Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 587   588   589   590   591   592   593   594   595  596   597   598   599   600   601   602   603   604   605  » »»

благотворного ведийского В. в  великое  пантеистическое,  верховное  над
всеми богами божество совершилось,  вероятно,  в  течение  первых  веков
после смерти Будды, т. е. около VI
   - V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории  В.  составляет  принятие
так называемых воплощений  его  или  Аватар  (Avatara  =  сошествие,  от
ava+tar = сходить). Прежде всего произошло отождествлено В.  с  любимыми
народными героями Кршной (Krishna = черный) из эпоса Магабхараты и Рамой
(Rama - темный,  черный,  красивый  (из  эпоса  Рамаяны,  которые  стали
представляться как  воплощения  В.  Весьма  возможно,  что  мотивом  для
принятия догмата об  Аватарах  служило  желание  выставить  равносильное
оружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел  на
землю в лоно Майи (Мауа), чтобы родиться снова и  достигнуть  еще  более
высокой степени.  Мало  помалу  В.  становится  великим  пантеистическим
божеством. Все остальные боги уступают ему место или сливаются с ним.  В
Магабхарате  он  изображен  так:  "в  нем,   господине   всех   существ,
заключаются все существа  -  его  свойства,  как  нанизанные  на  шнурок
драгоценные каменья; на нем покоится все существующее и  несуществующее.
Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц;  он,
бог, превышающий все, самый малый из малых, самый обширный из  обширных,
самый великий из великих, самый  выдающийся  из  выдающихся,  есть  душа
всех; он, всеведущий, всезнающий, есть создатель  всего;  в  нем  плывут
миры как птицы в воде; В. не имеет ни  начала,  ни  конца,  он  источник
существования всех существ. От тысячерукого В., главы и повелителя мира,
произошли все существа в начале времен, с него они  вернутся  при  конце
времен. Гари есть вечный  дух,  блестящий  как  золото,  как  солнце  на
безоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими  богами  в
его теле; небесные светила
   - волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос, прославляет вечный
Брахма,  ему  молятся  боги".  В  знаменитом   эпизоде   Магабхараты   -
Бхагавадшта, В. представлен досягающим до неба, с массой  голов,  рук  и
глаз,  без  начала,  средины  и  конца,  вмещающим  в  себе  бесконечное
множество разных тел и форм. Все боги и твари, все мудрецы  древности  и
все герои, небесные драконы и даже сам Брахма  совмещены  в  необъятном,
неизмеримом теле В. Число воплощений В. принимается в разное время  и  в
разных  местах  различно:  от  десяти  до  двадцати.  Самые  важные:  1)
Матсья-Аватара (Matsya=рыба): В. во время великого потопа превращается в
рыбу  и  тащит  за  собой   корабль   благочестивого   царя   Сатьяврата
(Satyavrata)  к  одной  из  вершин  Гималая,  где  он   останавливается,
способствуя этим сохранению жизни на земле.  2)  Курма  -  A.  (Kurma  -
черепаха) - глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. в  образе
черепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают  к
ней вместо каната змею Васуки (Vasuki) и вертят ее как мутовку  в  море,
пока из него не начинают появляться разные  чудесные  вещи:  апсарасы  -
нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия,  даже
луна и наконец  врач  богов  Дханвантари  с  напитком  бессмертия  Амрта
(Аmirata = амброзия). 3) Варага=А. 4) Нрсинха =А. (Nrisimba = А.): В.  в
образе получеловека,  полульва  раздирает  своими  лапами  злого  демона
Гираньякашипу (Hiranyakacipu). 5) Вамана=А. 6) Парашурама=А. (Paracurama
= Рама с топором): В.  уничтожает  надменных  и  дерзких  кшатриев,  чем
прекращает продолжительные распри между кастами брахманов и  воинов.  7)
Рамачхандра = А. (Ramachandras): В., под видом Рамы, совершает поход  на
Цейлон, прославленный в Ралаяне. 8) Воплощение в образе Кршны (Krishna),
пользовавшееся особым почитанием.  Даже  Будда,  по  позднейшему  учению
брахманов, есть одно из воплощений В. (девятое). При этом В. имел в виду
истребить в конец злых  и  испорченных  людей  и  демонов,  которые  под
влиянием Будды разрешили  закон  каст  и  поклонение  богам.  Десятое  и
последнее воплощение В. - Кальки = A. (Kalki) ожидается в будущем. Когда
Мир окончательно погрязнет в пороках, священные  писания  потеряют  свой
авторитет и жизнь людская будет  продолжаться  только  23  года,  явится
снова В., и век  зла  -  Калиюга  (Kaliyuga)  сменится  эпохой  добра  и
совершенства - Кртаюга (Kritayuga).  Вишну  изображается  обыкновенно  с
четырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице  Гаруда  (Garuda  -
первично солнечная, жар-птица). Его супруга - Шри (Cri - красота, блеск)
или Лакшми (Lakshmt = счастье, богатство, красота) -  богиня  красоты  и
счастья. Культ В. В течение cредних веков приобретал все больше и больше
значения. Бесчисленные храмы в Индии, посвященные  ему  до  сих  пор,  и
миллионы его поклонников -  вишнуитов  (Vaishnavas)  свидетельствуют  об
этом.
   С. Булич.
   Вишня. - Растения, принадлежащие к подроду Cerasus рода Prunus,  сем.
Amygdalaceae. Подрод Cerasus отличается от других подродов  рода  Prunus
(Armeniaca - абрикос, Prunus -  слива,  Padus  -  черемуха),  следующими
признаками: плод (костянка) гладкий, без налета; листья в  почкосложении
вдоль сложенные; цветы расположены зонтиками, заключающими иногда  по  2
цветка; развиваются одновременно с листьями или ранее их.  Виды:  Prunus
Cerasus L., вишня-деревцо, дающее побеги из  корней;  листья  совершенно
голые, черешки листьев без железок. Prunus Chamaecerasus Jacq.,  степная
вишня - невысокий кустарник; все части мельче, чем у  предыдущего  вида;
встречается дико в Южной и Средней России. Prunus arium  L.,  черешня  -
деревцо без корневых побегов;  листья  снизу  слегка  пушистые;  черешки
листьев у основания пластинки снабжены 2-мя железками. Отечество вишни и
черешни,  вероятно,  Закавказье,  и  сев.  Персия.  Оба  вида,  особенно
черешня,  теперь  встречаются  во  многих  местах  Европы   в   одичалом
состоянии. Знаменитый Лукулл достал в 64 году  до  Р.  X.  хороший  сорт
вишни из Понта, что подало повод утверждать, что вишня ввезена в  Италию
этим обжорой. Мнение это оспаривается Декандолем, полагающим, что вишни,
особенно P. Cerasus, уже были натурализованы  в  Италии  гораздо  прежде
Лукулла. Вишня собственно  (P.  Cerasus  L.)  разводится  у  нас  еще  в
Финляндии (63ё с. ш.), на Валааме и в южной части Вологодской  губернии.
Северный предел культуры черешни (без прикрытия)  начинается  у  нас  на
западе еще в Лифляндии, но скоро переходит к югу: уже в Могилеве черешня
не выдерживает морозов, а далее на восток и в Воронеже.
   Вишня (Cerasus caproniana DC., С. vulgaris Mill., Prunus Cerasus  L.,
Pr. acida Ehrh) - общеизвестное плодовое дерево, отличающееся от черешни
низменным, почти кустарным, ростом и кислым вкусом плодов;  ветви  у  ее
тонкие, обвислые, а корни всегда темного цвета. Вишня в  древней  Греции
была  известна  уже  во  время  Теофраста;  ныне  же  в  одичалом   виде
встречается довольно часто в Западной Европе, Южной и Средней  России  и
на Кавказе. Граница культурного распространения В. идет на  север  почти
по сентябрьской изотерме в 8ё P. : от Ботнического  залива  в  Финляндии

Страницы: «« « 587   588   589   590   591   592   593   594   595  596   597   598   599   600   601   602   603   604   605  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь