Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 » »» горах, такт. назыв. восстание камизардов . Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV, по настоянию иезуитов, издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил на столько глубокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г. правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взять свое постановление обратно. Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность и даже реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда, в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима, вследствие подстрекательства ультрароялистов в ультрамонтанов, были отдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления не повторялись. На русском яз. о протестантском движении во Франции есть капитальные труды проф. И. В. Лучицкого: "Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции" и "Католическая лига и кальвинисты во Франции", в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальным движением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина: "Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции". De Felice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. des assemblies politiques des reformes en Fr."; Puaux, "Hist. de la reforme franсaise"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les gnerres civiles"; Kitipfel, "Le colloque de Poissy"; Remusat, "La SainteBarthelemy"; Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVI siеcle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; von Pollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von der Bartholomaensnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars". Гудеа - один из древнейших владетелей (патиси) халдейской Циргуллы (?), много памятников которого найдено в 1877 - 80 г. de Sarzech в Телло (между проч., голова из диорита, бронзовая фигура, каменные плиты с надписями; изданы de Sarzech, в его "Dеcouvertes en Chaldee", П., 1884). Он воздвиг храмы Истаре и Нинепу. Памятники его находят и в других местах. Гоммель полагает, что царствование его относится ко времени более раннему, чем царей Ура, т. е. к концу IV или началу III тысячелетия до Р. X. О художественной стороне его памятников писал Reber в "Zeitschrift fur Assyriologie". Б. Т. Гудок - старинный русский народный смычковый трехструнный музык, инструмент, с плоскими декою и спинкою, без вырезов по бокам. Две струны строились в унисон, а одна квинтою вверх. На Г. играли как на виолончели. Описание Г. можно встретить в сочинениях Гютри и Разумовского. При Екатерине II Г. был довольно распространен в южной России, Малороссии и низовых губерниях. В настоящее время Г. почти исчез. Трехструнная скрипка сибирских якутов, описанная Миддендорфом, есть, по всей вероятности, видоизмененный Г., занесенный из России. В Астраханской губ. камышовая дудка, сопель, свирель называются тоже Г. Гудон (Жан-Антуан Houdon) - знаменитый франц. скульптор (1741 - 1828). Проведя детство в художественной обстановке школы des eleves proteges, где его отец был привратником, еще 10 - 12 летним он начал упражняться в леплении. Вскоре он был принять в ученики акд. живописи и скульптуры, и в возрасте 15 лет уже получил в награду сер. медаль. В 1761 г., за эскиз барельефа: "Царица Савская", удостоен большой, римской премии, с правом семилетнего пребывания в Италии на казенный счет. В Италии исполнил модель для изучения человеческой мускулатуры, обратившую на него всеобщее внимание а послужившую ему этюдом для статуи Иоанна Крестителя, а также изваял статуи "Весталка" и "Св. Бруно"; последнее произведение, отличающееся естественной простотой и пластическим спокойствием, явилось провозвестником нового направления в скульптуре. По возвращении в Париж, Г., на, основании исполненных им работ, был избран в 1769 г. в сопричисленные к акад. живописи и ваяния, а в 1777 г., за мраморную фигуру "Морфей", возведен в звание академика. Первым значительным произведением Г. по возвращении во Францию был портретный бюст Дидро, привлекший. к художнику заказы со стороны герцога СаксенГотского и императрицы Екатерины. Для первого Г. исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы - ее бюст (1773 г.); кроме того, русский посланник при французском дворе, кн. Голицын, заказал художнику два надгробных памятника для князей М. Д. и А. Д. Голицыных (находятся в Богоявленском монастыре, в Москве). Что ему было доступно изображение нежной наивности и чистой красоты, Г. доказал бюстом молодой девушки, известным под назв. "La Petite Lise" (у г. Ефруси, в Париже). В парижском салоне 1777 г. число произведений Г. равнялось половине всех вообще выставленных скульптур, и с этого времени определилась его роль, как предводителя франц. скульптурной школы. Гудоновские портреты королевского сем., надгробный памятник гр. Эннери и барельеф для церкви св. Женевьевы относятся к этой эпохе. В следующие затем годы исполнены Г. два бюста Мольера, из которых один отличается идеальностью, а другой, наоборот, реалистичностью, портрет Руссо, поразительный по сходству и характерности выражения. Однако, ни одно произведение Г. не имело такого успеха в публике, как воспетая поэтами и расхваленная художественными критиками статуя "Дианы" (мраморный экземпляр ее неполн, в 1780 г., нах. в Имп. Эрмит.; бронзовый, исполн. в 1790 г. - в луврском музее, в Париже). Из многих статуй и бюстов Вольтера, работы Г., особенно замечательна изображающая его сидящим (в фойе Theatre Francais в Париже, повторение в Имп. Эрмитаже). В 1785 г. Г. взял от франц. правительства полугодовой отпуск и отправился в Америку, дабы изваять, по заказу С. Ам. Шт., статую Вашингтона. По возвращении своем в Париже, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. В 1792 г. Г. был избран в адъюнкт проф. акд., затем вступил в члены национального наст. Имп. Наполеон, покровительствовавший Г., заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Г. был бюст имп. Александра I, явившийся в парижском салоне 1814 г. До 1823 г. Г. оставался в должности проф. королевской акад. Кроме выше упомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие работы: "La fileuse" (1788), "L'ete" (1785), статуя св. Схоластики (переделанная Страницы: «« « 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |