Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 828   829   830   831   832   833   834   835   836  837   838   839   840   841   842   843   844   845   846  » »»

свободу, первыми - гепиды, в борьбы с которыми погиб Эллак, сын  Аттилы.
Местность по Дунаю и Тиссе была очищена от Г., перекочевавших обратно за
Прут и Днепр, где они снова разделились на  мелкие  княжества.  Один  из
князей, Динцик или Денгицих, сын Аттилы, погиб  в  468  г.  в  борьбе  с
остготами, после чего исчезает имя Гуннского царства. В войске  Нарзеса,
действовавшем против остготов, появляются  гуннские  орды  на  службе  у
римлян. Самый народ встречается еще под именем кутургуров или кутригуров
на 3 и ургуров или утригуров  на  В  от  Дона;  первые  своими  набегами
наводили страх в  VI  в.  на  восточную  Римскую  империю.  Этот  народ,
по-видимому,  тождествен  с  болгарами,  которые  после  ухода  остготов
утвердились  в  Римской  империи  и  с  течением  времени  ославянились.
Относительно  национальности  Г.  существуют  различные  взгляды.   Одни
считают их за Hjongnu китайских авторов, т. е.  за  народ  происхождения
монгольского; другие признают их  финнами,  предками  мадьяр.  Предание,
считающее  Г.  прямыми  предшественниками  мадьяр,  вероятно,   возникло
впервые в XII веке, под влиянием немецких героических сказаний, особенно
Нибелунгов. Ср. Neumann, "Die Volker des sudl. Russlana"  (Лпц.,  1847);
Cassel, "Magyar Altertumer" (Б., 1848); A. Thierry,  "Histoire  d'Attila
et de ses successeurs" (4 изд., П., 1874).
   X.
   Что касается физического  типа  Г.,  то  по  тем  скудным  известиям,
которые сохранились о внешности языке и образе жизни, можно думать,  что
это  был  народ  урало-алтайской  ветви.  Сравнивая   известия   Аммиана
Mapцелина,  Иорнанда  и  др.,  можно  заключить,  что  гунны  отличались
невысоким  ростом,  коренастым,  плечистым  сложением,  коротконогостью,
толстой короткой шеей, большой головой, плоским широким  лицом,  "как  у
грубо   изваянных   статуй",   узкими   глазами,   приплюснутым   носом,
безбородостью или редкою бородой и смуглым цветом кожи -  все  признаки,
указывающие  на  большее  сходство  с  типом  монгольских  племен,   чем
арийских, и в частности  -  славянского,  который  описывается  древними
писателями совершенно иначе, хотя некоторые исследователи,  как,  напр.,
Иловайский, и думали видеть в Г. славянскую  народность  (см.  сообщение
Иловайского о народности Г. и замечания по  этому  поводу  проф.  Н.  А.
Попова, В. О. Миллера, Ф. Е. Корша и Д. Н. Анучина, в "Трудах" этн. отд.
общ. люб. ест., VII, 1886).
   Д. А.
   Гуно  (Charles  Gounod)  -  самый  видный  представитель  современной
французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего
времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность
в 1839 г., кантатою "Fernand". В его 14 операх, 19 духовных  сочинениях,
в его симфонической и камерной музыке  много  вдохновенных  страниц;  но
среди массы его произведений следует отметить три, в  которых  дарование
его наиболее сконцентрировалось: оперы "Фауст" и "Ромео и  Джульетта"  и
духовная кантата  "Gallia".  Гласная  сторона  дарования  Г.  -  лиризм,
самобытная мелодическая и гармоническая красота, задушевность. С внешней
стороны в своих сочинениях Г. является тоже большим  мастером:  стройный
формы, красивая) всегда звучная тщательная и  своеобразная  оркестровка.
Тщательность отделки особенно проявляется в "Фаусте". Музыка Г.  в  этой
опере  непрерывно  певуча  и  красива.  Хотя  в  "Ромео   и   Джульетте"
встречаются прекрасные места, но в целом эта  опера  уступает  "Фаусту",
вследствие некоторых номеров, не лишенных общих мест. Г. - певец  любви:
как в "Фаусте", так и в  "Ромео"  он  в  любовном  элементе  доходит  до
истинно художественной высоты. В местах сильно драматических он  хотя  и
выразителен, но не достигает захватывающей силы. В его мессах  в  других
духовных произведениях чувствуется большая искренность  и  возвышенность
стиля, особенно в кантате "Gallia", написанной под влиянием тяжелой  для
Франции  годины  франко-прусской  войны.  Г.  нигде  не  выступает  ярым
новатором, но его музыка тем не  менее  дышит  новизной,  свежестью.  Он
выражается своеобразно потому, что  иначе  не  может  выражаться,  а  не
потому, чтобы он непременно хотел оригинальничать.  Хотя  оперы  "Сафо",
"La Nonne sanglante", "Le medecin inalgrе lui" (написанные в период 1851
- 1858 г.) особенного успеха не имели, во в каждой из них были  признаки
дарования, от которого можно было ожидать многого в будущем. В  1859  г.
появление"Фауста"   поставило   Г.   в   ряд   крупнейших    современных
композиторов. Успех этой оперы с каждым годом так возрастал, что неудача
последующих опер ("Philimon et Bancis", "La reine de Saba",  "Mireille")
не могла уже повредить  репутации  Г.  В  1867  г.  появление  "Ромео  и
Джульетты" опять дало Г. блестящий успех. Во время пребывания в  Лондоне
(1870 - 71) Г. написал "Grallia", а затем были поставлены в  Париже  его
оперы:  "Polyeucte"  и  "CinqMars",  с  посредственным  успехом.   Кроме
вышеупомянутых опер, Г. принадлежат "Georges Dandin". В СПб. из опер  Г.
шли: "Доктор по неволе" (в Малом театре), "Фауст", "Филимон и  Бавкида",
"Мирейль", "Ромео и Джульетта", "Сен-Марс" (на сцене  Имп.  оперы).  Ср.
Jules  Claretie,   "Charles   G."   (Пар.,   1875);   Georgina   Weldon,
"Autobiographie de Ch. G." (Л., 1875); Arthur Pougin, "Charles G."  (П.,
1877).
   Н. Соловьев.
   Гурии (арабск.,  ослепительно  белые)  -  вечно  юные,  поразительной
красоты девы, служащие, по Корану, наградой правоверным в раю  Магомета.
В роскошных, вечно зеленеющих садах покоятся Г. на драгоценных коврах, и
в их объятиях правоверного ожидает бесконечное блаженство.
   Гурилев (Александр Львович, 1802 - 56) - известный русск.  композитор
романсов. Первоначальное музыкальное образование получил от своего отца,
скрипача и композитора духовной музыки.  Много  занимался  переложениями
для органа. Из романсов Г. большою популярностью пользовались:  "Матушка
голубушка",  "Сердце",  "Ласточка",  "Не  слышно   на   палубе   песен",
"Разлука", "Майские ночи"; известна была также в свое время его баллада:
"Жил был один муж старый". Г. написал свыше  200  романсов.  Романсы  Г.
имеют  по  преимуществу  характер  меланхолически,  задушевный  и  легко
поются. Их мелодичность и простота аккомпанемента напоминают Варламова.
   Гурон (Huron) - озеро в Сев. Америке.  Одно  из  пяти  больших  озер,
соединяющихся с р. Св. Лаврентия. Лежит между 43ё и 46ё 15' сев. шир.  и
80ё и 84ё 40' зап. долг.; граничит на Ю и ЮЗ штатом Мичиган, а с  других
сторон Канадской провинцией Онтарио. Форма его  неправильна;  окружность
его  имеет  1900  км.  Соединяется  с  озерами:  Мичиганом   и   Верхним
посредством пролива Маккино и р.  Сент-Мэри;  исток  его  носит  названо
Сент-Клэр-Ривер.  Гурон  делится   на   три   неравные   части   длинным
полуостровом - Каботс-Хэд и цепью  Манитулинских  островов.  Поверхность
воды его на 19 фт. выше поверхности оз. Эри, на 352 фт. выше поверхности
Онтарио и на 578 фт. выше уровня моря. Глубина его значительнее  глубины

Страницы: «« « 828   829   830   831   832   833   834   835   836  837   838   839   840   841   842   843   844   845   846  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь