Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 340   341   342   343   344   345   346   347   348  349   350   351   352   353   354   355   356   357   358  » »»

приписывает исключительно одной божественной благодати. Эти положения он
выводить из понятий о первобытном состоянии  и  о  последствиях  первого
греха. Основные мысли  системы  Августина  можно  изложить  в  следующих
кратких положениях: Бог - совершенная  святость  и  единственное  начало
святости  в  людях.  Он  не  может  ничего  хотеть  кроме   добра;   эта
необходимость есть  единственная  истинная  свобода.  Воля  человеческая
может почитаться свободною в том только случае,  когда  она  проникается
волею Божиею и исходя от Бога, определяет себя к добру. Сам по себе, как
простое дитя природы, вне Бога, человек раб греха. Он  руководится  лишь
естественными побуждениями и управляется  вожделением  (concupiscentia),
которое противится добру, т. е. воле Божией,  открывающейся  в  совести.
Правда, человек в естественном состоянии имеет произволение (arbitrium),
но оно не свободно, так  как  избирает  только  зло.  И  теперь  человек
сознает, по свидетельству совести, что  он  делает  не  то,  что  должен
делать и желает не того, чего должен желать. По  этому  надо  заключить,
что настоящее состояние человека, настоящее его рабство греху, не  может
быть его нормальным и первоначальным  состоянием.  Созданный  по  образу
Божию,  человек  должен  быть  чистым  сосудом  воли  Божией.  Настоящее
состояние человека произошло от того,  что  он  лишил  себя  единения  с
Богом, заменив волю Божию своею. Эта самостоятельность  лишила  человека
невинности первобытного состояния  (status  originalis).  После  первого
греха изменились свойства человеческой природы;  падениe  (lapsus)  было
упадком природы (labes nаturae). Все потомки Адама наследовали от него и
его природу с ее свойствами. Таким образом  грех  первородный  (peccatum
originale)  есть  грех  природный  (р.  naturale)  и  вследствие   этого
наследственный (р. hereditarium). И так, человек, созданный по образу  и
подобию Божию, в грехопадении утратил богоподобие и  все  соединенные  с
ним преимущества. Если бы человек устоял в союзе с Богом  и  не  заменил
воли Божией  своим  самолюбием,  присущая  его  природе  возможность  не
грешить и не умереть  (posse  non  peccare  et  mori)  обратилась  бы  в
невозможность согрешить и умереть (non posse peccare et mori),  а  после
грехопадения для него не возможно не грешить и не умереть. Таким образом
не может быть речи о свободе человека, о добрых делах, а следовательно и
возможности для него совершить свое спасение.
   Спасение человека может быть только от Бога, и Он. совершает  спасете
человека. В Ветхом Завете посредством закона  Бог  сделал  для  человека
ясным его печальное состояние и заставил почувствовать  бедствие  греха,
чтобы человек научился ожидать спасения  от  Бога.  В  Новом  Завете  во
Христе дано спасение людям. Бог сделался человеком,  чтобы  возродить  и
освятить человеческую природу,  0тдедьный  человек  может  усвоить  себе
данное людям спасете не иначе,  как  при  содействии  и  помощи  Божией,
которая  и  есть  благодать.   Она   совершает   в   человеке   спасение
многоразличными действиями. Сначала располагает человека  к  покаянию  и
пробуждает сознание необходимости божественной помощи для  спасения.  По
этой   деятельности   она   называется   благодатью   приготовляющею   и
предшествующею (gratia praeparans, praeveniens). Потом, возбуждая веру и
любовь ко Христу, вводить в общениe с Ним; и в силу этого, чрез усвоениe
себе заслуг Христа, человек получает прощение грехов и силы  к  добру  -
возрождается. Это - благодать действующая (gr. ореrans). Теперь  человек
может свободно определять себя к добру; но  так  как  и  в  возрожденном
человеке все еще остается ветхий Адам с его греховными похотьми, то  для
дальнейшего преуспеяния в  святой  жизни  и  теперь  нужно  божественное
содействие и вспомоществование. Благодать, руководящая человеком на этой
стадии его нравственного развития, называется благодатью,  содействующею
(gratia cooperans). Она сообщает человеку в борьбе  его  со  грехом  дар
постоянного  пребывания  в  добре  (donum  perseverantiae);  и  человек,
наконец, настолько проникается святою волею Божиею, что не может  хотеть
иного, чего хочет Бог. Эта свобода чад Божиих есть единственно  истинная
свобода; в  ней  жизнь  вечная  и  блаженство.  Источник  всякого  блага
Христос; все, что не от  Него  исходит,  грех.  Поэтому  о  добродетелях
язычников  не  может  быть  речи.  Августин  называет   их   "блестящими
пороками". Если ветхозаветные отцы оправдались  и  спаслись,  то  только
потому, что они восприняли Христа ожидающею верою.
   Спасение человека совершает Бог по своей благодати и чрез  благодать;
без этого условия невозможно спасение. Но какое же участие принимает при
этом сам человек и в чем проявляется деятельность его  воли?  Ответы  на
эти вопросы  резко  определили  и  совершенно  докончили  систему  блаж.
Августина. К  окончательным  выводам  он  пришел  постепенно  и  не  без
некоторого колебания. Первоначально, до 395 г., он  признавал  некоторое
участие воли в спасении и собственно  в  получении  благодати.  От  воли
зависит открыть или закрыть себя для действий благодати. Вера признается
органом для восприятия спасения чрез благодать. Благодать  назначена  от
Бога для всех людей, но получают ее только те, которые стремятся к  ней;
они и спасаются. Если же другие не получают благодати и погибают, в этом
их собственная вина. Бог не вменяет человеку присущую  ему  греховность,
но осуждает за нежелание получить  дарованное  спасение.  Таким  образом
благодать предлагается всем, и получение или неполучение  ее  зависит  в
некоторой степени  от  самого  человека.  Впоследствии  Августин,  после
внимательного изучения апостола Павла, 10-й гл. Послания к  Римлянам,  и
припоминая свое собственное обращение,  пришел  к  другим  определениям.
Именно: человек, будучи вне благодати рабом греха, не  может  определять
себя к такому добру, как вера. Вера не может  предшествовать  благодати;
она скорее ее последствие.  Благодать  дается  не  потому,  что  человек
верит, а для того, чтобы он верил. Благодать, как  благодать,  не  может
быть приобретена заслугами человека: она дается помимо всяких  заслуг  и
без всяких  заслуг,  даром  (gratia  gratis  data).  Эти  мысли  привели
Августина к его знаменитой теории о божественном.
   Пелагианство было осуждено церковью как на Западе, так и на  Востоке.
и учение Августина о греховности человека и невозможности  спасения  без
божественной  благодати  признано  правильным.  Но  учение  Августина  о
предопределении церковью принято не было. Православная церковь,  отрицая
вместе  с  Августином  пелагианское  учение  о  свободе  воли,   могущей
совершить спасение, в тоже время признает, что человек имеет на  столько
свободы воли, чтобы любить добро и избирать его, что отрицает  Августин.
Она вместе с  Августином  признает,  что  человек  не  может  достигнуть
нравственного совершенства. и спасения без благодати;  и  в  тоже  время
утверждает, что и после грехопадения у  человека  осталась  сила  желать
благодати и стремиться к  ней,  чего  не  допускает  Августин.  Споры  о
благодати и предопределении не кончились в V  в.;  они  имели  долгую  и
разнообразную историю, весьма влиятельную в области богословской науки и

Страницы: «« « 340   341   342   343   344   345   346   347   348  349   350   351   352   353   354   355   356   357   358  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь