Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 358   359   360   361   362   363   364   365   366  367   368   369   370   371   372   373   374   375   376  » »»

вице-короля Новой Гранады, а  в  1811  г.  местом  заседаний  конгресса,
который, по примеру Венесуэлы, провозгласил 12 нояб. республику. В  1816
испанцы снова завладели Б., но в 1819г., после победы при Бойаке, он был
освобожден Боливаром и в скором времени сделался столицей Колумбии.
   Богочеловек (QeandrwpoV) - слово не  библейское,  но  очень  древнее;
кажется, прежде других им пользовался Ориген для обозначения единения во
Христе Божества и человечества. Вопрос о взаимном  отношении  во  Христе
Божества и человечества с особенною ревностью был обсуждаем в Церкви в V
и VI вв. После победы над Несторианством было ясно  определено  единство
лица, а после опровержения монофизитства установилось в точности  учение
о целости естеств - Божеского  и  Человеческого  в  лице  Христа.  Таким
образом  был  вполне  уяснен  догмат  о  Богочеловеке  и  теперь   слово
QeandrwpoV стало выражать выработанное Церковью учение о Лице  Христа  и
взаимноотношении в Нем двух естеств.
   П.В.
   Богоявление (epijaneia, epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятый
праздник, 6-го января, иначе называется  праздником  Крещения  Господня;
так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от  Иоанна  в
Иордане (Матф. 3, 13 - 17. Марк 1, 9 - 11. Лук. 3, 21 - 22).  Первое  же
название усвояется этому празднику потому, что  при  крещении  Спасителя
было особое явление всех трех лиц  Божества:  Отец  из  отверстых  небес
гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде  голубя  сошел
на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечерие
этого праздника, как и в  самый  день  праздника,  обыкновенно  крестили
оглашенных и поэтому праздник  называли  праздником  светов,  праздником
просвещения. В службе праздника  Церковь  воспоминает  событие  Крещения
Спасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит  тропарь
Крещения:  "Во  Иордане  крещающуся  Тебе,  Господи,  Тройческое   явися
поклонение..  ".  Церковное  празднование  Богоявления,  как   праздника
великого, продолжается двенадцать дней, 2 - 14  января.  Ближайший  пред
праздником воскресный  день  называется  неделею  пред  Просвещением.  В
праздновании Б. есть  большое  сходство  с  празднованием  Рождества:  в
навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того  и
другого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник или
Сочельник. В навечерие Б. и в самый день  Б.  бывает  великое  освящение
воды (в отличие от малого, совершаемого в другие  дни):  в  навечерие  в
церкви, и в самый праздник вне церкви, на  реках,  прудах  и  колодезях.
Этот обряд происходит из глубокой христианской древности;  водоосвящение
в  этот  день  на  древнем  русском  языке   называлось   водокрещением.
Богоявленская или Крещенская вода издревле  считалась  великою  святынею
(агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение  целого  года,
ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни в дают пить  тем,  кто
по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.
   С праздником Б. в различные  времена  в  разных  церквах  соединялись
представления  о  нескольких   священных   событиях.   На   Востоке   он
праздновался по свидетельству Климента Александрийского,  с  II  века  в
воспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому  событию  приурочивали  его
даже гностики, последователи Василида, понимая самое событиe, конечно, в
духе своей еретической системы. В смысле  воспоминания  о  Крещении,  Б.
праздновали в  III  веке  в  церкви  египетской,  палестинской  и  друг.
восточных, 6-го января. Так  как  день  этого  праздника  сделался  днем
торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его:  "Ta  fvta,
hmera tvn jwtwn, jvta tou Crisou"; потому что этими словами обозначалось
Крещение. С временем  Крещения  совпадает  время  вступления  Христа  на
общественное   служение;   поэтому   с   праздником   стали    соединять
представлениe о Мессианстве Христа, засвидетельствованном  Отцем  и  Св.
Духом при Крещении. Чудо в Кане  Галлилейской  было  первым  откровением
Мессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником,
и название: Епифания стало указывать собственно на крещение, а  Феофания
- указывало собственно на Чудо. Далее: 6-ое января в Египте считали днем
Рождения Христа, и таким образом вместе с явлением Meccии воспоминали  и
вообще  явление  Бога  во   плоти.   Из   Египта   такое   представление
распространилось на Востоке тем удобнее, что до конца IV  века  не  было
определено время празднования Рождества Христова. Таким образом с  одним
днем  соединялось  троякое  воспомивание:   О   вступлении   Meccии   на
общественное служение, Откровение  его  достоинства  в  первом  Чуде  и,
наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника  остались  те
же и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначают
и Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним  выразительно  говорит,
что эти слова должны обозначать Крещение, а не  Рождение  Христа.  Может
быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа  и
на Востоке перенесли на 25-ое декабря, а 6 января  воспоминали  Крещение
Христа и явление при крещении всех лиц Св.  Троицы.  Первое  известие  о
праздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году  кесарь  Юлиан,
впоследствии император, богоотступник, праздновал Б.  вместе  с  другими
христианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот  праздник  -  Dies
epiphaniorum, Dies apparationis или apparationum -  и  праздновали  6-го
янв., соединяя с этим днем все  упомянутые  представления,  но  главное.
внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение  волхвов,  т.
е. на откровение Сына Божия в мире языческом,  представителями  которого
являются здесь волхвы. Так как волхвы, по  преданию,  были  цари,  то  и
праздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum)  или
праздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа  и  Чудо  в
Кане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось  мало
внимания, они пред поклонением волхвов отступили на задний план.
   П. В.
   Бодлэр (Шарль Baudelaire)  -  знаменитый  французский  поэт,  род.  в
Париже 9 апр. 1821 г., умер там же 31 авг. 1867  г.  С  детства  страдал
припадками тяжелой меланхолии, учился плохо. С трудом  выдержав  экзамен
на бакалавра, он хотел посвятить себя  литературе,  но  родители,  чтобы
удержать его от  этого,  по  их  мнению,  пагубного  пути,  убедили  его
совершить путешествие в Индию. Чрез 10 месяцев Б. вернулся  во  Францию,
вынеся  из  путешествия  живые  впечатления  красот  Востока  и   мечтая
воплотить их в художественные образы.  Сделавшись  совершеннолетним,  Б.
получил 75000 фр. наследства от отца и начал вести самостоятельную жизнь
среди литературной и артистической богемы. В 1845 и 46 гг. Б., известный
до тех пор лишь в тесных кружках Латинского квартала, выступает в печати
блестящими статьями об искусстве в журнале "Salon". Мнения,  высказанные
им здесь о современных художниках, подтвердились суждениями потомства, а
самые статьи его принадлежат к блестящим страницам когда либо написанным

Страницы: «« « 358   359   360   361   362   363   364   365   366  367   368   369   370   371   372   373   374   375   376  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь