Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 352   353   354   355   356   357   358   359   360  361   362   363   364   365   366   367   368   369   370  » »»

охотятся частью ради ценного его меха с густым  подшерстком  и  длинною,
блестящею гранью, частью же ради бобровой струи, вещества с своеобразным
проницающим запахом, которое  употребляется  в  медицине.  Вещество  это
выделяется в двух мешках, расположенных по бокам заднего прохода. Прежде
в медицине употреблялось также маслянистое бобровое  вещество  (Pinguedo
или  Axungia  Castorei),   помещающееся   в   2х   маслянистых   мешках,
расположенных сбоку мешков бобровой струи и под  ними.  Мех  Б.  речного
очень  красив  и  хорош  для  шуб.  Важное  торговое  значение  имеет  и
подшерсток бобра, который идет  на  выделку  шляп  и  которого  с  одной
хорошей бобровой шкуры получается  до  11/2  фунта.  Шкуры  Б.,  живущих
одиночно, в береговых норах, бывают очень истерты и мало ценятся; только
Б., живущие обществами, доставляют красивые меха и  хороший  подшерсток,
но у них летние шкуры  бывают  гораздо  хуже  зимних.  последние  всегда
пушистее и имеют более густой и темный волос. От речного или  настоящего
Б. следует отличать двух животных называемых также бобрами, но  ни  чего
общего  с  ним  не  имеющих:  Б.   болотного   (Myopotamus   coipus   ).
принадлежащего к отряду  грызунов,  и  Б.  морского  (Enhydris  marina),
относящегося к отряду хищных, а именно к семейству тончавых или куничных
(Gracilia s. Mustelina).
   Э.К.Брандт Боб (legumen) - одногнездый многосемянной  плод,  кожистый
околоплодник которого  лопается  по  двум  швам  на  2  створки;  семена
прикреплены к  этим  створкам.  Встречается  исключительно  в  семействе
мотыльковых или бобовых, составляя характерный признак всего  семейства,
у  некоторых  родов  Б.  претерпевает  иногда  значительные   изменения,
отступая от выше приведенного определения: так, у клевера и эспарцета Б.
односемянный и не раскрывается; у Hedysarum Б. длинен, но между  каждыми
двумя  семенами  образуется  перетяжка  и  ложная  перегородка,  Б.   не
раскрывается, а ломается на членики; у  Астрагалов  один  из  швов  двух
створок врастает внутрь более или менее глубоко, разделяя весь  плод  на
два продольных, но неполных гнезда.
   Наконец, самое замечательное отклонение Б.  по  форме  наблюдается  у
люцерны (Medicago), где он согнут кольцом или даже закручен  спиралью  в
несколько оборотов. Семена бобов, относительно, крупны,  в  представляют
два  типа:  у  одних,  напр.  гороха,   семядоли   мясисты   и   толсты,
полушаровидны,  у  других  они  тонкие  и  плоские,  листоватые.  Эти-то
мясистые семядоли и служат хорошею, хотя несколько трудноваримою  пищею,
содержа в себе много крахмала.
   А. А.
   Бог. - Во всех религиях существует представление о  Б.  или  о  богах
(кроме буддизма), как живых и личных существах, отдельных от  природы  и
имеющих отношение к  человеку.  Сходясь  в  этих  общих  представлениях,
свойственных всем религиям и  составляющих  существенную  черту  религии
вообще, частные представления о Б. или  о  богах  в  различных  религиях
разнообразятся, смотря по национальности и степени культурности  народа.
Мы здесь не будем следить за этими частностями, которые  рассматриваются
в  истории  религий.  Точно  также  мы  здесь  не   будем   касаться   и
положительного откровенного учения, как  оно,  на  основе  св.  Писания,
Ветх. и Нов. Завета, при руководстве св.  предания,  по  разуму  Церкви,
излагается в догматике.  Ограничивая  таким  образом  предмет  настоящей
статьи, мы займемся лишь. самыми, общими определениями понятия, как  они
трактуются в метафизике, теодицее и  естественном  богословии  -  науках
философских, и основном богословии и апологетике - науках  богословских.
Таким образом нам предстоит говорить о доказательствах  бытия  Божия,  и
потом уяснить понятие о Б. личном и Его свойствах.,
   Доказательств бытия Божия существует  четыре  вида:  космологическое,
телеологическое, онтологическое и нравственное. В  виду  того,  что  все
известные нам народы (или почти все) имеют  религию,  и  как  Цицерон  и
Аристотель говорят, нет народа без веры в Б.,  -  считают  еще  и  пятое
доказательство  -  историческое.  Всеобщностью  веры  в  Б.   доказывают
действительное существование Б. Но так как всех народов мы не  знаем,  а
на собирательном множестве данных,  хотя  бы  и  очень  большом,  нельзя
основывать всеобщности и необходимости понятия, то этому  доказательству
не придают особой силы и значения. Впрочем, оно важно в  том  отношении,
что подтверждает мысль, что вера в Б.  существует  в  человеческой  душе
независимо от климата, почвы,  расы  и  друг.  внешних  условий.  И  так
существует четыре доказательства бытия Божия,  которые  можно  свести  к
двум  основным:   первые   два   (космологическое   и   телеологическое)
основываются на рассматривании мира и  руководствуются  внешним  опытом;
два последние (онтологическое и нравственное) основываются на наблюдении
нашего внутреннего мира и руководятся опытом внутренним.  Доказательства
бытия Божия имели долгий  исторический  рост  и  развитие,  у  различных
мыслителей формулировались с разными изменениями и поправками. Не  входя
в  частности  и  подробности,  мы   излагаем   здесь   только   сущность
доказательств.  Космологическое  доказательство  от   ограниченности   и
случайности наблюдаемых предметов, на основании аксиомы,  что  все,  что
бывает - должно иметь достаточную причину, ведет к  заключению  о  бытии
Существа безусловного, или такого, бытие которого независимо ни от каких
условий и утверждается само в себе;  иначе  вся  совокупность  условного
бытия не имела бы окончательной причины. Это доказательство  встречается
отчасти уже у Аристотеля, который разграничил понятия о бытии  случайном
и  необходимом,  условном  и  безусловном,   и   показал   необходимость
признания, в ряду относительных причин, первого начала всякого  действия
в мире. Помимо утверждения бытия Божия, это доказательство  дает  нам  и
понятие о Б., как  о  Существе  безусловном  и  Творце.  Телеологическое
доказательство от целесообразного  устройства  мира  заключает  к  бытию
целеполагающего  виновника  такого  устройства   мира.   По   началу   и
происхождению  оно  родственно  с  доказательством  космологическим,  но
дополняет его и дополняется им. Космологическое доказательство побуждает
нас признать  внемирную  творческую  силу,  вызвавшую  мир  из  небытия;
телеологическое  доказательство  говорит  нам,  что  сила   эта,   кроме
могущества, имеет еще свойства разумного  существа,  разумной  личности.
Телеологическое  доказательство  очень   древнего   происхождения.   Уже
Анаксагор, наблюдая целесообразное устройство  мира,  пришел  к  идее  о
верховном уме (NouV). Точно также Сократ  и  Платон  в  устройстве  мира
видят   доказательство    существования    высочайшего    разума.    Это
доказательство называют библейским по преимуществу, потому что в Священ.
Писании, особенно в Псалмах и книги Иова, целесообразное устройство мира
возводит мысль к премудрому художнику мира. Критики отрицают силу  этого
доказательства, или отрицая самую целесообразность в мире, или  объясняя
целесообразность результатом действия сил и  законов  природы  (Геккель,

Страницы: «« « 352   353   354   355   356   357   358   359   360  361   362   363   364   365   366   367   368   369   370  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь