Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 825   826   827   828   829   830   831   832   833  834   835   836   837   838   839   840   841   842   843  » »»

в "Философию"); бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина  имя.
др. В Имп. Эрмитажи, сверх бюстов  Дидро,  Вольтера  и  статуй  Дианы  и
фернейского философа, хранятся еще бюсты  Даламбера  и  двух  малолетних
дочерей кн. Голицына. Воспитанный во вкусах и воззрениях эпохи  Людовика
XV, Г., однако, вскоре примкнул к направлению, поставившему себе задачей
более строгое и правильное вникновение в античные образцы, и,  благодаря
значительности своего таланта, достиг самостоятельности,  сделавшей  его
вождем скульптурной школы в эпоху Людовика XVI. Его пластические  образы
явились  полным  выражением  художественных   идеалов   этой   эпохи   и
пользовались восторженным признанием со  стороны  публики  до  появления
Давида, псевдоклассицизм которого сменил  направление  Г.  Эта  перемена
совпала с его возвращением из Америки. Стараясь  приноровиться  к  новым
требованиям общественного вкуса, он потерял свою оригинальность и впал в
подражательность.
   А. Н. - в.
   Гужон (Жан Goujon) -  франц.  ваятель  (1510  -  72).  Первоначальное
художеств,  образование  получил  во  Франции;  путешествовал  потом  по
Италии, где изучал античную скульптуру. По возвращении своем во  Францию
подчинился влиянию господствовавшего тогда вкуса. Его  первое  известное
произведение - статуя, известная под названием: "Диана" - аллегорический
портрет Дианы  де-Пуатье,  герцогини  Валантенуа.  Статуя  эта  украшала
портал замка Ане. Диана изображена нагою  и  лежащей  с  луком  в  руке,
облокотившеюся на шею оленя;  ее  куафюра  состоит  из  кос,  в  которые
вплетены драгоценные  каменья;  возле  нее  -  собака.  Эта  группа  так
понравилась королю Генриху II, что он  поручил  Г.  другие  скульптурные
работы в замке Ане.  Г.  украсил  скульптурами  также:  Экуанский  замок
(Есоаеn); отель Карнавале, в Париже, где впоследствии жила г-жа Севинье;
парижскую ратушу, в которой обращали на себя  внимание  резанные  им  из
дерева панно: "Двенадцать месяцев"; затем, ворота Сент-Антуан - четырьмя
великолепными барельефами: "Сена", "Марна", "Уаза" и "Венера,  выходящая
из волн" (находятся в настоящее время в  Лувре).  Для  церкви  монастыря
францисканцев (cordeliers) Г. изваял замечательный барельеф: "Снятие  со
Креста". Наконец, ему принадлежит  в  Париже  "Фонтан  Нимф",  известный
также под назв. Fonlaine des  Innocents,  начатый  при  Францискей  I  и
оконченный при Генрихе II. По мнению Бернини, "этот фонтан  есть  лучшее
произведение французской скульптуры, как по  удивительной  гармоничности
между архитектурною частью и фигурами, так и по изяществу.  Замечательны
также гужоновские скульптурные украшения той части Лувра,  которая  была
построена П. Леско. Г. был кальвинист и убит в  Варфоломеевскую  ночь  в
1572 году. В Лувре находятся следующие произведения Г.: барельефы  ворот
св. Антуана, "Смерть и Воскресение", "Христос"; бронзы, украшавшие собою
входную дверь замка Ане; скульптурные украшения спальни Дианы де-Пуатье,
и,  наконец,  знаменитая  группа  Дианы.  В  Мальмезоне,  бывшем  дворце
императрицы  Жозефины,  находилась  другая  Диана   Г.,   представленная
стоящей, с луком в руке. Существенные черты  таланта  Г.  заключаются  в
необыкновенно развитом чувстве изящества  и  понимании  женской  грации;
кроме того, у него нет соперников в изображении юношеских форм.  К  этим
качествам    присоединяется     понимание     условий     монументальной
декоративности, своеобразной, изящной и поэтической.
   В. Ч.
   Гук (Robert Hooke) -  английский  физик  (1635  -  1722).  Отец  его,
пастор, готовил его первоначально к духовной деятельности, но  потом,  в
виду слабости здоровья мальчика и проявляемой им способности  к  занятию
механикою,   предназначил   его   к   изучению   часового,   мастерства.
Впоследствии, однако, молодой Г. получил интерес к научным  занятиям,  и
вследствие этого был отправлен  в  вестминстерскую  школу,  где  успешно
изучал  языки  латинский,  греческий,  еврейский,   но   в   особенности
интересовался математикою и выказал большую способность  к  изобретениям
по физике и, механике. Способность его к занятиям физикою и химиею  была
признана и  оценена  учеными  оксфордского  унив.,  в  котором  он  стал
заниматься с 1653 г.; он сначала сделался помощником химика  Виллиса,  а
потом известного Бойля. В течение своей 87-ми летней  жизни  Роберт  Г.,
несмотря на слабость здоровья, был неутомим  в  занятиях,  сделал  много
научных открытий, изобретений и  усовершенствований.  В  1663  г.  лонд.
королевское общ., признав полезность и важность  его  открытий,  сделало
его своим членом; впоследствии он был назначен проф. геометрии в Gresham
College. К числу открытий Г.  принадлежат:  открытие  пропорциональности
между упругими растяжениями, сжатиями  и  изгибами  и  производящими  их
напряжениями, открытие цветов тонких пластинок, постоянства темп. таяния
льда и кипения воды, идеи о волнообразном распространении света и идеи о
тяготении. Первое из этих открытий, как утверждает он сам в своем соч. :
"De potentia restitufiva", опубликованном в 1678 г., сделано им за 18 л.
до этого времени, а в 1676 г. было помещено в другой его книге под видом
анаграммы: ceiiinosssttuv, означающей "Ut tensio sic vis". По объяснению
автора, вышесказанный закон пропорциональности применяется не  только  к
металлам, но и к дереву, камням, рогу, костям, стеклу, шелку,  волосу  и
проч.  В  настоящее  время  этот  закон  Г.  в  обобщенном  виде  служит
основанием математической теории упругости. Что касается до  прочих  его
открытий, то в них он не имеет такого  исключительного  первенства;  так
цвета тонких пластинок в мыльных пузырях Бойль заметил за 9  лет  ранее;
но Г., наблюдая цвета тонких  пластинок  гипса,  подметил  периодичность
цветов в зависимости от толщины:  постоянство  темпер.  таяния  льда  он
открыл не  ранее  членов  флорентийской  акд.,  но  постоянство  темпер.
кипения  воды  подмочено  им  ранее  Ренальдини;  идея  о  волнообразном
распространении света высказана им  позже  Гримальди,  идею  же  о  силе
тяготения, но в недостаточно определенной форме, он выразил в 1674 г.  в
соч.: "An attempt to prove the motion of the earth".
   Изобретения Г.  весьма  разнообразны.  Во-первых  следует  сказать  о
спиральной пружине для регулирования хода часов;  изобретение  это  было
сделано им в течение времени от 1656 до 1658 г. По указаниям Г.  часовой
мастер Томпсон сделал для Карла II первые часы с регулирующею  пружиною.
Гюйгенс применил регулирующую спираль позже Г., но независимо  от  него;
зацепляющие части (echappement), придуманные ими,  неодинаковы.  Идею  о
применении конического маятника к регулированию часов Г. приписывал себе
и оспаривал первенство у  Гюйгенса.  В  1666  г.  он  изобрел  спиртовой
уровень, в 1665 г. представил королевскому обществу  малый  квадрант,  в
котором алидада перемещалась  помощью  микрометренного  винта,  так  что
представлялась возможность отсчитывать минуты и  секунды;  далее,  когда
найдено  было  удобным  заменить  диоптры  астрономических  инструментов
трубами, он предложил помещать в окуляр нитяную сетку. Вообще Г.  сделал

Страницы: «« « 825   826   827   828   829   830   831   832   833  834   835   836   837   838   839   840   841   842   843  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь