Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 824   825   826   827   828   829   830   831   832  833   834   835   836   837   838   839   840   841   842  » »»

горах, такт. назыв. восстание камизардов . Несмотря на все стеснительные
меры, протестантизм удержался  во  Франции.  Людовик  XV,  по  настоянию
иезуитов,  издал  несколько  новых  декретов  против  еретиков;  но  дух
гуманности пустил  на  столько  глубокие  корни,  что  даже  королевские
чиновники  не  в  состоянии  были  исполнять  эти  декреты.  В  1752  г.
правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм,  объявив
все  крещения   и   браки,   совершенные   реформатскими   священниками,
недействительными  и  предписав  произвести   их   вновь   католическому
духовенству. Эта мера  вызвала  новую  сильную  эмиграцию;  общественное
мнение  заставило  правительство  взять  свое   постановление   обратно.
Революция 1789 г.  предоставила  протестантам  все  политические  права,
которых  они  были  так  долго  лишены.  Кодекс  Наполеона  узаконил  их
равноправность  и  даже  реставрация  признала  за  реформатами  свободу
совести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда,
в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то  там,  то
здесь с должностей, и на юге  Франции,  особенно  в  окрестностях  Нима,
вследствие  подстрекательства  ультрароялистов  в  ультрамонтанов,  были
отдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления не
повторялись. На русском яз. о протестантском движении  во  Франции  есть
капитальные труды проф. И.  В.  Лучицкого:  "Феодальная  аристократия  и
кальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во  Франции",
в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальным
движением во Франции. Кроме того,  на  русском  яз.  см.  труд  Клячина:
"Политические собрания и политич. организация кальвинистов во  Франции".
De Felice,  "Hist.  des  protestants  en  France";  Anquez,  "Hist.  des
assemblies politiques des reformes en Fr."; Puaux, "Hist. de la  reforme
franсaise"; Lacretelle, "Hist. de  Fr.  pendant  les  gnerres  civiles";
Kitipfel, "Le  colloque  de  Poissy";  Remusat,  "La  SainteBarthelemy";
Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les  huguenots  du  XVI
siеcle";  Soldan,  "Gesch.  des  Protestantismus  in  Frankreich";   von
Pollenz,  "Gesch.  des  franz.  Calvinismus";   Baumgarten,   "Von   der
Bartholomaensnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots";  While,  "Massacre
of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".
   Гудеа - один из древнейших владетелей  (патиси)  халдейской  Циргуллы
(?), много памятников которого найдено в 1877 - 80 г. de Sarzech в Телло
(между проч., голова из диорита,  бронзовая  фигура,  каменные  плиты  с
надписями; изданы de Sarzech, в его "Dеcouvertes en Chaldee", П., 1884).
Он воздвиг храмы Истаре и Нинепу.  Памятники  его  находят  и  в  других
местах. Гоммель полагает, что  царствование  его  относится  ко  времени
более раннему,  чем  царей  Ура,  т.  е.  к  концу  IV  или  началу  III
тысячелетия до Р. X. О художественной стороне его памятников писал Reber
в "Zeitschrift fur Assyriologie".
   Б. Т.
   Гудок - старинный  русский  народный  смычковый  трехструнный  музык,
инструмент, с плоскими декою и спинкою, без вырезов по бокам. Две струны
строились  в  унисон,  а  одна  квинтою  вверх.  На  Г.  играли  как  на
виолончели.  Описание  Г.  можно  встретить   в   сочинениях   Гютри   и
Разумовского. При Екатерине II Г. был  довольно  распространен  в  южной
России, Малороссии и низовых  губерниях.  В  настоящее  время  Г.  почти
исчез. Трехструнная скрипка сибирских  якутов,  описанная  Миддендорфом,
есть, по всей вероятности, видоизмененный Г., занесенный  из  России.  В
Астраханской губ. камышовая дудка, сопель, свирель называются тоже Г.
   Гудон (Жан-Антуан Houdon)  -  знаменитый  франц.  скульптор  (1741  -
1828). Проведя детство в  художественной  обстановке  школы  des  eleves
proteges, где его отец был привратником, еще 10 -  12  летним  он  начал
упражняться в леплении. Вскоре он был принять в ученики акд. живописи  и
скульптуры, и в возрасте 15 лет уже получил в  награду  сер.  медаль.  В
1761 г., за эскиз барельефа: "Царица Савская", удостоен большой, римской
премии, с правом семилетнего пребывания в Италии  на  казенный  счет.  В
Италии исполнил модель для изучения человеческой мускулатуры, обратившую
на него всеобщее внимание а послужившую ему  этюдом  для  статуи  Иоанна
Крестителя, а также изваял статуи "Весталка" и  "Св.  Бруно";  последнее
произведение,  отличающееся  естественной   простотой   и   пластическим
спокойствием, явилось провозвестником нового направления  в  скульптуре.
По возвращении в Париж, Г., на,  основании  исполненных  им  работ,  был
избран в 1769 г. в сопричисленные к акад. живописи и ваяния,  а  в  1777
г., за мраморную фигуру "Морфей", возведен в  звание  академика.  Первым
значительным произведением Г. по возвращении во Францию  был  портретный
бюст  Дидро,  привлекший.  к  художнику  заказы   со   стороны   герцога
СаксенГотского  и  императрицы  Екатерины.  Для  первого   Г.   исполнил
несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы -  ее  бюст
(1773 г.); кроме того, русский  посланник  при  французском  дворе,  кн.
Голицын, заказал художнику два надгробных памятника для князей М.  Д.  и
А. Д. Голицыных (находятся в Богоявленском монастыре, в Москве). Что ему
было доступно изображение нежной наивности и чистой красоты, Г.  доказал
бюстом молодой девушки, известным под  назв.  "La  Petite  Lise"  (у  г.
Ефруси, в Париже). В парижском салоне  1777  г.  число  произведений  Г.
равнялось половине всех вообще выставленных скульптур, и с этого времени
определилась его  роль,  как  предводителя  франц.  скульптурной  школы.
Гудоновские портреты королевского сем., надгробный памятник гр. Эннери и
барельеф для церкви св. Женевьевы относятся к этой  эпохе.  В  следующие
затем годы исполнены Г. два бюста Мольера, из  которых  один  отличается
идеальностью,  а  другой,  наоборот,  реалистичностью,  портрет   Руссо,
поразительный по сходству и характерности  выражения.  Однако,  ни  одно
произведение Г. не имело такого успеха в публике, как воспетая поэтами и
расхваленная  художественными  критиками   статуя   "Дианы"   (мраморный
экземпляр ее неполн, в 1780 г., нах. в Имп. Эрмит.; бронзовый, исполн. в
1790 г. - в луврском  музее,  в  Париже).  Из  многих  статуй  и  бюстов
Вольтера, работы Г., особенно замечательна изображающая его  сидящим  (в
фойе Theatre Francais в Париже, повторение в Имп. Эрмитаже). В  1785  г.
Г. взял от  франц.  правительства  полугодовой  отпуск  и  отправился  в
Америку, дабы изваять, по заказу  С.  Ам.  Шт.,  статую  Вашингтона.  По
возвращении своем в Париже, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. В 1792  г.
Г. был избран в адъюнкт проф. акд., затем вступил в члены  национального
наст. Имп. Наполеон, покровительствовавший Г., заказал ему свою  статую,
которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением
Г. был бюст имп. Александра I, явившийся в парижском салоне 1814  г.  До
1823 г. Г. оставался в должности  проф.  королевской  акад.  Кроме  выше
упомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие  работы:
"La fileuse" (1788), "L'ete" (1785), статуя св. Схоластики (переделанная

Страницы: «« « 824   825   826   827   828   829   830   831   832  833   834   835   836   837   838   839   840   841   842  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь