Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 354   355   356   357   358   359   360   361   362  363   364   365   366   367   368   369   370   371   372  » »»

неприложимы к данному вопросу формы доказательств математических  в  так
называемых демонстративных; но доказательства индуктивные  и  уместны  и
приложимы.
   В тех самых актах сознания, которыми мы уясняем присущую  нашему  уму
идею  бытия  Божия,  мы  находим  основания  и  для  доступного   разуму
постижения свойств существа Божия. Путем доказательства  онтологического
мы постигаем Б., как первосущество -  субстанцию.  Космологическое  дает
нам идею о Б.. как первой причине всякого бытия и жизни, - не  требующей
никаких  условий  для   своего   собственного   бытия.   Телеологическое
доказательство заставляет нас в  Верховном  Существе  призвать  существо
премудрое  и  бесконечно  разумное.  В  нравственном  доказательстве  мы
приписываем  Б.  чистейшее  самоопределение  и  признаем  его  верховным
законодателем и судьею мира. В  этих  общих  определениях  даны  частные
понятия о свойствах существа Божия. Как безусловно разумное и  свободное
существо, всегда и всецело обладающее своими  совершенствами,  с  полным
ведением и совершенною волею, свободное  от  внешней  необходимости,  Б.
есть  всесовершенный  дух  и,  в  чистейшем  смысле  слова,  Лицо.   Как
верховному  существу  и  верховной   причине   мира,   ему   свойственно
всемогущество.  Как  художнику  целесообразного  устройства   мира   ему
свойственна премудрость. как верховному законодателю нравственного мира,
ему свойственны: правосудие, благость, святость и проч., и проч. Так как
в Б. заключаются идеалы всех для нас мыслимых совершенств,  то  Б.  есть
существо всереальное, идеал истины, добра и красоты.
   Главным спорным пунктом в философских определениях Божества  является
вопрос о личном Боге. Вера в личного Б.  присуща  всем  религиям  (кроме
буддизма) и составляет, как  мы  прежде  сказали,  существенный  элемент
религии вообще. Но некоторые философские школы совершенно  отрицают  ее.
Теистическое направление в согласии с откровенным  христианским  учением
признает Б.  живым  личным  существом,  деятельность  которого  и  после
творения мира  проявляется  в  промышлении  о  мире  и  в  любвеобильной
заботливости о человеке. Но пантеистическая философия отрицает  личность
в Боге и совсем иначе представляет отношение Бога к миру. Она определяет
Бога, как внутреннюю причину вещей (Deus est causa rerum immanens),  чем
выражает ту мысль, что  причина  эта  не  есть  что  нибудь  внешнее  по
отношению к миру, но внутренне присуще ему, все явления мира физического
и духовного относятся к ней, как  акциденции  к  своей  субстанции.  как
бываемое к сущему. На языке этой системы Б. большею частью  обозначается
не существительным именем, а  отвлеченно,  прилагательным:  безконечное,
абсолютное, бессознательное, целое все и т. д. Если употребляются  более
конкретные названия. мировой дух, душа мира, абсолютная субстанция -  то
с ними все таки не соединяется понятие о  личном  существе.  Безличность
Божества, по этой системе. такое же его  существенное  свойство,  как  и
неотдельность от мира. Мыслители этой школы видят взаимное  противоречие
в самых понятиях: - личность и бесконечное - и говорят, что эти  понятия
отрицают  одно  другое:  бесконечное  не  может   быть   личностью.   Но
теистическая философия под бытием бесконечным разумеет бытие  отрешенное
от  условий  пространства  и  времени  -  этих  необходимых  форм  всего
конечного, ограниченного и несовершенного и потому не видит противоречия
между понятием личность  и  бесконечное.  Она  замечает  противоречия  в
пантеистических определениях, по которым с одной  стороны  утверждается,
что абсолютное должно совмещать в себе все, с другой отказывает  ему  во
всяком  положительном  качестве  в  совершенстве,  и  в  том   числе   в
сознательном свободном личном бытии, так что в конце концов оказывается,
что вместо него Божеству не принадлежит ничего,  и  оно  превращается  в
ничто. Пантеисты думают. что  для  бесконечного,  всеобъемлющего  начала
личная  форма  бытия  тесна  и  узка;  личная  форма  -  несовершенство,
ограничение и лишение бесконечности. Б., по Гегелю, мировой  дух,  вечно
раскрывающийся в разнообразных формах конечного бытия и  сознающий  себя
только  в  ограниченных  разумных  существах.  Против  такого  понимания
Божественного самосознания справедливо возражают противники пантеизма  и
защитники понятия о личности  Божества.  Человеческое  в  всякое  вообще
ограниченное сознание не может быть одно с бесконечным: оно  никогда  не
может освободиться от несовершенства и потому в  нем  никогда  не  может
вполне отразиться сознание Богом Себя, как бесконечного Духа. Если Б.  в
конечных и ограниченных существах доходит до Сознания Себя, а сам в Себе
не имеет Самосознания, то необходимо  допустить,  что  Сознание  его  не
отвечает Существу Его: Сам по Себе, по Существу своему, он неограничен и
всесовершен, а сознание имеет ограниченное и несовершенное. Здесь нельзя
не видеть противоречия. Против понятия о личном Боге ратуют  Шлейермахер
и  Штраус.  Всю  эту  контроверсию  можно   читать   в   книге   Н.   П.
Рождественского, "Христианская Апологетика".
   П. Васильев Богара,  богарой  или  богарными  полями  (иначе  ляльми)
называются в Туркестане и вообще в Средней  Азии  поля,  засеваемые  под
дождь, т. е. без  искусственного  орошения  и,  главным  образом  яровой
пшеницей. Богарные посевы вследствие недостатка воды играют  чрезвычайно
важную роль в хозяйстве среднеазиатского жителя и неурожай богары влечет
часто за  собой  голод.  В  ходжентском  у.  около  трети  всех  посевов
производятся под дождь, а в остальных местностях  Самаркандской  области
от 1/4 до 1/2. Урожай хлеба на  богарных  полях  зависит  от  количества
влаги  в  почве  весной  (снежная  зима)  и  от   весенних   дождей,   а
следовательно чаще всего дают  урожай  богарные  поля,  расположенные  в
подгорной полосе (около 4000 ф. над ур. моря).  Площадь  богарных  полей
постоянно изменяется в зависимости от видов на более или менее  обильную
влагой весну.
   Богданова (Надежда Константиновна) - знаменитая балерина, род. в 1836
г.  в  бедной  артистической  семье.  Ее  отец  был  первым  танцовщиком
московского балета, а впоследствии  и  режиссером  (умер  1877).  Будучи
воспитан в строгой школе Дидло, он  с  большим  тщанием  обучал  Н.  К.,
которая 12 лет впервые появилась на сцене в Ярославле. Объехав с успехом
почти все главные города  Европейской  России,  Б.  в  марте  1850  года
вернулась в Москву и, по совету Фанни Эльслер, отправилась в Париж, где,
благодаря участию принцессы Мюрат, была принята в танцевальную школу при
оперном театре. Знаменитый Сен-Леон, впоследствии  балетмейстер  в  Спб.
(1859
   - 69), усердно занялся ею и 20 окт. 1851 г. Б. дебютировала в  балете
"Маркитантка", в заглавной роли, смело выступив в балете вместо Карлотты
Гризи. Успех превзошел ожидания, пресса признала в ней крупный талант. С
той поры Б. стала любимицей парижан. На представлении "Juif  Errant"  ее
забросали цветами, Мейербер переделал для нее сцену в "Роберте". 4  года
танцевала Богданова в Париже с большим успехом вплоть до Крымской войны,

Страницы: «« « 354   355   356   357   358   359   360   361   362  363   364   365   366   367   368   369   370   371   372  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь