Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 368   369   370   371   372   373   374   375   376  377   378   379   380   381   382   383   384   385   386  » »»

   Несомненно, к сонму великих итальянских мастеров, мог бы  приобщиться
другой художник из школы Карраччи, если бы он  не  жил  в  эпоху  упадка
искусства, когда вкусы в Италии,  к  концу  XVII  века,  в  значительной
степени были извращены. Мы говорим  о  Доменикино  Цампьери,  прозванном
Доменикино (1581 -  1441),  сначала  ученик  Кальварта,  затем  академии
дельи-инкамминати, он одно время был  в  большой  моде  в  Италии  и,  к
сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики.  Шедевром
его считается "Исповедь св. Иеронима", о которой Пуссэн говорил, что она
принадлежит к числу трех наилучших картин Рима. В  ней  много  простоты,
величия, она  вся  проникнута  чувством  благоговения.  Нигде  в  других
произведениях художник не выразил более сильно этого чувства.  Его  "Св.
Иероним в пустыне", "Св.  Цецилия",  "Торжество  любви";  находящиеся  в
Лувре, прекрасные фрески в церкви  Сан-Луиджи  де  Франчези  в  Риме,  в
аббатстве Гротта-Феррата в вилле Альдобрандини во Фраскатти,  отличаются
свежестью, возвышенностью стиля и  силою  выраженья.  Обращают  на  себя
внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже:  "Св.  евангелист  Иоанн",
причисляемый к замечательнейшим произведениям Доменикино. Картина эта  в
течение долгого времени принадлежала  д-ру  Фроману  в  Штутгарте,  а  в
начале нынешнего столетия была куплена от  него  Д.  А.  Нарышкиным,  от
которого  приобретена  была  императором  Николаем  I  для   императрицы
Александры Федоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете
в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице  Марии
Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, сделалась
собственностью Эрмитажа в 1881 г. Точно  такая  же  картина  Доменикино,
бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля,
в замке Гоуард, в Йоркшайре, в Англии. Превосходная копия  с  эрмитажной
картины, сделанная Брюловым,  имеется  в  музее  Императорской  академии
художеств в Спб.; "Взятиe  Св.  Mapии  Магдалины  на  небо",  "Ликование
израильтянок  по  переходе  Моисея  через  Чермное  море"   -   картина,
перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи,  где  она  значилась
произведением  школы  Доменикино.  К  произведениям   школы   Доменикино
относится находящаяся в Эрмитаже картина, "Персидская  Сивилла",  прежде
считавшаяся работой самого художника, между прочим потому,  что  в  лице
Сивиллы узнавали портрет его дочери.
   Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три,  отличался
один из последних представителей Болонской  школы  -  Джованни-Франческо
Барбьери (1591 - 1666), прозванный Гверчино,  т.е.  косоглазый,  сначала
ученик Барт. Бертоцци, Дж. Б. Кремонини и Паоло  Дзаньони,  впоследствии
подражатель Лодовико Карраччи и Микеланджело.  Хорошим  образцом  первой
манеры художника служит его картина, находящаяся ныне  в  Эрмитаже;  она
изображает "Св. Анну, обучающую Младенца Христа  чтению".  К  первым  же
работам Барбьери относится его " Взятие Богородицы на небо"
   - картина эта, находящаяся также в  Эрмитаже,  в  числе  других  была
исполнена художником, по возвращению в Рим, в 1623  г.,  для  Александра
Танари, в семействе которого  она  хранилась  до  1844  г.,  когда  была
приобретена для Эрмитажа. В  галерее  Дориа,  в  Риме,  имеется  картина
Гверчино,  изображающая  св.  Иоанна  и  представляющая   почти   точное
повторение фигуры этого апостола на  эрмитажном  "Взятии  Богородицы  на
небо", для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком
случае, до 1623 г., во время первого пребывания художника в Риме. Другой
манерой  письма  отличается  так  же  находящаяся  в  Эрмитаже   картина
Гверчино, изображающая "Видение св.  Клары"  и  находившаяся  сначала  в
галереях  Тюньи,  а  потом  герцога  Талара.  Старинная  копия  с   нее,
выдаваемая за оригинал, находится в  Венеции,  в  Пинакотеке  Манфредини
(Seminare particolare). К произведениям второго рода причисляют еще одну
эрмитажную  картину,  принадлежащую  кисти  Гверчино   и   изображающую:
"Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу Христу"  -  картина  эта
находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была  куплена  для
Эрмитажа в  1810  г.  Образцами  третьей,  последней  манеры  художника,
служит: во 1-х его превосходнейшее произведение "Мучение св. Екатерины",
написанное художником для его родины, Чентской  общины,  и  находившееся
прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II,  откуда  она  была
приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи, в  1850  году,  во  2-х
"Св. Иероним  в  пустыне",  работа  представляющая  вероятно  тот  образ
святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори ("Vita
di Fr. Barbieri") в 1641 г.  для  Ридольфо  Струми,  в  Римини,  и  ныне
находящаяся в Эрмитаже. Небольшая  копия  с  нее,  также  выдаваемая  за
оригинальное произведете  Гверчино,  имеется  в  Венеции,  в  Пинакотеке
Манфредини.  Картины  Гверчино  славятся  своим   ярким,   выразительным
колоритом.
   Последним из непосредственных  учеников  академии  Карраччи  является
Джованни Ланфранко, называвшийся  также  кавалером  Джованни  да-Стефано
(1580 - 1647), гравер и живописец, ученик Агостино и Аннибале  Карраччи.
Образцами  его  произведений,  отличающихся  мужественной  силою  кисти,
служат  две  картины,  находящиеся  в   Эрмитаже:   1)   "Благовещение",
написанное для одной из мальтийских церквей и приобретенное для Эрмитажа
из коллекции Троншена около 1780 года и 2) "Предвечный отец"  -  картина
эта поступила в Эрмитаж в 1832 г. из коллекции  кн.  Евгения  Сапеги,  в
Гродно, и одно время ошибочно приписывалась кисти Гверчино. С  Ланфранко
завершается блестящая эпоха Болонской школы,  которая  во  2-й  половине
XVII столетия начинает приходить в безнадежный упадок.
   Тщетно стараются в конце этого столетия  Лоренцо  Пазинелли  и  Карло
Чиньяни воскресить искусство болонских художников. Чиньяни (1628 - 1719)
ученик Дж. Б. Капри  и  Альбани,  подражал  Корреджио  и  Карраччи.  Его
"Материнская любовь" находится  в  Эрмитаже.  Чиньяни  удалось  добиться
того, что в Б. учреждена была на средства города академия художеств.  Он
был назначен ее пожизненным директором.  Чиньяни  успел  заручиться  для
академии покровительством папы Климента XI, утвердившего  ее  уставы,  и
согласившегося дать свое имя новому учреждению, которое с тех пор (1708)
получило название: "Климентинской академии". Но поздно было уже в  эпоху
полного  падения  искусства  вдохнуть  в  него   новую   жизнь.   Италия
истощенная,  словно   почва,   подвергшаяся   усиленному   возделыванию,
перестала производить великих живописцев, и болонская школа впала в  тот
же напыщенный тон, в ту же изнеженную вычурность, которые  характеризуют
собою все итальянские школы XVIII столетия.
   Всего лучше определяет роль болонской школы итальянской  живописи  Ш.
Блан следующими немногими словами: "болонские художники, взятые  вместе,
образуют некоторый  род  буржуазии  в  искусстве.  В  крови  у  них  нет
благородства истых аристократов, нет с другой стороны крепкой  и  смелой
энергии простого парода. Их главное качество  заключалось  в  отсутствии

Страницы: «« « 368   369   370   371   372   373   374   375   376  377   378   379   380   381   382   383   384   385   386  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь