Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 363   364   365   366   367   368   369   370   371  372   373   374   375   376   377   378   379   380   381  » »»

"Origine vita е  costumi  di  Dante  Alighieri"  и  "Commento  sopra  la
commedia di Dante". Первое заключает в себе  биографию  великого  поэта,
правда, более похожую на  роман  и  апологию,  чем  на  историю;  второе
заключает в  себе  комментарий  на  "Божественную  комедию",  доведенный
только до начала 17-ой песни  ада  (лучшее  издание  Милянези  в  2  т.,
Флоренция, 1863). На итальянском языке им написаны "La  Teseide"  (перв.
изд., Феррара, 1475), первая попытка  романтического  эпоса  в  октавах,
изобретателем которых он и считался; "Amorosa visione" (не  напечатана);
"Filoсоро",  большой,  но  неудачный  роман,  в  котором  самые  смешные
похождения переданы тяжелой  прозой  древних  исторических  писателей  и
содержание отчасти заимствовано из древне-французской повести о Флоре  и
Бланшфлоре; "L'amorosa Fiammetta"  (Падуа,  1472;  нем.  пер.  Дицеля  и
Курца,  1855),  трогательная  история   душевных   страданий   покинутой
Фиаметты,  вроде  Гетевского  "Вертера";  "Ameto"  (Венеция,   1477)   -
пастушеский роман в прозе и стихах;  "Il  Filostrato"  (1480),  поэма  в
октавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды; "Il  ciorbacco  о
labirinto d'amore" (Флоренция, 1487) едкий памфлет  на  женщин.  Большую
часть своих стихотворений Б. предал огню, после того, как познакомился с
поэзией Петрарки.
   Но  главным  произведением  Б.,  обессмертившем  его  имя,  был   его
прославленный и  ославленный  "Декамерон"  (10-ти  дневные  рассказы)  -
собрание 100 повестей, рассказанных обществом  из  7  дам  и  3  мужчин,
которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время  этими
рассказами. "Декамерон" написан частью в Неаполе, частью во Флоренции  и
содержание его Б. черпал или  из  древнефранцузских  "Fabliaux"  или  из
"Cento novelle antiche" (Bologna,  nelle  case  di  Gerolamo  Benedetti,
1525), а также из современных поэту событий. Рассказы изложены  изящным,
легким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной
правдой и разнообразием. В них изображены люди всяких состояний, всякого
возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная  с  самых
веселых  и  смешных  и  кончая  самыми  трагическими  и   трогательными.
"Декамерон" переведен почти на все  яз.  (русск.  перев.  Александра  Н.
Веселовского, М. 1891), из него черпали многие писатели  и  больше  всех
Шекспир.  Первое  издание  его,  так  наз.  "Deo  gratias"   вышло   без
обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г.,  оба  in  folio  и
теперь крайне редки. Между новейшими изданиями  самые  лучшие:  Поджиали
(Ливорно, 1789 - 90, 4 т.) "Ventisettana" (Флоренция, 1827); критическое
издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж,  1823,  5
т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825,  3  т.,  с  историческим  введением);  в
особенности же Фанфани, вместе с знаменитым "Annotazioni  dei  Deputati"
(3  т.,  Флоренция,  1857);  хорошее  карманное  издание  напечатано   в
"Biblioteka d'autori italiani" (т. 3 и 4, Лейпциг). "Opere complete"  Б.
изданы (Флоренция, 17 т. 1827). Обозрение изданий Б. находится у Пассано
в "I novellieri italiani in prcrsa" (Турин, 1878).
   Боккаччио в русской литературе. - Материал для своих новелл Боккаччио
черпал в общечеловеческом фонде повестей  и  сказаний,  начало  которого
приводит исследователя в глубь Азии. Этим объясняется, что некоторые его
новеллы напоминают мотивы  русских  сказок.  Так,  русские  сказки  типа
"Семилетка" очень часто повторяются, конечно с своеобразными  наростами,
остов знаменитой новеллы о верной жене  Гризельде  (10-я  Новелла  10-го
дня).  Но  и  самые  Новеллы  Б.  были  не   безызвестны   древнерусской
письменности - явление  во  всяком  случае  неожиданное.  Действительно,
трудно представить себе игривую, остроумную и не весьма скромную новеллу
Б. под пером старинного грамотея,  подьячего  или  посадского  человека,
привыкшего списывать и наслаждаться словами о злых женах,  сказаниями  о
царе Агее и другими "вельми дивными" и "зело  душеполезными"  повестями.
Новелла  Б.  в  старинной  русской  одежде  принадлежит  к   числу   тех
ненормальных  явлений,  которыми  всегда  сопровождаются   первые   шаги
начинающей  литературы,  действующей  еще  бессознательно.  Новеллы   Б.
проникли к нам через польскую  литературу  и  обыкновенно  попадаются  в
рукописных  сборниках,  носящих  заглавие:  "смехотворные  повести"  или
"фацеции или жарты польски, или издевки смехотворны московски". В  одном
из таких  сборников  А.  Н.  Пыпин  (см.  статью  его  в  "Отечественных
Записках" 1857 г., ј2) нашел следующие новеллы Б.: "О друзех, о Марке  и
Шпинелете", это восьмая новелла восьмого дня в Декамероне; "О  господине
Петре и о прекрасной Кассандре, и о слуге  Николае"  -  седьмая  новелла
седьмого дня; "О жене обольстившей  мужа,  якобы  ввержеся  в  кладезь",
четвертая новелла того же дня. Далее, А. Н. Пыпин  указывает,  что  была
переведена "Повесть утешная  о  купце,  который  заложился  с  другим  о
добродетели  жены  своей"  -  девятая  Новелла  второго  дня.  Но  число
перешедших к нам новелл  было  больше.  Так,  в  сборнике  "Смехотворные
повести", напечатанном в "Памятниках древней письменности" (Спб., 1878 -
79), находим несколько рассказов, напоминающих новеллы Б. и в том  числе
повесть "О жене,  всадивше  гостя  в  полбочки".  Наконец,  в  "Киевской
Старине" 1885 г., ј6 напечатан южнорусский пересказ новеллы о Сигизмунде
и Гвискарде, сделанный силлабическими стихами и относящийся к концу XVII
или началу XVIII в. Это одна из  прекраснейших  новелл  четвертого  дня,
предназначенного  у  Б.  для  рассказов  о   любовных   приключениях   с
трагической развязкою.

   Литература:  Manni  в  "Storia  del  Decamerone"  (Флоренция,  1742);
Бальделли (Флоренция, 1806); Diesdin, "Biographical Decameron"  (Лондон,
1817); Чампи, "Manuscritto autografo di В. " (Флоренция, 1827), Бартоли,
"I precursori del B. " (1878); Ландау, "B-s Leben und Werke"  (Штутгарт,
1877); Korting, "B-s Leben  u.  Werke"  (Лейпциг,  1880);  Ландау,  "Die
Quellen des Decameron" (2 изд., 1884). А. Н.  Веселовский,  "Три  письма
Джиованни Боккаччио к Майнардо де Кавальканти" (Спб., 1876  -  издано  к
500-летпему юбилею Б.); В. Лесевич, "Классики XIV в."  ("Отеч.  Записки"
1874 г., ј12); А.  Авой  "Итальянская  Новелла  и  Декамерон"  ("Вестник
Европы" 1880 г., ј2-4).
   Боккерини  (Boccherini)  -  известный   композитор   инструментальной
музыки, род. 19 февраля 1743  г.  в  Лукке;  первоначальное  музыкальное
образование получил у аббата Вануччи; под руководством же отца  из  него
выработался  хороший  виолончелист;  для  усовершенствования  в   теории
композиции, Б. уехал в Рим. Возвратившись на родину,  он  подружился  со
скрипачом  Филиппе  Манфреди,  и  вместе  с  ним  предпринял  концертное
путешествие по северной Италии и Франции, и в 1768 г.  прибыл  в  Париж,
где издал свое первое сочинение: "Шесть струнных квартетов",  к  которым
публика отнеслась с большим сочувствием. В Париже  были  напечатаны  еще
многие из его сочинений, сделавшие имя Б. всемирно известным.  Позже,  в

Страницы: «« « 363   364   365   366   367   368   369   370   371  372   373   374   375   376   377   378   379   380   381  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь