Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 » »» исследованию повальных болезней, соединенных с лишениями и голодом, а также проказы, своим участием в общественно-гигиенических мероприятиях по устройству больниц, школ и пр. Из отдельных сочин. В., помимо специальных работ и небольших брошюр, особенно известны: "Gesammelte Abhandlungen zur wissenschafti. Medicin" (1856); "Untersuchungen uber die Entwicklung des Schadelgrundes" (1857); "Die Cellularpathologie in ihrer Begriindung auf physiol. und pathol. Gewebsiehre" (1858); "Die krankhaften Geschwiilste" (1863 - 67); "Vier Reden uber Leben und Kranksein" (1862); "Lehre von den Trichinen" (1865); "Ueber einige Merkmale niederer Menschenrassen" (1875); "Graberfeld von Koban im Lande der Osseten" (Берл., 1883); "Gesammelte Abhandi. aus dem Gebiete der offenti. Medicin und der Seuchenlehre" (1879). Ср. С. М. Лукьянова: "R. Virchow и его витализм" (Варшава, 1891). И. В. Бертенсона,. "Р. Вирхов, как гигиенист" ("Вестник общественной гигиены" 1882, янв.) М. Капустин. Антропологические исследования В. привели его и к археологическим розысканиям, которые он производил по всей Германии и в других странах Европы. У него есть сочинения об урнах, о бронзовом периоде, о курганах, о свайных постройках и пр. В 1879 году он участвовал в знаменитых раскопках Шлимана, и в результате явились сочинения его: "Zur Landeskunde der Troas" (Берлин, 1880; на русском языке: "Развалины Трои" в "Историческом Вестнике", 1880 г., ј2) и "Aittrojanische Graber und Schadel" (Берлин, 1882). В 1888 г. он, вместе с Шлиманом, объездил Египет, Нубию и Пелопонес и производил свои любопытные исследования над царскими мумиями в Булакском музее, причем сравнивал их с сохранившимися изображениями царей. Свои работы по доисторическим древностям он завершил основанием в Берлине "Германского музея одежд и домашней утвари". На русском языке еще имеется в перев. его соч. "О древних могилах и о постройках на сваях" (Спб., 1886). На политический путь В. был приведен не жаждой славы, а гуманным чувством. Во время поездки в Верхнюю Силезию, о которой сказано выше, он пришел к убеждению, что "врачи - естественные адвокаты бедных, и значительная часть социального вопроса входит в их юрисдикцию". С тех пор наука и политика идут у В. параллельно, соединяясь в одно целое в области общественной медицины. Чтобы способствовать развитию санитарного дела, он стал принимать участие в выборных городских учреждениях. Усилия В. в этом отношении увенчались полным успехом. Германские правительства вняли его красноречивым увещаниям и принялись постепенно осуществлять его планы по санитарной части. Благодаря его неутомимой деятельности, Германия и в особенности города ее достигли мало помалу той высокой степени совершенства в санитарном отношении, на какой они стоят ныне. Особенно многим обязан ему Берлин, в муниципальном управлении которого он участвует с 1859 г. Сюда относятся его сочинения: "Kanalisation oder Abfubr" (Берлин, 1869); "Reinigungund Entwasserung Berlins" (Берлин, 1870 - 79); "Die Anstalten der Stadt Berlin fiir die offentliche Gesundheitspflege" (Берлин, 1886). Наряду с участием в городском самоуправлении стоит его деятельность в парламенте, где опять таки санитарные вопросы составляют как бы его личную специальность; но и в обсуждении вопросов общеполитических он принимает весьма видное участие. Избранный в депутаты прусского сейма тотчас по возвращении своем из Вюрцбурга, он в том же 1856 г. сделался одним из основателей и вождей прогрессистской партии, впоследствии соединившейся с сецессионистами и превратившейся в партию свободомыслящих. Своим влиянием на ход дел эта партия в значительной степени обязана В., неуклонной твердости его в убеждениях, неутомимой его деятельности и безупречной чистоте его имени, которого никогда не смела коснуться клевета. Во время известного конфликта прусского правительства с сеймом (1862 - 66) Вирхов был одним из главным вождей оппозиции. После создания Германской империи Вирхов на время удалился с политической арены. Громкие победы германского оружия его не увлекали, в благодетельность империи, железом и кровью объединившей германский народ, он не верил. "Я не гожусь теперь", - говорил он депутациям избирателей, неоднократно просившим его принять депутатские полномочия, "в представители страны; при существующем ее настроении мне нечего делать в парламенте. Может быть я доживу до того времени, когда мой голос опять понадобится народу; тогда я явлюсь, если он позовет меня, но теперь нет". Это время наступило в начале 1880-х годов, в самый разгар реакционной политики кн. Бисмарка. Тогда В. впервые вступил в имперский парламент в качестве депутата от города Берлина и с тех пор занимает одно из первых мест в партии свободомыслящих. Биография В. в "Вестнике Европы" 1882 г., ј 8. Висконти (Visconti) - итальянский аристократический дом. Первый, исторически известный из этого дома, был Элипрандо, назначенный в 1037 г. миланским вицеграфом (vicecomes или visconte); сын его, Оттон, принял отцовский титул, как прозвище, и назвался В. Его потомки играли видную роль в Милане и Ломбардии, оспаривая первенство у дома делла Торре. - Оттон В. (1207 - 1295) 18 лет управлял Миланом; но после его смерти власть перешла опять к делла Торре, над которыми окончательно восторжествовал только Маттео В. Великий (1250 - 1322), получивший в 1311 г. сан императорского викария и миланского графа. Правнук последнего Джангалеаццо (1347 - 1402) принял титул герцога, в 1395 г. Сын его, Филипп-Mapия (1391 - 1447), имел только дочерей, и власть перешла к его зятю Франческо Сфорца. Боковые линии дома В. существуют до настоящего времени; к одной из них принадлежит семья известных археологов. Совершенно отдельный дом представляет собою швейцарско-итальянский род В.-Веноста. Витализм - так называется учение о "жизненной силе", как особом принципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живых организмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Таким признанием воодушевляющего живые организмы духовного принципа характеризуется учение анимистов или виталистов, среди которых можно отметить имена Платона, Аристотеля и в особенности Аретея (50 г. до Р. X.), кажется впервые употребившего выражение "жизненная сила", употреблявшееся с тех пор в течение всех последующих столетий, вплоть до первой половины текущего века, в особенности представителями медицинской школы Моннелье. В физиологии Бурдаха (1837) мы встречаемся еще с отголосками учения виталистов; после изучения функций органов он выражает неуверенность, чтобы этим путем можно было когда-нибудь выяснить явления жизни. Бюффон утверждал, что в состав живых тел входит особое им присущее химическое начало, не встречающееся ни в одном из тел неодушевленной природы. Против учения анимистов, или лучше виталистов, стояло другое учение Страницы: «« « 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |