|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 » »» свободу, первыми - гепиды, в борьбы с которыми погиб Эллак, сын Аттилы.
Местность по Дунаю и Тиссе была очищена от Г., перекочевавших обратно за
Прут и Днепр, где они снова разделились на мелкие княжества. Один из
князей, Динцик или Денгицих, сын Аттилы, погиб в 468 г. в борьбе с
остготами, после чего исчезает имя Гуннского царства. В войске Нарзеса,
действовавшем против остготов, появляются гуннские орды на службе у
римлян. Самый народ встречается еще под именем кутургуров или кутригуров
на 3 и ургуров или утригуров на В от Дона; первые своими набегами
наводили страх в VI в. на восточную Римскую империю. Этот народ,
по-видимому, тождествен с болгарами, которые после ухода остготов
утвердились в Римской империи и с течением времени ославянились.
Относительно национальности Г. существуют различные взгляды. Одни
считают их за Hjongnu китайских авторов, т. е. за народ происхождения
монгольского; другие признают их финнами, предками мадьяр. Предание,
считающее Г. прямыми предшественниками мадьяр, вероятно, возникло
впервые в XII веке, под влиянием немецких героических сказаний, особенно
Нибелунгов. Ср. Neumann, "Die Volker des sudl. Russlana" (Лпц., 1847);
Cassel, "Magyar Altertumer" (Б., 1848); A. Thierry, "Histoire d'Attila
et de ses successeurs" (4 изд., П., 1874).
X.
Что касается физического типа Г., то по тем скудным известиям,
которые сохранились о внешности языке и образе жизни, можно думать, что
это был народ урало-алтайской ветви. Сравнивая известия Аммиана
Mapцелина, Иорнанда и др., можно заключить, что гунны отличались
невысоким ростом, коренастым, плечистым сложением, коротконогостью,
толстой короткой шеей, большой головой, плоским широким лицом, "как у
грубо изваянных статуй", узкими глазами, приплюснутым носом,
безбородостью или редкою бородой и смуглым цветом кожи - все признаки,
указывающие на большее сходство с типом монгольских племен, чем
арийских, и в частности - славянского, который описывается древними
писателями совершенно иначе, хотя некоторые исследователи, как, напр.,
Иловайский, и думали видеть в Г. славянскую народность (см. сообщение
Иловайского о народности Г. и замечания по этому поводу проф. Н. А.
Попова, В. О. Миллера, Ф. Е. Корша и Д. Н. Анучина, в "Трудах" этн. отд.
общ. люб. ест., VII, 1886).
Д. А.
Гуно (Charles Gounod) - самый видный представитель современной
французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего
времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность
в 1839 г., кантатою "Fernand". В его 14 операх, 19 духовных сочинениях,
в его симфонической и камерной музыке много вдохновенных страниц; но
среди массы его произведений следует отметить три, в которых дарование
его наиболее сконцентрировалось: оперы "Фауст" и "Ромео и Джульетта" и
духовная кантата "Gallia". Гласная сторона дарования Г. - лиризм,
самобытная мелодическая и гармоническая красота, задушевность. С внешней
стороны в своих сочинениях Г. является тоже большим мастером: стройный
формы, красивая) всегда звучная тщательная и своеобразная оркестровка.
Тщательность отделки особенно проявляется в "Фаусте". Музыка Г. в этой
опере непрерывно певуча и красива. Хотя в "Ромео и Джульетте"
встречаются прекрасные места, но в целом эта опера уступает "Фаусту",
вследствие некоторых номеров, не лишенных общих мест. Г. - певец любви:
как в "Фаусте", так и в "Ромео" он в любовном элементе доходит до
истинно художественной высоты. В местах сильно драматических он хотя и
выразителен, но не достигает захватывающей силы. В его мессах в других
духовных произведениях чувствуется большая искренность и возвышенность
стиля, особенно в кантате "Gallia", написанной под влиянием тяжелой для
Франции годины франко-прусской войны. Г. нигде не выступает ярым
новатором, но его музыка тем не менее дышит новизной, свежестью. Он
выражается своеобразно потому, что иначе не может выражаться, а не
потому, чтобы он непременно хотел оригинальничать. Хотя оперы "Сафо",
"La Nonne sanglante", "Le medecin inalgrе lui" (написанные в период 1851
- 1858 г.) особенного успеха не имели, во в каждой из них были признаки
дарования, от которого можно было ожидать многого в будущем. В 1859 г.
появление"Фауста" поставило Г. в ряд крупнейших современных
композиторов. Успех этой оперы с каждым годом так возрастал, что неудача
последующих опер ("Philimon et Bancis", "La reine de Saba", "Mireille")
не могла уже повредить репутации Г. В 1867 г. появление "Ромео и
Джульетты" опять дало Г. блестящий успех. Во время пребывания в Лондоне
(1870 - 71) Г. написал "Grallia", а затем были поставлены в Париже его
оперы: "Polyeucte" и "CinqMars", с посредственным успехом. Кроме
вышеупомянутых опер, Г. принадлежат "Georges Dandin". В СПб. из опер Г.
шли: "Доктор по неволе" (в Малом театре), "Фауст", "Филимон и Бавкида",
"Мирейль", "Ромео и Джульетта", "Сен-Марс" (на сцене Имп. оперы). Ср.
Jules Claretie, "Charles G." (Пар., 1875); Georgina Weldon,
"Autobiographie de Ch. G." (Л., 1875); Arthur Pougin, "Charles G." (П.,
1877).
Н. Соловьев.
Гурии (арабск., ослепительно белые) - вечно юные, поразительной
красоты девы, служащие, по Корану, наградой правоверным в раю Магомета.
В роскошных, вечно зеленеющих садах покоятся Г. на драгоценных коврах, и
в их объятиях правоверного ожидает бесконечное блаженство.
Гурилев (Александр Львович, 1802 - 56) - известный русск. композитор
романсов. Первоначальное музыкальное образование получил от своего отца,
скрипача и композитора духовной музыки. Много занимался переложениями
для органа. Из романсов Г. большою популярностью пользовались: "Матушка
голубушка", "Сердце", "Ласточка", "Не слышно на палубе песен",
"Разлука", "Майские ночи"; известна была также в свое время его баллада:
"Жил был один муж старый". Г. написал свыше 200 романсов. Романсы Г.
имеют по преимуществу характер меланхолически, задушевный и легко
поются. Их мелодичность и простота аккомпанемента напоминают Варламова.
Гурон (Huron) - озеро в Сев. Америке. Одно из пяти больших озер,
соединяющихся с р. Св. Лаврентия. Лежит между 43ё и 46ё 15' сев. шир. и
80ё и 84ё 40' зап. долг.; граничит на Ю и ЮЗ штатом Мичиган, а с других
сторон Канадской провинцией Онтарио. Форма его неправильна; окружность
его имеет 1900 км. Соединяется с озерами: Мичиганом и Верхним
посредством пролива Маккино и р. Сент-Мэри; исток его носит названо
Сент-Клэр-Ривер. Гурон делится на три неравные части длинным
полуостровом - Каботс-Хэд и цепью Манитулинских островов. Поверхность
воды его на 19 фт. выше поверхности оз. Эри, на 352 фт. выше поверхности
Онтарио и на 578 фт. выше уровня моря. Глубина его значительнее глубины
Страницы: «« « 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |