Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 357   358   359   360   361   362   363   364   365  366   367   368   369   370   371   372   373   374   375  » »»

QeotokoV - Богородица, встречающееся еще у св. Афанасия  Великого,  было
признано всеми и сделалось общеупотребительным. Православная  церковь  в
согласии со всею древнею Вселенскою церковью чтит  Богородицу  святою  и
пренепорочною приснодевою; как к скорой помощнице и заступнице прибегает
к Ней в молитвах;  славит  Ее  за  оказанные  благодеяния;  в  честь  Ее
установила многие праздники и освятила многие храмы,  имеет  и  чтит  Ее
чудотворные иконы. Церковь католическая  в  почитании  Богородицы  пошла
дальше и установила новый догмат, которого церковь древняя не  знала,  а
церковь  православная  отвергает.  Еще  в  XII  в.   стало   на   Западе
распространяться мнение о непорочном зачатии и  рождении  Богородицы,  и
лионские каноники в 140  г.  установили  праздник  в  честь  непорочного
зачатия. Доминиканцы порицали праздник и отрицали справедливость  такого
мнения. Но тем не менее уже  в  XIV  в.  как  праздник,  так  и  учение,
благодаря главным образом францисканцам, были  признаны  в  католической
церкви повсеместно. Папы этому благоприятствовали и,  наконец,  Пий  IX,
при  усердной  помощи  иезуитов,  торжественно  провозгласил  непорочное
зачатие Богородицы в Риме, 8 декабря 1854 г., в  качестве  обязательного
для всех католиков  догмата.  И  в  практике  католической  относительно
почитания Богоматери, особенно в средние века,  было  немало  излишнего,
иногда странного и даже просто нелепого с церковной точки зрения и дурно
влиявшего на нравственность.  Эта  практика  нашла  для  себя  осуждение
иногда справедливое по содержанию, но очень  резкое  и  глумительное  по
форме у Лютера и других реформатов XVI в. Вместе с нелепыми легендами  и
подложными святынями, реформаты отвергли благоговейное чествование  икон
и  молитвенное  призывание  Богородицы,  основав,   впрочем,   некоторые
праздники в честь ее.
   П.Васильев.
   Богослужебные  книги  содержат  в  себе  службы  и   священнодействия
церковные по которым совершается богослужение. Одни из них  относятся  к
частному богослужению (требам), т. е. к такому, которое  совершается  по
нужде, требованию одного  или  нескольких  лиц,  напр.  Kpeщениe,  брак,
погребение и т. под.  Другие  относятся  к  общественному  богослужению,
которое совершается повседневно в храмах, как:  вечерня,  утреня,  часы,
литургия и проч. Все необходимое для частного богослужения  находится  в
одной  книге  -  Требнике.  Для  совершения  общественного  богослужения
необходимы многие книги, как то: Служебник, Чиновник, Часослов,  Октоих,
Минея  Месячная,  Минея  Праздничная.  Минея  Общая,   Триодь   Цветная,
Ирмологион, Типикон. Некоторые книги употребляются как в частном, так  и
в общественном богослужении, как то: Евангелие, Апостол и Псалтирь -  Б.
книги, приспособленные  для  богослужебных.  целей,  с  разделением  для
чтения в известные дни и при известных случаях. Не касаясь каждой  книги
в  частности  по  ее  составу  и  содержанию,  ограничимся  здесь  общим
замечанием о богослужебных книгах. Богослужение частное  совершается  по
одной книге -  Требнику.  Но  для  богослужения  общественного,  как  мы
видели, существует обширный круг  богослужебных  книг.  Многочисленность
книг  для  общественного  богослужения   обусловливается   изменчивостью
состава одних и тех же служб, в частных молитвословиях, от дней недели и
дней года (чисел). В одних и тех же  книгах,  в  Служебнике,  Часослове,
Октоихе, мы встречаем одни и те же службы: утреню, вечерню, литургию;  и
ни в одной книге не  находим  всех  молитвословий  для  этих  служб,  не
находим полной  вечерни,  утрени  и  литургии.  Таким  образом,  частные
молитвословия для этих служб должно искать во многих книгах. Это зависит
от того, что  в  составе  каждой  службы  есть  нечто  непременное,  что
постоянно читается и поется на этой службе, когда бы она ни совершалась,
и нечто изменчивое, зависящее от  дня  недели  и  дня  года,  в  которые
совершается эта служба. Каждая служба изменяется семь  раз  в  неделю  и
триста шестьдесят пять раз в году. Таким образом, если бы изложить  одну
какуюнибудь службу целиком для целого года, потребовалась  бы  громадная
книга или даже несколько томов книг для одной только службы. Но  и  этим
не устранились бы  все  затруднения.  Изменчивость  службы  зависит,  мы
сказали, от дней года, чисел. А числа, как известно, в продолжение  семи
лет подряд падают на разные дни недели. Вследствие этого одна  и  та  же
служба в течение семи лет  может  являться  с  многочисленными  частными
изменениями (365 ? 7=2555). Невозможность изложить в одной  книге,  хотя
бы и многотомной, одну какую-нибудь службу для всех дней одного года,  а
тем более для всех  годов,  навсегда,  и  принуждает  размещать  частные
молитвословия, относящиеся к одной и той же службе, по многим книгам:  в
одних из них излагают молитвословия  неизменные  и  постоянные,  или  по
крайней мере чаще других встречающиеся в известной службе,  а  в  других
изменяемые по зависимости от подвижных и неподвижных  праздников.  Кроме
исчисленных простых книг, в круге Б. книг есть еще  и  нотные,  как  то:
Обиход, Октоих, Праздники, Ирмологион.
   П. В.
   Богота (под  испанским  владычеством  Sante-Fe-de-Bogota)  -  главный
город южноамериканских соединенных штатов Колумбии, в департаменте  того
же имени, в штате Кундинамарке, налево от речки Pиo де Б.,  на  западном
склоне Андов. Город лежит на плоскогории, высотою в 2700 м.,  а  потому,
не смотря на близость экватора, пользуется очень  здоровым  климатом,  с
средней годовой температурой в 12,3ё P. Большая дорога проведена от него
к гавани Буэнавентура, откуда на протяжении 20 км. идет железная  дорога
к Кордобе. Жит. 100 тыс., главное занятие которых -  торговля  и  горный
промысел, а также фабрикация золотых и серебряных изделий. Б. резиденция
правительства,   конгресса,   центральных   управлений,    католического
архиепископа и, бесспорно, один из красивейших городов Южной Америки,  с
множеством садов и площадей,  правильными,  пересекающимися  под  прямым
углом  улицами.  Самая  лучшая  из  них   Калле-Реаль   или   Калле-дела
Республика, выходящая  на  великолепную  Торговую  площадь,  на  которой
красуются правительственные здания, таможня и выстроенный  в  коринеском
стиле кафедральный собор  с  статуей  Божией  Матери,  славящейся  своим
убором из драгоценных камней. По  средине  площади  возвышается  с  1846
бронзовая статуя Боливара, отлитая в Мюнхене. Кроме собора, Б. имеет  29
церквей, теперь более  или  менее  запущенных,  12  монастырей,  отчасти
служащих  для  иных  целей,  отчасти  покинутых,  университет,   Colegio
Nacional de  S.  Bartolemo,  военные  и  другие  школы,  высшее  учебное
заведение для девиц, библиотеку в 33000 томов, естественнонаучный музей,
ботанический сад, театр, 4  госпиталя  и  общество  естествоиспытателей.
Вследствие частых землетрясений,  дома  все  одноэтажные,  отчего  город
раскинут на большом пространстве. Окрестности его украшены великолепными
дачами. Город Б. построен в 1538 испанцем Гонзало Хименес  де  Квезадой,
на месте древнего Тенсаквилло, в 1598, сделался  резиденцией  испанского

Страницы: «« « 357   358   359   360   361   362   363   364   365  366   367   368   369   370   371   372   373   374   375  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь