляет  6,48  %  всего
населения, средний расход на  каждого  призреваемого  -  64  1/2  марки.
Примеру Эльберфельда последовали  Бремен.  Любек,  Дюссельдорф,  Мюнхен,
Франкфурт наМайне и некоторые другие немецкие города,  и  везде  система
эта давала превосходные результаты.
   Начало  кооперации,  этот  могущественный   рычаг   нашего   времени,
производит свое благотворное действие  и  в  области  Б.  Многочисленные
благотворительные общества, густою сетью покрывающие весь цивилизованный
мир, оказываются в состояли основывать и поддерживать такие  учреждения,
которые по обширности требуемых ими затрат были бы не по  силам  частным
благотворителям. Но и здесь центр тяжести не в материальных средствах, а
в личной энергии благотворителей, в их искренней любви к нуждающимся,  в
их беззаветной преданности своему высокому призванию. Были  бы  люди,  а
средства всегда найдутся. Доказательством может служить  история  многих
благотворительных  обществ,  которые  возникали   при   самых   скромных
условиях, а в настоящее  время  располагают  обширными  средствами.  Так
напр., история монашеского ордена Меньших  сестер  бедных  (Les  petites
soeurs des pauvres) начинается с того, что бедная служанка Жанна  Жюган,
жившая в Сен Серване, в котором не  было  благотворительных  учреждений,
приняла к себе в 1839 г, нищую больную и слепую старуху и начала за  ней
ухаживать; в 1841 году у нее уже было на попечении двадцать беспомощных,
больных или убогих  женщин.  Она  выбивалась  из  сил,  работая  для  их
прокормления; средств на это не хватало и Жанна стала собирать милостыню
для своих несчастных жилиц.  Деятельность  ее  обратила  на  себя  общее
внимание,   молодые   женщины   приходили   помогать   Жанне,   собирали
пожертвования для ее приюта, и дело развилось до того,  что  произведена
была попытка основать отделение в Ренне, куда с этою  целью,  совершенно
не зная города, отправилась одна из  главных  сотрудниц  Жанны  монахиня
Мария-Августина с 4 помощницами.  Они  наняли  помещение  для  приюта  в
предместье, где было больше  кабаков  и  разных  вертепов,  чем  честных
домов. Тогда совершилось трогательное явление: старые солдаты,  бродяги,
бесприютные  пьяницы  -  все  приносили,  что   могли   для   устройства
богадельни. В  1883  г.  основавшийся  таким  образом  монашеский  орден
насчитывал уже 3400 монахинь-тружениц, сестер милосердия и располагал во
Франции и за пределами этой страны 217 домами, где находят  приют  25000
бедняков. Таких примеров много. Ср. Маxime Du Camp, "La charite privee a
Paris" (Париж, 1885 - содержание этой книги в "Русск. Мысли" 1885 г., ј5
и 6). Благотворительный  элемент  играет  видную  роль  и  в  обществах.
взаимопомощи, в особенности на первых порах их возникновения.
   В   Poccии   христианская   проповедь    благотворительности    нашла
восприимчивую почву в славянском гостеприимстве. Владимир Св.,  подавший
пример к принятию Христианства, служил для народа образцом сострадания и
был "истинным отцом бедных". Всякий нищий  и  убогий  мог  приходить  на
княжеский двор и получать там "всякую  потребу,  питье  и  яствы,  и  от
скотниц кунами". Для больных, которые не могли дойти до его двора, князь
повелел развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед и квас, и  люди
его, ходя по городу, спрашивали: где нищие, недужные и наделяли их  всем
необходимым. Преемники Владимира следовали его примеру. Владимир Мономах
в следующих словах излагает обязанности князя  по  отношению  к  бедным:
"будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте
больных без помощи". Известия о Б. московских князей и княгинь с  Иоанна
Калиты до Анастасии, первой супруги Грозного, собраны  в  статье  И.  М.
Снегирева, напечат. в кн. "Литературный вечер" (М., 1844). Вообще  можно
сказать, что Б. наших князей равнялась только их  щедрости  в  наделении
церквей и монастырей и их расположению к дружине. По этим трем  сторонам
жили князья  наши;  по  этим  трем  сторонам  судили  о  них  летописцы.
Княжеская милостыня должна была иметь  великое  влияние  на  развитие  и
поддержание благотворительности бояр и других лиц  народа.  В  общем  же
дело призрения бедных сосредоточено было в древней Руси в руках церкви и
в  частности  монастырей,  которые  располагали  для   этого   обширными
средствами, благодаря появившемуся с самого принятия Христианства обычаю
князей давать церкви десятину со всех княжеских доходов  и  развившемуся
вместе с тем, по примеру князей, особенно в период  монгольский,  обычаю
частных лиц оставлять церкви имущество по  душе.  Но  способ  призрения,
принятый церковью и монастырями, и частная  Б.  развивали  тунеядство  и
создавали нищенский промысел (не правильно  В.  Лешков  в  кн.  "Русский
народ и государство" стр. 553 и сл.  отрицает  существование  в  древней
Руси нищенства). Только по отношению к монастырям  Зап.  Poccии  имеются
известия, что там  монахини  имели  главным  предназначением  воспитание
бедных сирот, хождение за больными в. госпиталях и богадельнях, во  всей
же России церковь и монастыри без особого  разбора  принимали  под  свое
покровительство нищих и убогих под именем церковных и богадельных людей;
около монастырей и церквей возникали целые нищенские слободы, количество
нищих по профессии  увеличивалось  искусственно.  Таким  приемам  церкви
соответствовал и обычай  князей  и  богатых  горожан,  делавших  пиры  и
устраивавших. по случаям разных семейных  торжеств,  общие  трапезы  для
нищих и убогих.  Уже  на  Стоглавом  соборе  признано  было  необходимым
принимать меры против нищих-промышленников.  Указ  30  ноября  1691  г.,
стремясь к искоренению нищенского промысла,  велит  нищих  по  профессии
наказывать  кнутом  и  ссылать  в  дальние  сибирские  города.  Петр  I,
продолжая эту же систему преследования  нищенства,  подобно  современным
ему законодательствам, воспрещает частную В. и подачу милостыни облагает
штрафом в пять рублей. К более правильным воззрениям пришло учреждение о
губерниях 1775 г., которым предоставлено было частным лицам и  обществам
устраивать  благотворительные  заведения.  Но  первоначально  учреждение
благотворительного общества разрешилось лишь Высочайшей властью;  только
в 1862 г. предоставлено было министру внутренних дел разрешать  подобные
общества  по  соглашению  с  подлежащими  ведомствами,  а   в   1869   г
министерству внутренних дел прямо предоставлено  было  право  утверждать
уставы общественных и частных благотворительных заведений.  Действуя  на
основании своих уставов, такие  общества  поставлены  в  зависимость  от
министерства   внутренних    дел,    которому    обязаны    представлять
непосредственно  или  через  губернаторов  подробные  отчеты   о   своих
действиях, капиталах. доходах, расходах,  заведениях  и  призреваемых  в

Страницы: «« « 343   344   345   346   347   348   349   350   351  352   353   354   355   356   357   358   359   360   361  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь